АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2011 г. № 286
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ
В целях повышения эффективности формирования кадрового потенциала Липецкой области, обеспечивающего устойчивое развитие, модернизацию экономики и социальной сферы, создания единого механизма управления трудовыми ресурсами администрация Липецкой области постановляет:
1. Утвердить Концепцию
развития кадрового потенциала Липецкой области на 2011 - 2013 годы (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Управлению труда и занятости Липецкой области (П.А. Яицкий) совместно с исполнительными органами государственной власти разработать и внести на рассмотрение областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений план мероприятий по реализации Концепции
.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться Концепцией при разработке и осуществлении мероприятий, оказывающих воздействие на эффективное развитие кадрового потенциала территорий.
Глава администрации области
О.П.КОРОЛЕВ
Приложение
к постановлению
администрации области
от 15 августа 2011 г. № 286
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2011 - 2013 ГОДЫ
1. Введение
Актуальность принятия Концепции развития кадрового потенциала Липецкой области на 2011 - 2013 годы (далее - Концепция) обусловлена необходимостью создания правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих комплексное развитие трудовых ресурсов с учетом процессов технологической модернизации, социально-экономического развития области, динамики рынка труда и демографической ситуации.
Интенсификация развития экономики диктует необходимость изменений кадровой политики во всех сферах деятельности. Изменения в технологии обусловливают постоянный рост профессионально-квалификационных и других требований со стороны работодателей.
Для решения этих задач требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке кадрового потенциала для различных секторов экономики и развитию трудовых ресурсов Липецкой области.
В этой связи создание системы профессионального образования, ориентированного и быстро реагирующего на запросы динамичного рынка труда, конкретные запросы работодателей, является одной из приоритетных задач для органов государственной власти и бизнеса.
Концепция направлена на формирование кадрового потенциала Липецкой области, обеспечивающего устойчивое развитие, модернизацию экономики и социальной сферы в рыночных условиях, создание эффективного механизма управления формированием, развитием трудовых ресурсов.
Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.
I. Факторы, влияющие на развитие кадрового потенциала
Липецкой области
1.1. Основные социально-экономические факторы
В 2010 году экономика области успешно преодолевала последствия глобального экономического кризиса и по итогам года вышла на траекторию устойчивого роста. Отмечается положительная динамика по основным макроэкономическим показателям: объем валового регионального продукта по сравнению с 2009 годом увеличился на 2,4% и в денежном выражении составил 252,4 млрд. рублей. На 10 пунктов вырос индекс промышленного производства, внешнеторговый оборот увеличился на треть, инвестиции в основной капитал - на 9%.
Наблюдается рост показателей, характеризующих уровень жизни населения, - среднемесячные среднедушевые доходы населения выросли на 13%, реальные располагаемые денежные доходы жителей области увеличились почти на 6%, пенсии - на 23%.
Реализация Стратегии
социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, Схемы территориального планирования, Инвестиционной стратегии
Липецкой области на период до 2020 года, Программы
социально-экономического развития Липецкой области на 2009 - 2012 годы и ряда других областных целевых программ будет способствовать дальнейшему увеличению объемов производства и, как следствие, росту потребности работодателей в рабочей силе.
- организация сети центров, оказывающих услуги по профориентации учащихся общеобразовательных учреждений и незанятой молодежи, содействие в получении профессионального образования незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии и специальности, до начала трудовой деятельности;
- разработка и реализация мер по планированию и поддержке профессиональной карьеры выпускников в системе профессионального образования;
- развитие технического творчества, технических и военно-прикладных видов спорта среди детей и молодежи;
- развитие трудовой мотивации подростков через организацию временной занятости несовершеннолетних по профессиям, востребованным на рынке труда;
- обучение безработных граждан по заявкам работодателей, в том числе по профессиям, наиболее востребованным на региональном рынке труда, а также способствующим самозанятости и предпринимательству.
4. Развитие системы обучения персонала на производстве:
- стимулирование разработки в организациях программ развития персонала и повышения производительности труда, системы планирования потребности в кадрах на перспективу;
- содействие созданию условий для профессионального роста, максимальной реализации профессиональных способностей и профессиональных качеств человека на основе повышения мотивации труда и овладения современными технологиями;
- повышение социальной ответственности работодателей;
- организация обучения работников кадровых служб по вопросам кадрового обеспечения организаций, развития персонала на производстве;
- содействие развитию договорных отношений работодателей с образовательными учреждениями по вопросам целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- организация опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению, с целью сохранения их квалификации и трудоустройства на предприятии;
- содействие созданию системы сертификации персонала;
- изучение и распространение передового опыта в сфере организации работы с персоналом и новых методов подбора кадров;
- организация обучения руководителей и специалистов организаций по охране труда.
5. Использование механизмов социального партнерства для решения проблемы кадрового обеспечения организаций:
- включение в трехстороннее соглашение между администрацией области, Федерацией профсоюзов Липецкой области и объединениями работодателей Липецкой области положений по профессиональной подготовке и обеспечению кадрами приоритетных отраслей экономики, развитию кадрового потенциала;
- регулирование вопросов кадрового обеспечения при заключении отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров на предприятиях;
- привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки необходимых им высококвалифицированных кадров, в разработке учебных планов, формировании перечня специальностей, необходимых различным сферам экономики;
- содействие включению в коллективные договоры мероприятий по социальной поддержке и закреплению молодых специалистов в организациях;
- содействие в создании условий для организации производственной, технологической, преддипломной практики студентов и учащихся;
- реализация комплекса мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих специальностей, включая использование возможностей социальной рекламы, проведение областных и территориальных конкурсов.
6. Формирование условий для повышения миграционной привлекательности территории:
- регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы;
- выработка механизма привлечения наиболее востребованных контингентов рабочей силы через подготовку предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
- регулирование трудовой миграции с учетом профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы;
- обеспечение контроля за соблюдением условий трудового законодательства в организациях, использующих иностранную рабочую силу;
- формирование банка данных организаций, использующих иностранную рабочую силу.
7. Информационное обеспечение рынка труда и рынка образовательных услуг, информирование населения:
- о состоянии и перспективах развития отраслей экономики и регионального рынка труда;
- о качестве подготовки специалистов учебных заведений профессионального образования;
- о трудоустройстве, карьерном росте и уровне оплаты выпускников различных специальностей;
- о трудоустройстве выпускников высших учебных заведений и временной занятости студентов;
- о профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и молодежи;
- о развитии инфраструктуры рынка труда, элементом которой являются негосударственные учреждения - кадровые агентства и др.;
- о прогнозируемой потребности в кадрах в разрезе профессий (специальностей) в целях формирования сознательного отношения к выбору профессий, профилю и уровню получаемого образования;
- о совершенствовании системы информационной поддержки государственной политики содействия занятости населения (развитие сети информационных услуг о состоянии рынка труда, перспективах трудоустройства и обучения, тенденциях спроса и предложениях рабочей силы).
IV. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация положений, предусмотренных настоящей Концепцией, позволит:
- создать систему работы с персоналом, обеспечивающую воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций области в соответствии с требованиями рынка труда и модернизации экономики;
- улучшить подготовку резерва кадров;
- увеличить приток молодежи на предприятия путем повышения престижности рабочих профессий;
- повысить конкурентоспособность рабочей силы;
- удовлетворить потребности трудящихся в реализации своих способностей, опыта, самореализации;
- предотвратить массовое высвобождение работников предприятий и организаций, уменьшить скрытую и циклическую безработицу.