Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. по делу № А31-1329/2010

Резолютивная часть решения объявлена 1 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 8 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Паниной Светланы Леонидовны,
при ведении протокола судебного заседания судьей Паниной С.Л.,
с участием представителей сторон:
от истца: Сайгушева Л.В. - представитель по дов. от 29.12.2009 года;
от ответчика: Карпович Б.М.- представитель по дов.,
рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2" о взыскании с Товарищества собственников жилья "Надежда" 448 025 руб. 82 коп. задолженности в объеме корректировки стоимости потребленных коммунальных ресурсов, и

установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания № 2" (далее - энергоснабжающая организация) обратилось с иском о взыскании с Товарищества собственников жилья "Надежда" (далее - ТСЖ "Надежда") 12 500 руб. 00 коп. долга за тепловую энергию, поставленную в марте, июне, сентябре, декабре 2008 года, марте, июне, июле, августе, сентябре 2009 года. Впоследствии требования увеличены до 479 005 руб. 74 коп., в том числе 30 979 руб. 92 коп. - стоимость нормативно рассчитанного ресурса за период с июля по сентябрь 2009 года, 448 025 руб. 82 коп. стоимость количества энергии, рассчитанного с учетом его фактического потребления в период март, июнь, сентябрь, декабрь 2008 года и за март, июнь 2009 года.
Определением от 09.03.2010 требования о взыскании с ответчика задолженности в объеме корректировки стоимости потребленных коммунальных ресурсов в сумме 448 025 руб. 82 коп. выделены в отдельное производство и рассматриваются в рамках настоящего дела.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования уменьшил и просит взыскать 110 104 руб. 03 коп., в том числе 66 639 руб. - корректировка за потребленную тепловую энергию для отопления в 2008 году, 43 465 руб. 02 коп. - корректировка за потребленную тепловую энергию для горячего водоснабжения за 2008 год, 1, 2, 3 кварталы 2009 года.
Истец указал, что ТСЖ "Надежда" является исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в обслуживаемом им жилом доме. При отсутствии в доме коллективного (общедомового) прибора учета количество потребленной тепловой энергии определяется применительно к установленным органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые учитываются при расчете платы за коммунальные услуги. При этом исполнитель должен производить один раз в год корректировку размера платы за отопление и один раз в квартал (а если это предусмотрено договором - 1 раз в год) корректировку размера платы за услуги горячего водоснабжения.
Требования представляют собой разницу между стоимостью фактически поставленного объема энергии и стоимостью начисленных жителям дома платежей применительно к установленному на территории города Костромы нормативу потребления и обосновываются имеющимся в материалах дела экспертным заключением.
ТСЖ "Надежда" требования не признало, поскольку считает заключение эксперта недостоверным. В ходе выступления представитель ответчика пояснил, что с сентября 2008 года установлен общедомовой теплосчетчик и его показаниям нет оснований не доверять. Вместе с тем, и в части разницы, образовавшейся между данными показаниями и нормативными начислениями жителям, он требования не признает, поскольку источник для возмещения такой разницы отсутствует. Жители оплатили тепловую энергию по нормативу и оснований для предъявления к ним дополнительных требований не имеется.
Рассмотрев материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Рассмотрев материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
ОАО "ТГК-2" в период с марта по ноябрь 2008 года являлось поставщиком тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения жилого дома № 28 в микрорайоне Давыдовский-3 в городе Костроме.
Собственники помещений в указанном жилом доме выбрали следующий способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья "Надежда". Факт принятия многоквартирного жилого дома в управление ответчиком не оспаривается. Предметом договора управления многоквартирным жилым домом явилось оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе общедомовых инженерных коммуникаций, оборудования (отопления, холодного и горячего водоснабжения), а также текущий ремонт общего имущества, контроль качества и объема предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Договор на поставку тепловой энергии между ОАО "ТГК-2" и ТСЖ "Надежда" не заключался, однако между сторонами сложились фактические отношения, когда энергоснабжающая организация поставляла в жилой дом тепловую энергию и получала оплату через специализированную организацию, Муниципальное унитарное предприятие "Информационно-расчетно-кассовый центр по обслуживанию коммунальных платежей", принимающую платежи от жителей.
Общедомовой прибор учета на горячее водоснабжение в доме отсутствует. Начисления жителям за оказанную услугу осуществлялись по действующим нормативам.
Общедомовой прибор учета на отопление отсутствовал до сентября 2008 года. Начисления жителям за весь рассматриваемый период осуществлялись по нормативам. За период с сентября по декабрь 2008 года начислено 131 102 руб. 81 коп. Стоимость энергии исчисленной по показаниям общедомового прибора учета за период с сентября по декабрь 2008 года составляет 144 424 руб. 29 коп. Разница - 13 321 руб. 48 коп.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца была проведена экспертиза с целью определения фактического объема потребленной тепловой энергии в спорном периоде с целью определения размера корректировки.
Выводы эксперта сводятся к следующему:
По услуге отопление приняты вышеуказанные показания теплосчетчика за период с сентября по декабрь 2008 года. За период с января по май 2008 года результат получен расчетным путем. Эксперт отметил отсутствие у него проектных данных и применил укрупненные показатели, указав, что недостатком его способа является меньшая точность. Итог - за период с января по декабрь 2008 года стоимость потребленной энергии составила 349 684 руб. 98 коп.
По услуге горячее водоснабжение обращено внимание на существование водосчетчика, но его показания не приняты из-за, по мнению эксперта, недостоверности работы. Количество тепловой энергии определено расчетным путем, температура воды в помещениях в момент проведения экспертизы оказалась несколько выше нормативной и эти данные распространены на весь рассматриваемый период. Количество жителей по факту не устанавливалось, а взято по средним показателям. Итог - за период с июля по декабрь 2008 года составила 190 924 руб. 80 коп. и с января по сентябрь 2009 года - 131 099 руб. 23 коп., всего 322 024 руб. 04 коп.
Примененная методика: Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 г., ГОСТ 30494-96, ГОСТ 27590-2005, МДС 41-4.2000., СНиП 23.01.99., Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации 24.03.2003 г., СанПин 2.1.2.2645-10, СНиП 2.04.07.86., СНиП 2.04.05-91., СНиП 2.04.01-85., ТСН 23-322-2001., справочники, учебники.
Неоплата поставленной товариществу тепловой энергии послужила основанием обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
При указанных обстоятельствах иск подлежит частичному удовлетворению.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, а также вследствие иных действий юридических лиц.
Согласно статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из статей 432, 433, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Фактическое пользование жителями дома услугами теплоснабжения, оказываемыми обязанной стороной, следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт товариществом оферты, предложенной компанией, поэтому такие отношения квалифицируются судом как договорные.
Из материалов дела следует, ОАО ТГК-2" в период с января по декабрь 2008 года и с января по сентябрь 2009 года в отсутствие письменного договора осуществляло теплоснабжение жилого дома, переданного в управление ответчика. С сентября 2008 года в доме установлен общедомовой прибор учета на услугу теплоснабжение. Разница стоимости энергии, поставленной в дом по показаниям прибора, в сравнении с начислениями жителям по нормативам составляет 13 321 руб. 48 коп.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Из пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правила, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
С учетом положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации количество потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должно определяться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил № 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исследовав вопрос о наличии у ответчика задолженности, за отпущенную сентябре - декабре 2008 года тепловую энергию, суд установил, что ее объем, определен исходя из показаний прибора учета. Расчет произведен исходя из размера платы за коммунальные услуги, действовавшей в городе Костроме.
Суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований в этой части.
В оставшейся части иск удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пункт 19 Правил установлено: при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к данным Правилам (пп. "а"); для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к указанным Правилам.
В подпунктах 2 и 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам приведены формулы корректировки.
При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разницы объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.
С целью определения фактического количества поставленной и потребленной тепловой энергии приведенные нормы Правил предоставления коммунальных услуг гражданам отсылают к расчетному методу, установленному действующим законодательством.
До 26.10.1995 такой метод был предусмотрен разделом 5 Правил учета тепловой энергии ПР 34-70-010-85.
Между тем, с введением в действие Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго 12.09.1995 № Вк-4936 и зарегистрированных в Минюсте России 25.09.1995 № 954, Правила учета тепловой энергии ПР 34-70-010-85 утратили силу.
Другого принятого в установленном порядке правового акта, регламентирующего вопрос расчетного метода определения количества поставленной тепловой энергии в отсутствие приборов учета, до настоящего времени не принято.
В этой связи суд, принимая доводы ОАО "ТГК-2" о его праве произвести корректировку, приходит к выводу о невозможности применения какой-либо методики в отсутствие нормативного регулирования порядка определения объема фактического потребления.
Действительно, в ходе рассмотрения дела проведена экспертиза, но ее выводы суд принять не может.
Прежде всего, безусловным основанием для отклонения выводов эксперта является применение не узаконенного расчетного метода. Кроме того, в заключении подчеркивается усредненный характер, как принимаемых величин, так и сделанных выводов, что не позволяет считать их точными.
Таким образом, требования истца в части корректировки, не подтвержденной показаниями приборов учета, суд считает необоснованными, а обстоятельства, на которых они основаны - недоказанными (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Государственная пошлина относится на истца и ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Взыскать с Товарищества собственников жилья "Надежда" в пользу Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2" 13 321 руб. 48 коп. долга.
2. В остальной части в иске отказать.
3. Взыскать с Товарищества собственников жилья "Надежда" в доход федерального бюджета 520 руб. 63 коп. государственной пошлины.
4. Взыскать с Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2" в доход федерального бюджета 3 782 руб. 49 коп. государственной пошлины.
5. Исполнительные листы выдать по истечении десяти дней после вступления решения в законную силу, при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия или в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Костромской области.

Судья
С.Л.ПАНИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Костромской области от 08.12.2010 по делу № А31-1329/2010
Исковое требование о взыскании задолженности в объеме корректировки стоимости потребленных коммунальных ресурсов удовлетворено частично, так как суд считает невозможным применение какой-либо методики в отсутствие нормативного регулирования порядка определения объема фактического потребления.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru