Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карачаево-Черкесская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 05 августа 2010 года

Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Чепурова В.В.,
при секретаре Куданетовой М.М.,

с участием прокурора Тебуевой Д.А., Мурадовой А.Ю.,
представителя заявителя ООО (...) Польниковой М.В.,
представителя Правительства КЧР Макаровой А.В.,
представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР (Управление Росреестра по КЧР) Койчуевой З.М., Тхакоховой М.Т.,
представителя ФГУП (...) Винник Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-11/2010 по заявлениям ООО (...) и прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании нормативного правового акта Постановления Правительства КЧР № 492 от 23.12.2009 года противоречащим федеральному закону,

установил:

Правительством Карачаево-Черкесской Республики 23.12.2009 года принято постановление № 492 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики" (далее - Постановление), которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики согласно приложению.
ООО (...) обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим законодательству РФ, а именно Земельному кодексу РФ, постановления Правительства КЧР № 492 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики" с утвержденным приложением в полном объеме.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является собственником земельных участков, категории земли - земли населенных пунктов, расположенных по адресам: <адрес>, общей площадью (...) кв.м., <адрес> общей площадью (...) кв.м., <адрес>, общей площадью (...) кв.м., <адрес>, <адрес> общей площадью (...) кв.м., <адрес> общей площадью (...) кв.м., <адрес>, <адрес> общей площадью (...) кв.м., а кроме того, на праве аренды обществу принадлежат земельные участки, категории земли - земли населенных пунктов, расположенные по адресам: <адрес> общей площадью (...) кв.м., <адрес> <адрес> общей площадью (...) кв.м..
По мнению заявителя, кадастровая стоимость указанных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, а следовательно Постановление Правительства КЧР является незаконным и противоречит положениям статьи 66 земельного кодекса РФ, которая определяет, что кадастровая стоимость земельного участка не может быть больше, чем рыночная.
Считает, что необоснованное завышение кадастровой стоимости приводит к нарушению его права платить законно установленные налоги.
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта Постановления Правительства КЧР № 492 от 23.12.2009 года противоречащим федеральному закону в полном объеме и недействующим с момента вынесения решения суда.
По мнению прокурора КЧР, при проведении оценки нарушены требования п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, требования п.п. 2.2.1, 2.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 и ст.ст. 65, 66 земельного кодекса РФ, так как при проведении оценки не была собрана достоверная и достаточная информация, необходимая для определения кадастровой стоимости земли, а применение неправильно определенных расценок при расчете земельного налога и арендной платы за землю приведет к нарушению прав как физических, так и юридических лиц, которые относятся к неопределенному кругу лиц.
Определением Верховного суда КЧР от (...) заявления ООО (...) и прокурора Карачаево-Черкесской Республики объединены в одно производство и данному гражданскому делу присвоен номер N....
Правительство КЧР подало возражения на заявления ООО (...) и прокурора КЧР, в которых указало, что в соответствии с действующим законодательством орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Постановлением Правительства КЧР от (...) N... образована республиканская комиссия по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР, которая на заседании (...), на основании акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N..., согласованного Заместителем руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, приняла решение: рекомендовать для утверждения результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР; представить результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР для их утверждения в Правительство КЧР. По результатам рассмотрения протокола заседания республиканской комиссии по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР, Постановлением Правительства КЧР от (...) N... утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов КЧР. Таким образом, Правительством КЧР утверждены результаты кадастровой оценки на основании результатов, предоставленных Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по КЧР. Проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов входит в компетенцию Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (ныне Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Ни одним из нормативных актов и законодательством РФ, не закреплено право не утверждать результаты оценки, в случае несогласия органов исполнительной власти с результатами кадастровой оценки, то есть Правительство КЧР обязано утвердить предложенные результаты оценки в любом случае. Кроме того, оспариваемое постановление прошло юридическую экспертизу в Министерстве юстиции РФ по КЧР на соответствие требованиям Конституции РФ и федерального законодательства и признано соответствующим. Считают, что постановление Правительства КЧР от (...) N... является законным и принято в пределах полномочий Правительства КЧР.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР (Управление Росреестра по КЧР) подало возражения на заявления ООО (...) и прокурора КЧР, в которых указало, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Карачаево-Черкесской Республики проводились ФГУП (...) По результатам проведенных работ был составлен отчет, который был представлен в Росреестр и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. По результатам проверки Росреестром было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, что подтверждается актом проверки и письмом Росреестра от (...). После проведения проверки, согласованные Росреестром результаты кадастровой оценки вместе с актом проверки были направлены в Управление Роснедвижимости по Карачаево-Черкесской Республике, которое представило их на утверждение в Правительство Карачаево-Черкесской Республики. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены исполняющим обязанности Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики (...) путем принятия постановления. Управление Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике не обладает полномочиями по проверке отчета на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, по утверждению результатов данной оценки, а значит и по отмене результатов оценки как для отдельно хозяйствующих субъектов, так и в целом результатов государственной кадастровой оценки всех земельных участков. То обстоятельство, что кадастровая стоимость используемых заявителем земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, не может свидетельствовать о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений по Карачаево-Черкесской Республике кадастровой оценки, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка. Нормы пункта 3 статьи 66 земельного кодекса РФ, на которые ссылается заявитель в обоснование своей правовой позиции, также не содержат таких положений.
ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" также подало возражения на заявления ООО "ТПК "Трансснаб" и прокурора КЧР, в которых указало, что Обществом были выполнены работы в соответствии с Методическими указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от (...) N.... Технология реализована в официальном специальном программном обеспечении "Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов" (далее СПО). В соответствии с п. 3.3. Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее ГКОЗ НП), утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 г. № П/0152, кадастровая стоимость земельных участков рассчитывается путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости. Рыночная стоимость указанных земельных участков определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В результате определения рыночной стоимости каждого земельного участка составляется отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка (подпункт 4.2 настоящих Рекомендаций). Установленные значения рыночной стоимости земельных участков, отображаются по форме Таблицы 3 Приложения 15 настоящих Рекомендаций и в дальнейшем загружаются в специальное программное обеспечение "Расчет кадастровой стоимости Земельных участков в составе земель населенных пунктов" (далее - СПО), где приравниваются к кадастровой стоимости. Технические рекомендации сопровождаются специальным программным обеспечением "Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов". Методические указания, Технические рекомендации, СПО и руководство пользователя СПО составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. СПО разработано по заказу Росреестра и исполнителю работ предоставляется только его территориальными органами - Управлением Росреестра по субъекту РФ. Каждый из источников информации обладает той или иной степенью надежности информации, ее информативности, адекватности и, в зависимости от его качественных характеристик, может быть расположен в определенной последовательности, позволяющей решить вопрос бессистемного сбора информации. Сбор информации следует проводить, прежде всего, с использованием наиболее информативных, достоверных источников, с наибольшей адекватностью содержащихся в нем сведений. Одними из важных источников, содержащих довольно полную и важную информацию о рынке недвижимости, являются базы данных риэлторских и рекламных организаций, специализирующихся на рынке недвижимости. По сравнению со сведениями о уже довершенных сделках или результатами индивидуальной оценки рыночной стоимости, сведения, содержащиеся в объявлениях о покупке/продаже/сдаче в аренду недвижимости, носят характер предложения продажи/сдачи в аренду. Однако существуют методы оптимизации позволяющие проводить анализ и проверку таких сведений, удалять из дальнейшего рассмотрения недостоверные, неточные объявления и как следствие повышают достоверность данной информации. На территории Карачаево-Черкесской Республики такой рекламной организацией является газета "Все для Вас". Сведения о совершенных сделках с объектами недвижимости является источником рыночной информации, поскольку отражают стоимость уже свершившихся сделок. Но данные УФРС не всегда достаточно точно отражают реальную ценовую ситуацию, так как практически все зарегистрированные сделки с недвижимостью имеют заниженную цену с целью снижения налога на продажу. В кругу оценщиков данный источник информации о рыночной стоимости не является достоверным и отражающим реальный уровень цен на рынке недвижимости и используется только при отсутствии других достоверных источников информации. На заседании МВК утверждены источники информации, которые могут использоваться оценщиками. Оценщики вправе отдать предпочтение тому источнику, который считают достоверным, отражающим реальную цену на рынке недвижимости, а остальные источники информации, использовались бы случае, если бы количество рыночной информации было недостаточно для построения математической модели расчета кадастровой стоимости. Количества сделок до даты оценки - 01.01.2008 года - рыночной информации за 2007 год, было недостаточно для построения математической модели расчета кадастровой стоимости, поэтому возникла необходимость использовать рыночную информацию за 2008 год. Проводилась обработка собранной рыночной информации - вносились корректировки в цену предложения-продажи: корректировка на торг (скидка на уторговывание), которой цена предложения-продажи переводится в цену сделки -продажи;. корректировка на дату предложения, которой цена объекта аналога приводится к дате оценки 01.01.2008 года. Так как рыночная информация - это сделки с едиными объектами недвижимости (земельный участок со зданием), было проведено выделение стоимости земельного участка из стоимости единого объекта недвижимости. В Отчете изложен порядок сбора информации о рыночных ценах и величине арендной платы за объекты недвижимости. Весь алгоритм расчета рыночной стоимости земельных участков собранных в ходе сбора рыночной информации был представлен в Приложениях к Отчету в таблицах 7, 7А, 7Б, что соответствует структуре Отчета. Кроме того, все расчеты были проверены в ходе прохождения экспертизы Отчета в Росреестре (г. Москва). При расчете кадастровой стоимости земельных участков всех групп видов разрешенного использования земель использовались факторы отражающие коммунальную Инфраструктуру (электро-, тепло-, газо-, водоснабжении и канализация). В СПО значения факторов стоимости для оцениваемых земельных участков были рассчитаны с использованием графических материалов, для сельских населенных пунктов значения факторов стоимости были проставлены семантически для каждого объекта оценки по данных представленным администрациями сельских муниципальных образований. Вся собранная исходная информация по значениям факторов стоимости представлена в Приложениях к Отчету, согласно Типовой структуре отчета. Для 1 и 2 ВРИ в группе "Город" были составлены электронные тематические карты для расчета значений факторов стоимости, т.е. на исходный картографический материал были нанесены все факторы стоимости, утвержденные на МВК, в том числе школы, больницы, детские сады и т.д. Информация представлена в Приложении к отчету "Слои цифровых тематических карт". Все расчеты производились с использованием СПО. Собранной рыночной информации было достаточно для построения математической модели расчета кадастровой стоимости. Перегруппировка, уточнение факторов стоимости, расчет рыночной стоимости не требовались. Если собранной рыночной информации недостаточно или нет связи между рыночной ценной и факторами стоимости - математическая Модель не строится (принцип методов массовой оценки). Объектами оценки в соответствии с п. 6. Административного регламента федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", являются земельные участки, стоящие на кадастровом учете и имеющие полные сведения о Характеристиках земельных участков. Согласно п. 3.8. Технических рекомендаций расчет средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1-(...) Методических указаний, осуществляется на основании определенных значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков соответствующих видов разрешенного использования в целях реализации: пункта 2 статьи 66 земельного кодекса Российской Федерации. Результаты расчета средних значений УПКС земель представляются по форме Таблицы 2 Приложения 17; приказа Минэкономразвития России от (...) N... "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка". Результаты расчета средних значений УПКС земель представляются по форме Таблицы 1 Приложения 17. В случае если в кадастровом квартале отсутствуют земельные участки одного из видов разрешенного использования, для такого кадастрового квартала рассчитывается среднее (взвешенное по площади) значение УПКС земельных участков этого вида разрешенного использования по населенному пункту (далее - по муниципальному району (городскому округу), далее - по субъекту Российской Федерации) (для данных Таблицы 2 Приложения 17). Данные расчеты производятся непосредственно СПО. Юридические лица, собственники земельных участков вправе проводить для своих целей индивидуальную рыночную оценку, но не для использования данных отчетов и их результатов для кадастровой оценки. Юридическое лицо является заинтересованным лицом в полученной рыночной стоимости его земельного участка, данные рыночные отчеты не проходили экспертизу и не могут служить основанием для расчета кадастровой стоимости. Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики проведена в соответствии с действующим законодательством РФ. Просили в удовлетворении требований прокурору КЧР и ООО (...) отказать.
Участвующие в деле прокуроры Тебуева Д.А. и Мурадова А.Ю. требования, изложенные в заявлении поддержали и пояснили, что к изложенному в заявлении дополнений не имеют.
Представитель ООО (...) Польникова М.В. требования, изложенные Обществом в заявлении поддержала и пояснила, что к изложенному в заявлении дополнений не имеет.
Представитель Правительства КЧР Макарова А.В. с заявлениями прокурора КЧР и ООО (...) не согласилась, поддержала представленные в суд возражения и пояснила, что дополнений к ним не имеет.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР (Управление Росреестра по КЧР) Койчуева З.М. и Тхакохова М.Т. с заявлениями прокурора КЧР и ООО (...) не согласились, поддержали представленные в суд возражения и пояснили, что дополнений к ним не имеют.
Представитель ФГУП (...) Винник Л.Г. с заявлениями прокурора КЧР и ООО (...) не согласилась, поддержала представленные в суд возражения и дала пояснения по существу аналогичные изложенному в возражениях.
02.08.2010 года по делу был объявлен перерыв до 05.08.2010 года в 11 часов 00 минут. Стороны по делу были извещены об этом под роспись, однако представитель ФГУП (...) будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание (...) не явился, сведений об уважительной причине неявки суду не представил, с ходатайством об отложении дела не обратился, в связи с чем, с учетом мнения сторон, суд решил продолжить рассмотрение дела в отсутствие представителя ФГУП (...)
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" N... от (...) (далее Постановление Пленума Верховного Суда РФ) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Согласно ст. 1 Закона КЧР "О Правительстве КЧР" № 371-ХХII от 06.01.1998 года (в ред. Закона КЧР от 21.06.2004 № 8-РЗ) Правительство Карачаево-Черкесской Республики является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики.
В силу п. 10 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 316 от 8 апреля 2000 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 № 206), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики N... от (...) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР" принято в пределах установленной компетенции Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
Согласно ст. 26 Закона КЧР "О Правительстве КЧР" № 371-ХХII от 06.01.1998 года Правительство республики в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики, принимаемых большинством голосов от общего числа членов Правительства.
В соответствии с представленной Правительством КЧР выпиской протокола Правительства КЧР N... от (...) установлено, что оспариваемое Постановление Правительства КЧР было принято большинством голосов от общего числа членов Правительства.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт издан в форме постановления, принят большинством голосов от общего числа членов Правительства КЧР, суд, с учетом вышеизложенной нормы действующего законодательства, считает, что форма издания и порядок принятия указанного нормативного правового акта Правительством КЧР соблюдены.
В силу ч. 1 ст. 42 Закона КЧР "О нормативных правовых актах КЧР" N... от (...) (в ред. Закона КЧР от (...) № 35-РЗ) официальным опубликованием конституционного закона Карачаево-Черкесской Республики, республиканского закона, постановления Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, нормативного правового акта Президента Карачаево-Черкесской Республики, Правительства, Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики, республиканского министерства либо ведомства является первая публикация его полного текста в газете "День республики", либо в Сборнике нормативных правовых актов органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, либо внесение его текста в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Конституционные законы Карачаево-Черкесской Республики, законы Карачаево-Черкесской Республики подлежат обязательному опубликованию в газете "День республики".
Вышеуказанной и не оспоренной нормой действующего законодательства КЧР опубликованием нормативного правового акта, в том числе постановления Правительства КЧР является первая публикация его полного текста в газете, либо внесение его текста в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ.


К постановлениям Правительства КЧР не предъявляется требований к обязательному опубликованию его полного текста в газете "День республики".
Как установлено в судебном заседании, оспариваемое постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики N... от (...) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР" внесено в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ - (...) и размещено в Интернете, чем была обеспечена доступность сведений об указанном нормативном правовом акте. Указанное обстоятельство подтверждается письменным сообщением заместителя начальника Управления Министерства юстиции РФ по КЧР N... от (...) и не оспаривается сторонами.
Таким образом, Суд считает, что порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта нарушен не был.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона КЧР "О нормативных правовых актах КЧР" № 48-РЗ от 02.12.2002 года (в ред. Законов КЧР от 05.07.2005 № 50-РЗ, от 24.06.2008 № 35-РЗ) иные нормативные правовые акты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, нормативные правовые акты Президента и Правительства, Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики, республиканских министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Карачаево-Черкесской Республики по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования.
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление официально опубликовано путем внесения в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ (...), следовательно указанный нормативный правовой акт вступил в силу (...).
С учетом всего вышеизложенного, суд полагает установленным, что оспариваемое постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики N... от (...) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР" принято в пределах полномочий Правительства Карачаево-Черкесской Республики, с соблюдением требований законодательства к форме указанного нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Вместе с тем, в силу п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N... от (...), если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от (...) N... утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215 (далее - Регламент).
В силу положений Регламента (пункты 9.6 - 9.12) проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов.
Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью в ходе проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от (...) N...
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
о соответствии отчета методическим указаниям;
о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
При рассмотрении настоящего дело Судом установлено, что Постановлением Правительства КЧР от (...) N... "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в КЧР" решено: признать необходимым проведение государственной кадастровой оценки земель в КЧР в течение 2006-2011 годов и образовать республиканскую государственную комиссию по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земель согласно приложению.
Работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики проводились Северо-Кавказским филиалом ФГУП (...) в соответствии с государственным контрактом от (...) N....
По результатам проведенных работ составлен отчет, который (...) прошел предварительную проверку в Управлении Роснидвижимости по КЧР, а затем с (...) по (...) был проверен Роснедвижимостью, но не получил положительного заключения, в связи с чем (...) перечень выявленных нарушений был направлен директору Северо-Кавказского филиала ФГУП (...) для устранения замечаний.
Повторный отчет вновь прошел предварительную проверку (...) в Управлении Роснидвижимости по КЧР, а затем с (...) по (...) был проверен Роснедвижимостью, но также не получил положительного заключения, в связи с чем (...) перечень выявленных нарушений, в очередной раз, был направлен директору Северо-Кавказского филиала ФГУП (...) (...) для устранения замечаний.
(...), в очередной раз, отчет прошел предварительную проверку в Управлении Роснидвижимости по КЧР и в третий раз направлен в Роснедвижимость (...). (...) заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) направил в Управление Роснедвижимости по КЧР акт проверки N..., согласно которому принято решение: Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от (...) N....
Протоколом заседания республиканской комиссии по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР от (...), на основании акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N..., согласованного Заместителем руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, принято решение: рекомендовать для утверждения результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР; представить результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР для их утверждения в Правительство КЧР.
По итогам принятого решения государственной комиссией по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земель от (...), результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Правительством Карачаево-Черкесской Республики (...) путем принятия оспариваемого постановления.
Судом не установлено превышения либо иного нарушения полномочий Правительства КЧР при принятии оспариваемого акта.
Также не установлено данных об утверждении Правительством КЧР иных результатов кадастровой стоимости оценки земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики, чем было согласовано с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
С учетом изложенного, а также вышеприведенных норм федерального законодательства РФ, суд приходит к выводу о том, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики проведена и оспариваемое постановление принято с соблюдением требований действующего федерального законодательства, в установленном им порядке и в пределах компетенции уполномоченных на то органов государственной власти.
При этом суд исходит из того, что контроль за ходом проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации в силу требований действующего федерального законодательства осуществляется компетентным органом государственной власти - Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимостью) и его территориальными Управлениями в субъектах Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, такой контроль осуществлялся и при проведении работ по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики.
Кроме того, Судом установлено, что при определении кадастровой стоимости земельных участков соблюден также и Административный регламент по организации проведения государственной кадастровой оценки земель.
Представленный Северо-Кавказским филиалом ФГУП (...) отчет по результатам выполненных работ был предметом проверки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по всем показателям, в том числе полноты и достоверности рыночной информации о стоимости земельных участков и состава факторов, влияющих на кадастровую оценку.
Каких-либо нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при проведении Северо-Кавказским филиалом ФГУП (...) работ по кадастровой оценке Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) установлено не было, в связи с чем было принято решение о соответствии отчета Северо-Кавказского филиала ФГУП (...) Методическим указаниям, а согласованные результаты кадастровой оценки вместе с актом проверки направлены в Управление Роснедвижимости по Карачаево-Черкесской Республике и впоследствии представлены на утверждение в Правительство Карачаево-Черкесской Республики.
Таким образом, единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", не нашел никаких нарушений Методических указаний при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что принятое Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) решение (акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N...), которым установлено соответствие Отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель, никем не обжаловано и не отменено.
С учетом изложенного, суд не может согласиться с доводами заявителей о наличии таких нарушений при проведении работ при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Более того, проверка доводов заявителей о необоснованности утвержденной кадастровой стоимости земель по мотивам недостаточности источников рыночной информации о стоимости земельных участков, использованных Северо-Кавказским филиалом ФГУП (...) при проведении работ, и применении недостаточного числа факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, выходит за рамки судебного нормоконтроля, осуществляемого судом в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что утвержденная оспариваемым постановлением кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, само по себе о недостоверности результатов, проведенной в отношении земель поселений в Карачаево-Черкесской Республике, кадастровой оценки свидетельствовать не может, поскольку действующее, на момент принятия оспариваемого акта, законодательство не содержало каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.
При рассмотрении настоящего дела судом не применяется Федеральный Закон РФ № 167-ФЗ от 22 июля 2010 года "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об оценочной деятельности в РФ" и отдельные законодательные акты РФ", вступивший в законную силу 26.07.2010 года, поскольку в силу ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 6 федерального закона РФ № 167-ФЗ от 22 июля 2010 года настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Ссылка заявителей на представленные ими отчеты об оценке земельных участков, в обоснование своих требований в части того, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, также не может быть принята судом во внимание, поскольку данные отчеты не проходили экспертизу и не могут служить основанием для расчета кадастровой стоимости.
Таким образом, поскольку постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики N... от (...) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР" принято в пределах полномочий Правительства Карачаево-Черкесской Республики, с соблюдением требований действующего федерального законодательства, с соблюдением порядка принятия и введения его в действие, Суд считает, что заявления ООО (...) и прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании нормативного правового акта Постановления Правительства КЧР № 492 от 23.12.2009 года противоречащим федеральному закону не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

решил:

В удовлетворении заявлений ООО (...) и прокурору Карачаево-Черкесской Республики о признании нормативного правового акта Постановления Правительства КЧР № 492 от 23.12.2009 года противоречащим федеральному закону - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ через Верховный Суд КЧР в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 10 августа 2010 года.

Председательствующий судья
В.В.Чепуров




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного Суда (ВС) Карачаево-Черкесской Республики от 05.08.2010
"О рассмотрении в открытом судебном заседании гражданского дела № 3-11/2010 по заявлениям ООО (...) и прокуроры Карачаево-Черкесской Республики о признании нормативного правового акта Постановления Правительства КЧР № 492 от 23.12.2009 года противоречащим федеральному закону"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru