Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 марта 2011 г. по делу № 33-1689

(извлечение)

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 12 марта 2008 года МУ "РайДЕЗ ЖКХ Центрального района" г. Воронежа обязано нанести теплоизоляцию на трубопровод отопления в подвале, восстановить асфальтовую отмостку у входных крылец у подъездов N№ 1, 2 и между подъездами N№ 3, 4 по дворовой территории, устранить проседания и выбоины в железобетонных конструкциях входных крылец подъездов N№ 1 и 2, установить двери в помещении выхода на крышу, остеклить помещение выхода на крышу, окрасить лестничные клетки в подъездах N№ 1, 2, 4 дома <...>. 03.08.2009 года П. обратился к МУ "РайДЕЗ ЖКХ Центрального района" г. Воронежа с требованием об исполнении указанного решения суда, на что ответчик представил локальный сметный счет стоимости работ на сумму 301 001 рубль, однако, в связи с отсутствием денежных средств, решение до настоящего времени не исполнил.
Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 19 мая 2010 года изменен порядок и способ исполнения решения суда от 12 марта 2008 года путем взыскания с МУ "РайДЕЗ ЖКХ Центрального района" г. Воронежа в пользу истца 301 001 рубля.
30 июня 2010 года Центральным РОСП г. Воронежа было возбуждено исполнительное производство о взыскании с МУ "РайДЕЗ ЖКХ Центрального района" г. Воронежа в пользу П. стоимости выполнения работ в размере 301 001, 36 рубля.
Поскольку постановлением отдела судебных приставов от 14 июля 2010 года возбужденное исполнительное производство было окончено в связи с отсутствием у МУ "РайДЕЗ ЖКХ Центрального района" г. Воронежа имущества, на которое может быть обращено взыскание, и исполнительный документ возвращен истцу без исполнения с актом о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, П. обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнений просил взыскать с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице администрации городского округа г. Воронеж в порядке субсидиарной ответственности стоимость работ, необходимых для исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 12 марта 2008 года, по нанесению теплоизоляции трубопровода отопления в подвале, восстановлению асфальтовой отмостки у входных крылец у подъездов N№ 1, 2 и между подъездами N№ 3, 4 по дворовой территории устранению проседания и выбоин в железобетонных конструкциях входных крылец подъездов N№ 1 и 2, установлению двери в помещении выхода на крышу, остеклению помещения выхода на крышу, окраске лестничных клеток в подъездах N№ 1, 2, 4 дома <...> в общей сумме 301 001,36 рублей. Также просил взыскать с ответчика судебные расходы по изготовлению копий документов в размере 231 рубля.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 27 октября 2010 года в удовлетворении исковых требований - отказано.
В кассационной жалобе П. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного судом с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи со следующим.
В суде от имени муниципального образования, в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетные учреждений, выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования (подп. 2 п. 3 ст. 158 БК РФ).
Субсидиарная ответственность согласно абз. 2 п. 1 ст. 399 ГК РФ наступает в тех случаях, когда основной должник (в данной ситуации - государственное или муниципальное учреждение) либо отказался удовлетворить требование кредитора (поставщика), либо не ответил на это требование в разумный срок. Применительно к субсидиарной ответственности собственников учреждений закон выдвигает дополнительное условие - недостаточность находящихся в их распоряжении денежных средств (а не только их полное отсутствие). При подтверждении данного условия учреждение перестает быть ответчиком, ибо возложить на него имущественную ответственность действительно невозможно из-за недостатка имущества, на которое по закону можно обратить взыскание. Поэтому ответчиком становится учредитель - собственник (который и должен привлечь основного должника - учреждение - к участию в деле в соответствии с п. 3 ст. 399 ГК РФ). Иск же предъявляется к такому собственнику, а не к учреждению.
При этом, в роли собственника - учредителя здесь выступают не органы государственной власти (ибо в гражданско-правовых отношениях они сами являются учреждениями - не собственниками), а соответствующие публично-правовые образования в целом - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п. 1 ст. 214 и п. 1 ст. 215 ГК РФ). Следовательно, именно об их ответственности идет речь. От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (п. п. 1 и 2 ст. 125, п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215 ГК РФ). Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (абз. 1 п. 1 ст. 126, абз. 2 п. 4 ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ).
В силу п. 4 ст. 68 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-I, органы местного самоуправления от имени городского округа субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы № 239-II от 09.09.2009 года ДФБП АГО г. Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа.
Средства местного бюджета и иное имущество составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает решение об отказе в иске подлежащим отмене в силу положений ст. 362 ГПК РФ ввиду нарушения и неправильного применения судом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Поскольку все обстоятельства дела судом установлены, судебная коллегия считает возможным не передавая дело на новое рассмотрение в районный суд принять новое решение, которым привлечь к субсидиарной ответственности по исполнению определения Центрального районного суда г. Воронежа от 19 мая 2010 года муниципальное образование городской округ г. Воронеж в лице Департамента финансово-бюджетной политики, в компетенцию которого входит распоряжение казной муниципального образования, и взыскав с него в пользу истца 301 001 рубль.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Воронежского областного суда от 31.03.2011 по делу № 33-1689
Органы местного самоуправления от имени городского округа субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru