Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2010 г. по делу № А82-17177/2009-29

Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 3 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быстровой Е.О.,
повторно рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Ярославская региональная компания по реализации газа"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области,
третье лицо - ООО "Ярославские сыры",
об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа,
при участии:
от заявителя - Долотов Д.В., доверенность от 25.05.2010,
Кваша О.В., доверенность от 07.06.2010,
от ответчика - не явился,
от третьего лица - не явился,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ярославская региональная компания по реализации газа" (ООО "Яррегионгаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/66-09 от 11 сентября 2009 г. (изготовлено в полном объеме 25.09.2009) в части признания ООО "Яррегионгаз" нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/66-09 от 11 сентября 2009 г. об изменении условий договора поставки газа № 60-04-0282/08 от 23.07.2007, заключенного с ООО "Ярославские сыры".
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ярославские сыры", чье обращение послужило поводом для возбуждения ответчиком дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Третье лицо и ответчик надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается судом без участия третьего лица и ответчика.
Заявитель оспариваемые акты считает незаконными, полагает, что его действия неправомерно квалифицированы антимонопольным органом как навязывание невыгодных условий договора. Подробно позиция заявителя изложена в письменных пояснениях.
Ответчик, согласно письменному отзыву, требования заявителя не признает, оспариваемые акты считает законными и обоснованными; указывает, что отказ заявителя от подписания дополнительного соглашения от 23 июня 2007 г. в редакции, предложенной покупателем, является отказом от исключения из договора, а следовательно, навязыванием невыгодного условия контрагенту со стороны ООО "Яррегионгаз" в нарушение установленного порядка ценообразования. Ответчик ссылается на Постановление Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 325/10.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 11 сентября 2009 г. принято (25 сентября 2009 г. изготовлено в полном объеме) решение по делу № 03-03/66-09 о признании ООО "Яррегионгаз" нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Абзацем 1 части 1 статьи 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3 части 1 статьи 10).
Признаки антимонопольного правонарушения усмотрены ответчиком в действиях ООО "Яррегионгаз" по отказу от исключения из договора поставки газа № 60-4-0282/08 от 23.07.2007, заключенного с ООО "Ярославские сыры", невыгодного условия о штрафе за суммарный объем газа, выбранный сверх суточного договорного объема, с применением штрафных коэффициентов 1,5 и 1,9, а также действия по направлению протокола разногласий от 06.07.2009.
Указанное решение послужило основанием для выдачи ООО "Яррегионгаз" предписания об изменении условий договора поставки газа № 60-4-0282/08 от 23.07.2007, заключенного с ООО "Ярославские сыры", путем исключения из договора пункта 3.5 в первоначальной редакции.
В ходе судебного разбирательства нашли подтверждение следующие фактические обстоятельства.
Обществом с ограниченной ответственностью "Яррегионгаз" (поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "Ярославские сыры" (покупатель) 23 июля 2007 г. заключен договор поставки газа № 60-4-0282/08 на период с 01.01.2008 по 31.12.2012.
Пунктом 3.5 договора установлен штраф за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, за все сутки поставки, рассчитываемый следующим образом:
в период с 15 апреля по 15 сентября - с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора;
в период с 16 сентября по 14 апреля - с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора.
В случае внесения изменения в пункт 17 Правил поставки газа в Российской Федерации в части отмены применения коэффициентов в размере 1,1 и 1,5 за перерасход газа покупателем размер штрафного коэффициента вместо 1,9 и 1,5 устанавливается равным 3 в течение календарного года.
По данному пункту разногласий при заключении договора между сторонами не было.
23 июня 2009 г. ООО "Ярославские сыры" направлено в адрес ООО "Яррегионгаз" с предложением рассмотреть и подписать в срок до 4 июля 2009 г. дополнительное соглашение к договору поставки газа № 60-4-0282/08 от 23 июля 2007 г. В том числе, дополнительным соглашением предлагалось исключить пункт 3.5 из договора поставки.
В тот же день, 23 июня 2009 г., ООО "Ярославские сыры" обратилось с жалобой на неправомерные действия ООО "Яррегионгаз" в Управление ФАС по Ярославской области.
ООО "Яррегионгаз" 6 июля 2009 г. направлен в адрес покупателя протокол разногласий на дополнительное соглашение от 23.06.2009, в котором поставщик предложил следующую редакцию пункта 3.5 договора поставки: "Штраф за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх месячного договорного объема, в месяце поставки рассчитывается с применением коэффициента 1,5 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора. Условия, предусмотренные настоящим пунктом, не применяются к объемам газа, израсходованным на коммунально-бытовые нужды, подтвержденным уполномоченными органами. В случае внесения изменения в Правила поставки газа в РФ в части применения коэффициентов в размере 1,1 и 1,5 за перерасход газа покупателем условия настоящего пункта договора будут пересмотрены".
Направленный покупателю протокол разногласий применительно к пункту 3.5 договора содержит дополнительную информацию следующего содержания: "ООО "Яррегионгаз", учитывая сложную экономическую ситуацию в регионе, в ближайшее время планирует рассмотреть вопрос о возможном исключении из договора пункта 3.5. В случае принятия положительного решения указанный пункт будет исключен из всех договоров поставки газа".
Ответа на протокол разногласий со стороны ООО "Ярославские сыры" не последовало.
Оценив доводы заявителя и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
Доминирующее положение ООО "Яррегионгаз" на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а также реализации природного газа населению в границах Ярославской области установлено судом, заявителем не оспаривается.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе нарушающие установленный нормативными актами порядок ценообразования.
В силу статьи 21 Закона о газоснабжении цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа подлежат государственному регулированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
Газоснабжение согласно статье 2 Закона о газоснабжении является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
В силу положений статьи 8 Закона о газоснабжении правила поставки газа утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно статье 18 указанного Закона поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами поставки газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Закона.
Как следует из пункта 1 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила), положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Пунктом 5 Правил установлено, что поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указанных Правил и иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 12 Правил поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.
Из положений пунктов 15 и 17 Правил следует, что покупатель вправе отбирать газ в большем количестве, чем согласовано в договоре поставки. При этом стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет отличной от той, которая установлена в договоре за поставку в пределах согласованного объема.
В соответствии с пунктом 17 Правил при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Пунктом 3.3 договора определено, что стоимость не выбранного покупателем газа признается неустойкой.
Пунктом 3.5 договора предусмотрен штраф за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, за все сутки месяца поставки, который рассчитывается следующим образом: в период с 15 апреля по 15 сентября - с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 договора; в период с 16 сентября по 14 апреля - с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 договора. В случае внесения изменения в пункт 17 Правил в части отмены применения коэффициентов в размере 1,1 и 1,5 за перерасход газа покупателем определен размер штрафного коэффициента вместо 1,9 и 1,5 равный 3 в течение календарного года.
По условиям пункта 5.3.2 договора фактическая стоимость газа, выбранного в месяце поставки газа, складывается из стоимости суммарных объемов газа, фактически выбранного покупателем сверх суточного договорного объема, за все сутки месяца поставки, которая рассчитывается по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора, предусматривающими порядок определения стоимости газа, отобранного покупателем в пределах согласованных сторонами объемов с учетом коэффициентов 1,1 и 1,5, установленных пунктом 17 Правил.
Указанным договором предусматриваются коэффициенты за сверхдоговорное потребление газа, повышающие стоимость газа, установленную Правилами.
Из положений статей 8, 18, 21, 23, 26 Закона о газоснабжении, пунктов 1, 5, 12, 15, 17 Правил следует, что включение в договор дополнительных по отношению к определенным пунктами 15 и 17 Правил коэффициентов, названных в договоре штрафом за потребление газа сверх договорного объема (с 15 апреля до 15 сентября - 1,9; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5), является нарушением регулируемого ценообразования в сфере газоснабжения и злоупотреблением доминирующим положением путем навязывания невыгодных для контрагента условий договора вопреки запретам, установленным частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 325/10.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.
Нарушение указанного запрета усмотрено антимонопольным управлением в действиях ООО "Яррегионгаз" по отказу от исключения из договора поставки газа № 60-4-0282/08 от 23.07.2007, заключенного с ООО "Ярославские сыры", невыгодного условия о штрафе за суммарный объем газа, выбранный сверх суточного договорного объема, с применением штрафных коэффициентов 1,5 и 1,9, а также действия по направлению протокола разногласий от 06.07.2009.
Указанные фактические обстоятельства нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства.
При этом суд полагает, что отказ ООО "Яррегионгаз" от исключения из договора поставки газа условия о штрафе за потребление сверх суточного договорного объема газа и предложение об установлении штрафа за сверхмесячный договорной объем свидетельствует о навязывании контрагенту невыгодного условия договора в нарушение установленного порядка ценообразования и правомерно квалифицировано антимонопольным органом как нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание изложенное, суд считает решение антимонопольного органа по делу № 03-03/66-09 в оспариваемой части и предписание законными и обоснованными, а требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок.

Судья
Е.В.МУХИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 02.06.2011 по делу № А82-17177/2009-29 данное решение и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 по данному делу оставлены без изменения.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 по делу № А82-17177/2009-29 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда ЯО от 03.12.2010 по делу № А82-17177/2009-29
<Суд усмотрел в действиях хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке оптовой торговли газообразным топливом, нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в отказе от исключения из договора поставки газа условия о штрафе за потребление сверх суточного договорного объема газа и предложения установления штрафа за сверхмесячный договорной объем потребления, то есть в навязывании контрагенту невыгодного условия договора>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru