Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2011 г. по делу № А33-4973/2011

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 06 июня 2011 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Чурилиной Е.М,
судей: Крицкой И.П., Фролова Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шульца Владимира Геннадьевича (ОГРН 304240431400133)
к Березовскому районному Совету депутатов (ОГРН 1052404010284)
об оспаривании Решения от 15.10.2008 № 51-348Р "О внесении изменений в Решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков в Березовском районе",
при участии в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя Шульца Владимира Геннадьевича,
от ответчика: Вигель Ю.А. на основании доверенности от 08.07.2010,
от прокуратуры Красноярского края: Черных А.В. на основании служебного удостоверения,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

индивидуальный предприниматель Шульц Владимир Геннадьевич (далее по тексту - индивидуальный предприниматель Шульц В.Г.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Березовскому районному Совету депутатов об оспаривании Решения от 15.10.2008 № 51-348Р "О внесении изменений в Решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков в Березовском районе".
Заявление принято к производству суда. Определением от 08.04.2011 возбуждено производство по делу.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Красноярского края.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Шульц В.Г зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 304240431400133.
Между Бархатовской сельской администрацией (арендодателем) и индивидуальным предпринимателем Шульцем В.Г. (арендатором) заключен договор аренды земель несельскохозяйственного назначения от 02.11.2004 № Ч-1, согласно пункту 1.1 которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды находящийся в государственной собственности земельный участок сроком на пять лет, имеющий кадастровый номер 24:04:62 03 001 0064 общей площадью 328 кв.м., расположенный по адресу: д. Челноково, ул. Октябрьская, участок без номера.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 27.12.2004.
В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды земель несельскохозяйственного назначения от 02.11.2004 № Ч-1 (в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2006 № 5) арендатор вносит арендную плату за право пользования земельным участком под строением в размере 177,96 руб. за 1 кв.м., под зоной обслуживания в размере 0,35 руб. за 1 кв.м., общая сумма за 2006 год составит 14 324,22 руб.
Согласно кадастровому плану земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 18.06.2004 № 04/04-1774 разрешенное использование земельного участка - строительство, эксплуатации и обслуживание магазина.
Постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 29.12.2009 № 1722 "Об изменении вида разрешенного использования (назначения) земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край Березовский район, д. Челноково, ул. Ленина 6 "Б", с кадастровым номером № 24:04:6203 001:64" изменено разрешенное использование земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край Березовский район, д. Челноково, ул. Ленина 6 "Б", с кадастровым номером № 24:04:6203 001:64" с "строительство, эксплуатация и обслуживание магазина" на "строительство магазина".
Постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 20.01.2011 № 23 "О продлении договора аренды № Ч-1 от 02.11.2004 земельного участка, расположенного по адресу: д. Челноково, ул. Ленина, 6 "Б", строительство магазина с Шульц В.Г." договор аренды земельного участка с Шульц В.Г. от 02.11.2004 № Ч-1, расположенного по адресу: д. Челноково, ул. Ленина, 6 "Б", с кадастровым номером 24:04:62 03 001:64, площадью 328 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - строительство магазина продлен на три года.
Пунктом 2 указанного Постановления арендная плата за использование земельного участка определена в размере базовых ставок арендной платы, установленных решением Березовского районного Совета депутатов в соответствии с действующим законодательством, при условии ежегодного согласования суммы арендной платы в администрации Березовского района.
На основании Постановления администрации Березовского района Красноярского края от 20.01.2011 № 23 в договор аренды земель несельскохозяйственного назначения от 02.11.2004 № Ч-1 дополнительным соглашением от 20.01.2011 № 1 внесены изменения: пункт 1 "Предмет договора" изложен в новой редакции согласно которой арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:04:62 03 001:64, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Красноярский край, Березовский район д. Челноково, ул. Ленина, 6 "Б", для использования в целях строительства магазина в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, площадью 328 кв. м. Земельный участок передается по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью дополнительного соглашения.
Согласно пункту 2 дополнительного соглашения от 20.01.2011 № 1 к договору аренды от 02.11.2004 № Ч-1, находящегося в государственной собственности земельного участка, размер арендной платы за участок в 2011 году составляет 110571,92 руб.
По акту приема-передачи земельного участка, предоставленного на праве аренды, от 20.01.2011 вышеуказанный земельный участок передан заявителю под строительства магазина.
Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном порядке 15.02.2011.
Приложением № 1 к Решению Березовского районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р для исчисления арендной платы установлен коэффициент К 1, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка под объектами торговли на территории Бархатовского сельсовета, равный 0,24. Решение Березовского районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р опубликовано в газете "Пригород" № 23 от 06.06.2008.
Решением Березовского районного Совета депутатов от 15.10.2008 № 51-348Р "О внесении изменений в Решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков в Березовском районе" в указанное решение внесены изменения; коэффициент К 1 под объектами торговли на территории Бархатовского сельсовета увеличен до 0,5 (приложение 2). Решение Березовского районного Совета депутатов от 15.10.2008 № 51-348Р опубликовано в газете "Пригород" № 43 от 24.10.2008.
Полагая, что Решение Березовского районного Совета депутатов от 15.10.2008 № 51-348Р в части установления коэффициента К1 вида разрешенного использования в размере 0,5 для земельных участков под объектами торговли на территории Бархатовского сельсовета не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов в сферах, предусмотренных федеральным законом.
По части 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ) предусматривает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Таким образом, рассмотрение настоящего спора подведомственно арбитражному суду.
Учитывая, что оспариваемое Решение "О внесении изменений в Решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков в Березовском районе" от 15.10.2008 № 51-348Р, является нормативным правовым актом, заявленное индивидуальным предпринимателем Шульцем В.Г. требование арбитражный суд рассматривает по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания нормативного правового акта недействующим требуется одновременно наличие двух условий:
- несоответствие нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;
- нарушение нормативным правовым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Исходя из положений пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судам дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее по тексту - Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48), при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
По части 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования.
В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.
По части 14 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
По части 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
По пунктам 1 и 2 статьи 6 Устава Березовского района Красноярского края, принятого Решением районного Совета Березовского района Красноярского края от 25.06.1998 с изменениями от 29.09.2008, Березовский районный Совет депутатов - представительный орган муниципального самоуправления; глава Березовского района - высшее должностное лицо, избираемое представительным органом из своего состава, наделенное согласно уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно части 14 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования.
Статьей 7 Устава Березовского района Красноярского края предусмотрено, что к вопросам местного значения района относится, в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
По пункту 1 статьи 13 Устава Березовского района Красноярского края глава района - высшее должностное лицо района, наделенное согласно уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района.
Пункт 2 статьи 16 Устава Березовского района Красноярского края устанавливает, что глава района подписывает и обнародует нормативные решения районного Совета депутатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Устава Березовского района Красноярского края районный Совет депутатов представительного органа муниципального образования, обладающий правами представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории района.
К компетенции Совета депутатов относится в том числе утверждение бюджета района, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункты 2 и 5 статьи 23 Устава Березовского района Красноярского края).
По пункту 1 статьи 27 Устава Березовского района Красноярского края Совет депутатов по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает решения.
Таким образом, оспариваемое в части Решение от 15.10.2008 № 51-348Р "О внесении изменений в Решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков в Березовском районе" принято в пределах полномочий органа местного самоуправления; Березовский районный Совет депутатов, принявший оспариваемое решение, действовал в пределах полномочий, предоставленных ему субъектом Российской Федерации; форма принятого Березовским районным Советом депутатов нормативного правового акта (решение) соответствует установленным требованиям.
Согласно статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
По пункту 3 статьи 19 Устава Березовского района Красноярского края нормативные правовые акты главы района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).


Пунктом 7 статьи 27 Устава Березовского района Красноярского края нормативные решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно пункту 7 статьи 4 Устава Березовского района Красноярского края нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), которое осуществляется в течение 15 дней после подписания, в газете "Пригород".
Решение Березовского районного Совета депутатов от 15.10.2008 № 51-348Р опубликовано в газете "Пригород" № 43 от 24.10.2008.
Таким образом, судом установлено соблюдение законодательно определенных правил введения в действие оспариваемого в части нормативного правового акта, в том числе правил его опубликования при введении в действие и опубликовании оспариваемого решения.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ представительные органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Подпунктами 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Частью 2 статьи 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 15 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1581 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", действующего на дату принятия оспариваемого в части Решения (далее по тексту - Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1581), предусмотрено, что размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в договоре аренды земельного участка в соответствии с настоящей статьей.
По пункту 4 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1581 при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
Согласно пункту 6 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1581 коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 6 статьи 12 действующего Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 3, частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации является формой народовластия, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно статьям 2 и 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2002 № 16-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По пункту 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть переданы в аренду.
Согласно части 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу части 3 указанной статьи за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает право, в частности, органов местного самоуправления устанавливать размер арендной платы (являющийся существенным условием договора аренды) в одностороннем порядке, провозглашает публичные начала правоотношений по аренде земли, находящейся в муниципальной собственности.
При этом пункт 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации к принципам земельного законодательства относит сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
С учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11.05.2004 № 209-О в отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил, дифференциацию базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы должны выяснять, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в связи с аналогичным (публичным) порядком установления ставок как земельного налога так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежит применению и при рассмотрении споров, связанных с установлением арендной платы за землю.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Таким образом, произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю, коэффициентов к кадастровой стоимости земельных участков для определения размера арендной платы за землю, учитывающих условия использования земельного участка и вид деятельности, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам российского права.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Шульц В.Г. пояснил, что согласно Постановлению № 51-348Р на период строительства К1 уменьшается на 35%, в связи с чем расчет арендной платы произведен с учетом понижающего коэффициента (что отражено в расчете арендной платы в приложении № 2 к дополнительному соглашению Ч-01 от 20.01.2011). По мнению заявителя, с учетом понижающего коэффициента размер арендной платы составляет 110 571,92 руб. в год. Применение понижающего коэффициента произведено на основании Постановления администрации Березовского района от 29.12.2009 № 1722 "Об изменении вида разрешенного использования (назначения) земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край Березовский район, д. Челноково, ул. Ленина 6 "Б", с кадастровым номером № 24:04:6203 001:64". Из акта от 18.01.2011 № 2 следует, что предпринимателю за период с 01.01.2007 по 31.12.2010 (за 36 месяцев) начислена арендная плата в размере 81 585 рублей. Таким образом, средний размер арендной платы в год составил 27 195,26 руб.; в месяц - 2 266,27 руб. Согласно расчету арендной платы (приложение № 2 к дополнительному соглашению Ч-01 от 20.01.2011) размер арендной платы за двенадцать месяцев составляет 110 571,92 руб. в год или 9 214,3 руб. в месяц. Таким образом, размер арендной платы за аренду земельного участка в связи с увеличением коэффициента К1 разрешенного использования, по мнению заявителя, увеличился в 4 раза.
Как следует из материалов дела (в том числе договора аренды земель несельскохозяйственного назначения от 02.11.2004 № Ч-1, дополнительных соглашений от 01.01.2006 № 5 и от 20.01.2011 № 1 к указанному договору, кадастровых планов земельного участка (выписок из государственного земельного кадастра, Постановления администрации Березовского района Красноярского края от 29.12.2009 № 1722) от 18.06.2004 № 04/04-1774) индивидуальный предприниматель Шульц В.Г. арендует находящийся в государственной собственности земельный участок с кадастровым номером 24:04:62 03 001:64, расположенный по адресу: д. Челноково, ул. Ленина, 6 "Б"; разрешенное использование земельного участка - строительство магазина.
Согласно акту от 18.01.2011 № 2 арендная плата за использование вышеуказанного земельного участка за период с 01.01.2007 по 31.12.2010 (за 36 месяцев) составляла 81 585 рублей (средний размер арендной платы в год составил 27 195,26 руб., в месяц - 2 266,27 руб.).
Исходя из расчета арендной платы по договору аренды земельного участка с Шульц В.Г. (приложения № 2 к дополнительному соглашению Ч-01 от 20.01.2011) размер арендной платы за двенадцать месяцев составил 110 571,92 руб. в год, за 1 квартал 2011 года - 27 264,31 руб., за 2 квартал 2011 года - 27 567,25 руб., за 3 квартал 2011 года - 27 870,18 руб., за 4 квартал 2011 года - 27 870,18 руб. (средний размер арендной платы в месяц составил 9 214,3 руб.).
Решением Березовского районного Совета депутатов Красноярского края от 27.05.2008 № 51-348-Р установлено, что на период строительства коэффициент К 1 уменьшается на 35%.
Указанный понижающий коэффициент применен ответчиком в дополнительном соглашении от 20.01.2011 № 1 к договору аренды от 02.11.2004 № Ч-1 при расчете арендной платы за 2011 год, которая составила 110 571,92 руб. в год. Согласно расчету арендной платы по договору аренды земельного участка с Шульц В.Г. коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка, уменьшен на 35% и составляет 0,325 (0,5 (коэффициент К1 разрешенного использования) - 35% = 0,325).
Таким образом, в результате принятия Решения от 15.10.2008 № 51-348Р "О внесении изменений в Решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков в Березовском районе" сумма арендной платы в 2011 году за указанный земельный участок составила в 4 раза больше ранее действующей (с учетом понижающего коэффициента для строительства).
При этом, из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что размер, границы, цель использования указанного земельного участка в 2010 - 2011 годах не изменились.
Представитель Березовского районного Совета депутатов в судебном заседании пояснил, что для территорий, в отношении которых в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации осуществляется градостроительное зонирование, коэффициент К1 устанавливается применительно к определенному виду территориальной зоны, для расчета арендной платы за пользование земельным участком рассчитывается с учетом кадастровой стоимости участка.
В соответствии с пунктом 6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности. Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2 утверждается Правительством края.
При этом для территорий, в отношении которых в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации осуществляется градостроительное зонирование, коэффициент К1 устанавливается применительно к определенному виду территориальной зоны.
Из анализа данных норм следует, что органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем при определении размера арендной платы органами местного самоуправления должны быть учтены вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора, коэффициенты которых (К 1 и К2) определяются исходя из принципа экономической обоснованности.
При этом экономическое обоснование увеличения установленного приложением № 1 к Решению Березовского районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р для исчисления арендной платы коэффициента К 1, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка под объектами торговли на территории Бархатовского сельсовета, равного 0,24, до 0,5 (Решение Березовского районного Совета депутатов от 15.10.2008 № 51-348Р) в материалы дела не представлено, о его наличии не заявлено.
Изложенное свидетельствует о том, что утвержденный оспариваемым решением коэффициент (0,5), учитывающий вид разрешенного использования земельного участка (К1), для расчета размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Березовским районным Советом депутатов увеличен произвольно, без необходимого экономического обоснования.
Произвольное установление (увеличение) значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), ограничивает права заявителя как хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Таким образом, учитывая предусмотренное частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочие суда по проверке оспариваемого акта или его отдельного положения на соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, равно как и установленную частью 5 данной статьи обязанность суда проверять оспариваемое положение в полном объеме (суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта), оспариваемые положения нормативного правового акта - решения от 15.10.2008 № 51-348Р "О внесении изменений в Решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков в Березовском районе" в части значения коэффициента К1 вида разрешенного использования для поселения Бархатовский сельсовет в размере 0,5 для земельных участков под объектами торговли (приложение 2) противоречит:
- части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ;
- пункту 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 200 руб. (согласно чеку-ордеру от 04.03.2011).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление индивидуального предпринимателя Шульца Владимира Геннадьевича удовлетворить.
Признать недействующим Решение Березовского районного Совета депутатов от 15.10.2008 № 51-348Р "О внесении изменений в Решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков в Березовском районе" в части значения коэффициента К1 вида разрешенного использования для поселения Бархатовский сельсовет в размере 0,5 для земельных участков под объектами торговли (приложение 2), как несоответствующее Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Березовского районного Совета депутатов в пользу индивидуального предпринимателя Шульца Владимира Геннадьевича 200 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Председательствующий
Е.М.ЧУРИЛИНА

Судьи
И.П.КРИЦКАЯ
Н.Н.ФРОЛОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 06.06.2011 по делу № А33-4973/2011
<Признать недействующим Решение Березовского районного Совета депутатов от 15.10.2008 № 51-348Р "О внесении изменений в Решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков в Березовском районе" в части значения коэффициента К1 вида разрешенного использования для поселения Бархатовский сельсовет в размере 0,5 для земельных участков под объектами торговли (приложение 2)>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru