Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 ноября 2010 г. по делу № А82-8341/2010-14

Резолютивная часть оглашена 12.11.2010.
Арбитражный суд Ярославской области в составе:
судьи Сурововой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Секериной С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск к департаменту культуры Ярославской области
о признании незаконным предписания от 03.06.2010 № 2346 в отношении дома № 3 по ул. Герцена в г. Рыбинске,
при участии:
от заявителя - Орловой М.Г. по доверенности от 26.08.2010,
от ответчика - Субботиной Е.Н. по доверенности от 11.01.2010,

установил:

департамент недвижимости администрации городского округа город Рыбинск обратился в суд с заявлением о признании недействительным предписания департамента культуры Ярославской области от 03.06.2010 № 2346 о выполнении противоаварийных работ в отношении выявленного объекта культурного наследия - дома № 3 по ул. Герцена в г. Рыбинске.
Заявленные требования основаны на том, что дом № 3 по ул. Герцена в г. Рыбинске не является объектом культурного наследия, поскольку не соблюдена процедура его отнесения к объектам данного вида.
Департамент культуры считает вынесенное предписание законным, процедуру отнесения объекта к выявленным объектам культурного наследия - соблюденной.
Судебное разбирательство проведено с перерывом с 08.11.2010 по 12.11.2010, объявленному судом с целью предоставления сторонам возможности подготовить аргументированные возражения на доводы друг друга. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе.
Рассмотрением материалов дела судом установлено.
Дом № 3 по ул. Герцена в г. Рыбинске является муниципальной собственностью Рыбинского муниципального округа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 76 АА 125275, выданного 24.03.2004.
Приказом заместителя главы администрации городского округа г. Рыбинск от 13.11.2009 № 60 жилой дом № 3 по ул. Герцена был переведен в нежилое здание.
Постановлением главы Администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329 дом № 3 по ул. Герцена в г. Рыбинске был отнесен к вновь выявленным памятникам истории и культуры как дом Рыбакова, 1900-е годы постройки.
В отношении указанного объекта между департаментом недвижимости администрации Рыбинского муниципального округа и Администрацией Ярославской области в лице департамента культуры и туризма 11.02.2004 было оформлено охранное обязательство собственника по сохранению объекта культурного наследия.
03.06.2010 заявителем было получено предписание департамента культуры Ярославской области от 03.06.2010 № 2346 о необходимости выполнения противоаварийных работ в срок до 05.07.2010 на выявленном объекте культурного наследия - доме № 3 по ул. Герцена в г. Рыбинске ("Дом Рыбакова", 1900-е гг.). Основанием предписания явились результаты проведенной департаментом культуры проверки порядка сохранения и использования указанного объекта недвижимости, в ходе которой было установлено нарушение требований сохранения памятника культурного наследия. В акте проверки технического состояния здания от 31.05.2010 было зафиксировано значительное разрушение объекта после пожара, произошедшего 19.05.2010.
Департамент недвижимости полагает, что дом № 3 по ул. Герцена в г. Рыбинске не относится к вновь выявленным памятникам истории и культуры, поскольку при включении объекта в список вновь выявленных памятников не была соблюдена процедура, установленная законодательством. В обоснование своей позиции ссылается на следующие доводы.
1. В период отнесения указанного выше объекта к вновь выявленным памятникам истории и культуры (1993 год) правоотношения регулировались нормами Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры", постановлением Совета Министров СССР № 865 от 16.09.1982 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" (далее - Положение) и требованиями Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР № 203 от 13.05.1986 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 18 Положения, пунктом 12 Инструкции при получении сведений об обнаружении объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Для проведения экспертизы уполномоченные государственные органы привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций.
В данном случае экспертиза не проводилась, поэтому объект не может быть включен в список вновь выявленных памятников.
2. В настоящее время отношения сторон в области сохранения и охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Закона № 73-ФЗ объекты, являющиеся на день вступления в силу данного закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании Закона РСФСР от 15.12.1978, относятся к выявленным объектам культурного наследия с последующим переоформлением документов, предусмотренных статьей 17 Закона № 73-ФЗ, в порядке, установленном Правительством РФ.
Срок переоформления документов указанным законом не установлен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 314 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
В соответствии с указанной нормой заявитель полагает, что срок для переоформления документов не может превышать одного года со дня вступления в силу Закона № 73-ФЗ. Указанный закон вступил в силу 29.06.2002. Соответственно срок для переоформления документов истек, однако документы переоформлены не были.
При отсутствии переоформления документов, предусмотренных статьями 17, 64 Закона № 73-ФЗ, отсутствуют основания для отнесения дома Рыбакова к выявленному объекту культурного наследия.
3. В соответствии со статьей 19 Закона № 73-ФЗ решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить такой объект в реестр должно быть принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным законом субъекта Российской Федерации, в срок не более одного года со дня поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в статье 17 Закона № 73-ФЗ.
Таким образом, объект не может обладать статусом выявленного объекта культурного наследия более одного года.
4. Поскольку срок для принятия соответствующего решения установлен один год, то выявленный объект подлежит охране в течение года со дня присвоения статуса выявленного объекта.
5. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона № 73-ФЗ выявленные объекты культурного наследия относятся к таковым со дня поступления в уполномоченный орган документов, указанных в статье 17 Закона № 73-ФЗ.
Аналогичная норма, а также необходимость наличия заключения государственной историко-культурной экспертизы предусмотрена пунктом 2 статьи 6 Закона ЯО от 05.06.2008 № 25-з "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области".
6. На дом Рыбакова отсутствует учетная карта, являющаяся документом государственного учета для выявленного объекта. Необходимость ее оформления предусмотрена п. 3 ст. 18 Закона № 73-ФЗ, п. 4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Росохранкультуры от 27.02.2009 № 37 (далее - Положение о реестре).
7. До 01.01.2010 согласно положениям п. 21 Инструкции основным документом государственного учета и охраны объектов культурного наследия являлись государственные списки недвижимых памятников.
Поскольку дом Рыбакова не был включен в государственный список недвижимых памятников, то в силу п. 20 Инструкции по состоянию на 01.01.2010 он не являлся памятником истории и культуры.
С 01.01.2010 вступило в силу Положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное Приказом Росохранкультуры от 27.02.2009 № 37.
В соответствии с п. 9 ст. 18 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия местного (муниципального) значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими и согласованного с органами местного самоуправления решения о включении объектов в реестр. Включение дома Рыбакова в реестр с органами местного самоуправления города Рыбинска не согласовывалось.
8. Заключенное охранное обязательство № 128 от 11.02.2004 не является документом, подтверждающим статус объекта как "выявленного объекта культурного наследия" (п. 3 ст. 18 Закона № 73-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 48 Закона № 73-ФЗ охранные обязательства оформляются местной администрацией муниципального образования. В нарушение указанной нормы данное охранное обязательство оформлено между заявителем и департаментом культуры и туризма Ярославской области. На основании изложенного и в соответствии со статьей 168 ГК РФ указанное охранное обязательство является ничтожной сделкой.
Ответчик, являясь уполномоченным органом по осуществлению государственного контроля в области сохранения и охраны объектов культурного наследия, настаивает на законности вынесенного предписания, представил мотивированные возражения по всем указанным заявителем доводам.
Изучив доводы заявителя и ответчика, оценив обстоятельства дела, суд не нашел оснований для признания оспариваемого предписания не соответствующим закону.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Закона 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Пунктом 3 статьи 63 Закона 73-ФЗ предусмотрено, что впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865, до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.
Согласно пункту 8 статьи 18 Закона 73-ФЗ выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 64 Закона 73-ФЗ предусмотрено отнесение объектов, являющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", к выявленным объектам культурного наследия с последующим переоформлением документов, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В отношении доводов заявителя о необходимости проведения экспертизы суд полагает, что проведение экспертизы для установления культурной ценности объектов является процедурой, предшествующей принятию решения о включении объекта в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную и культурную ценность. В данном случае спорный объект уже включен в указанный список постановлением главы, которое не оспорено и является действующим.
Позицию департамента недвижимости о применении к правоотношениям сторон сроков по гражданско-правовым сделкам суд считает несостоятельной, поскольку переоформление документов, предусмотренных статьей 17 Закона № 73-ФЗ, касается административных полномочий органов охраны объектов культурного наследия и в связи с этим сроки, установленные для гражданско-правовых обязательств, не могут применяться в данном случае.
Законом в настоящее время не установлен срок для переоформления указанных документов, в связи с чем годичный срок, определенный заявителем как критерий для обладания объектом статуса выявленного объекта культурного наследия и его охране, суд признает не подлежащим применению. В любом случае, даже при отсутствии включения выявленного объекта культурного наследия в реестр, собственник объекта, которым является заявитель, не освобождается от выполнения принятых им охранных обязательств, установленных законом и непосредственно обязательством от 11.02.2004.
В отношении отсутствия учетной карточки на объект данные обстоятельства не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку ответчиком была предоставлена учетная карточка, оформленная на момент включения объекта в список.
Довод заявителя о категории памятника как объекта культурного наследия местного (муниципального) значения суд считает необоснованным, исходя из следующего. Пунктом 14 Постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 предусмотрено, что недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения в соответствии с их исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью. Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к одной из указанных категорий производится при принятии памятников на государственный учет. Пунктом 27 указанного постановления закреплено, что вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры. В настоящее время действующим Законом 73-ФЗ не предусмотрено определение категории памятника по вновь выявленным объектам культурного наследия. При этом несмотря на то, что вновь выявленные объекты не состоят на государственном учете в качестве памятников, они подлежат охране в том же установленном законом порядке, что и памятники.
Таким образом, судом установлено, что заключение охранного обязательства собственника памятника истории и культуры осуществлено в соответствии с действующим законодательством, а предписание выдано департаментом культуры в соответствии с пунктом 1.8 охранного обязательства в рамках полномочий, предоставленных ему законом и Положением о департаменте культуры Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 01.04.2008 № 78. Согласно пункту 3.48 данного Положения и статье 39 Закона 73-ФЗ органы охраны объектов культурного наследия, к которым относится департамент культуры, обязаны осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проводить один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия.
Рассмотрев приведенные заявителем доводы о несоответствии процедуры отнесения дома Рыбакова к вновь выявленным памятникам истории и культуры, суд не установил оснований, позволяющих сделать вывод об отсутствии у данного объекта статуса выявленного объекта культурного наследия и как следствие этого - недействительности оспариваемого предписания.
В силу части 2 статьи 3 Закона Ярославской области от 05.06.2008 № 25-з "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области" приказы и предписания областного органа охраны объектов культурного наследия обязательны для исполнения в Ярославской области органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, физическими и юридическими лицами.
С учетом изложенного суд признает оспариваемое предписание департамента культуры Ярославской области соответствующим закону и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд /г. Киров/ в месячный срок после принятия решения, в кассационном порядке - в ФАС ВВО /г. Нижний Новгород/ в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Судья
М.В.СУРОВОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2011 по делу № А82-8341/2010-14 данное решение и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 по данному делу оставлены без изменения.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 по делу № А82-8341/2010-14 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда ЯО от 18.11.2010 по делу № А82-8341/2010-14
<Сроки переоформления документов, на основании которых объект был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, действующим законодательством не установлены, а поскольку такое переоформление связано с административными полномочиями органов охраны объектов культурного наследия, сроки, установленные для гражданско-правовых обязательств, к нему не применимы>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru