Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Северная Осетия - Алания


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Именем Республики Северная Осетия-Алания

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2010 г. № 3-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА ГРАЖДАНИНА
МЕДОЕВА СЕРГЕЯ БАТРАЗОВИЧА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТА 2 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ
ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 5 МАРТА 2005 ГОДА № 20-РЗ "О МЕРАХ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНОВ"

Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего А.В. Севастьянова, судей Т.В. Батаевой, Л.Д. Бокоевой, с участием заявителя С.Б. Медоева, представителя Парламента Республики Северная Осетия-Алания - консультанта государственно-правового управления А.В. Грачева, заместителя Министра труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания Е.В. Столбиной, и.о. начальника отдела по вопросам предоставления мер социальной поддержки населению и организации ежемесячных денежных выплат Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания А.К. Айдаровой, рассмотрел в открытом судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению запроса гражданина Медоева С.Б.
Заслушав заключение судьи Т.В. Батаевой, проводившей на основании статьи 25 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" предварительное изучение запроса гражданина С.Б. Медоева, объяснения сторон, а также выступления иных приглашенных в заседание лиц, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания

установил:

1. Медоев С.Б. является ветераном военной службы с 1997 года, военным пенсионером по выслуге лет с 2007 года. Заявитель обратился в орган социальной защиты по месту жительства (префектуру Иристонского муниципального округа города Владикавказа) с требованием о предоставлении предусмотренных законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, но получил отказ со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2005 года № 20-РЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов", гарантирующий ветеранам военной службы и ветеранам государственной службы право на льготы только по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости. Медоев С.Б. полагает, что указанная норма ставит в неравное положение ветеранов военной службы, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и ветеранов труда, получающих пенсии по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что нарушает его конституционные права, предусмотренные статьями 2, 18, 19, 39 и 63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
2. Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания, рассмотрев запрос Медоева С.Б. о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2005 года № 20-РЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов", не находит оснований для принятия его к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (статья 7, часть 1), обеспечивающим гарантии социальной защиты граждан, относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "в"); защиту прав и свобод человека и гражданина, социальную защиту, включая социальное обеспечение, - к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б" и "ж" части 1). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2).
Реализация полномочий по решению вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения, осуществляется как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и предполагает в том числе нормативно-правовое регулирование по указанным вопросам. При этом, по смыслу положений статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, регулируя вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения, вправе определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года № 1-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 1997 года № 13-О).
Статья 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") устанавливает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года (к которым отнесены в числе других и ветераны военной службы), определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Передавая полномочия по осуществлению социальной поддержки названных категорий граждан субъектам Российской Федерации, Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрел для них гарантии, обеспечивающие сохранение сложившегося уровня социальной защиты. В соответствии с его преамбулой при переходе к новой системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Кроме того, определяя меры социальной поддержки, субъекты Российской Федерации должны исходить из требований, установленных названным Федеральным законом, согласно которым при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены (часть 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
По состоянию на 31 декабря 2004 года, т.е. до передачи субъектам Российской Федерации полномочий по определению мер социальной поддержки ветеранов труда и приравненных к ним категорий, ветеранам военной службы предоставлялись такие же льготы, какие устанавливались для ветеранов труда (часть 2 статьи 23 Федерального закона "О ветеранах" в редакции от 8 августа 2001 года № 124-ФЗ). Вместе с тем эти льготы гарантировались лишь при достижении названными категориями граждан возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, осуществляя правовое регулирование вопросов, связанных с мерами социальной поддержки ветеранов военной службы, субъект Российской Федерации должен сохранить им такие же льготы, какие предусматривались ветеранам труда Федеральным законом "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) и обеспечить их предоставление по достижении ветеранами военной службы возраста, дающего право на пенсию по старости.
3. В Республике Северная Осетия-Алания, в ходе реализации переданных ей как субъекту Российской Федерации полномочий по установлению мер социальной поддержки ветеранов труда и приравненных к ним иных категорий, в том числе ветеранов военной службы, был принят Закон Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2005 года № 20-РЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов", устанавливающий, что ветераны военной службы приобретают право на предусмотренные данным Законом льготы по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости, то есть фактически воспроизведены положения Федерального закона "О ветеранах".
Следовательно, в Республике Северная Осетия-Алания ветераны военной службы по-прежнему обладают правом на получение мер социальной поддержки в том же объеме и при наличии тех же условий, которые предусматривались статьями 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя, поскольку, исходя из конституционного разграничения предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законодатель Республики Северная Осетия-Алания осуществил регулирование в сфере социальной защиты ветеранов военной службы в точном соответствии с предписаниями федерального закона.
4. Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания, разрешая вопрос о возможности принятия обращения к рассмотрению с учетом положений статьи 21 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", устанавливает, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Северная Осетия-Алания оспариваемой нормы.
Поскольку в вопросе о соответствии пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2005 года № 20-РЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" Конституции Республики Северная Осетия-Алания какая-либо неопределенность отсутствует и, следовательно, отсутствует предусмотренное пунктом "а" части 2 статьи 21 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" основание к рассмотрению дела, запрос Медоева С.Б. не может быть принят к рассмотрению Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания.
Разрешение же вопроса о предоставлении льгот ветеранам военной службы до достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости, на чем фактически настаивает заявитель, является прерогативой законодателя и к компетенции Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, определенной в статье 1011 Конституции Республики Северная Осетия-Алания и статье 3 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", не относится.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 21, частью 3 статьи 54 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Медоева Сергея Батразовича о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2005 года № 20-РЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" как не отвечающего требованиям Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания".
2. Настоящее Определение Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания".

Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.04.2010 № 3-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса гражданина Медоева Сергея Батразовича о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 1 закона Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2005 года № 20-РЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru