Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 сентября 2010 г. по делу № А13-1772/2010

Резолютивная часть решения объявлена 1 сентября 2010 г. Полный текст решения изготовлен 8 сентября 2010 г.
Арбитражный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Селивановой Ю.В., судей Борисовой Ю.А.. Мамоновой А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б.Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рем ЭМО" к администрации муниципального образования "Город Великий Устюг" о признании недействующим абзаца третьего пункта 2 постановления главы муниципального образования "Город Великий Устюг" от 02.12.2009 № 394 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для предприятий, организаций коммунального комплекса, расположенных на территории МО "Город Великий Устюг", на 2010 год", с участием прокуратуры Вологодской области,
при участии: от заявителя - К.Д.В., по доверенности от 11.01.2010; П.Т.Н., по доверенности от 11.01.2010;
от администрации - К.И.А., по доверенности от 02.08.2010; И.А.В., по доверенности от 02.08.2010;
от прокуратуры - И.Н.Ю., по удостоверению ТО № 093045,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Рем ЭМО" (далее - общество, ООО "Рем ЭМО", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к администрации муниципального образования "Город Великий Устюг" (далее - администрация) о признании недействующим абзаца третьего пункта 2 постановления главы муниципального образования "Город Великий Устюг" от 02.12.2009 № 394 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для предприятий, организаций коммунального комплекса, расположенных на территории МО "Город Великий Устюг", на 2010 год".
Мотивируя требования, ссылается на несоответствие указанного постановления Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", так как установленный для общества тариф на водоотведение в размере 17,33 руб. за 1 куб. м является для него убыточным. Заявитель считает, что при установлении тарифов органом регулирования не в полной мере учтены фактические объемы пропускаемых сточных вод и затраты предприятия на электроэнергию, не принято во внимание ежегодное снижение объема сточных вод на протяжении 2004 - 2010 гг., необоснованно уменьшены расходы предприятия на оплату электрической энергии.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.
Администрация в отзыве на заявление и ее представители в судебном заседании возражали против удовлетворения требований заявителя, полагая, что оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с действующим законодательством, указали, что представленная обществом производственная программа не соответствовала установленным требованиям, на запрос письмом от 22.10.2009 № 1-01-08/1043 дополнительная информация ООО "Рем ЭМО" предоставлена не была, поэтому администрация воспользовалась правом на самостоятельный расчет тарифа.
Прокуратура Вологодской области, вступившая в дело в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ, заявленное требование поддержала, считает, что в оспариваемой части нормативный акт не соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Считает, что установленный обществу тариф не является экономически обоснованным, поскольку полученные для его определения данные не подтверждены документально, экспертиза для проверки обоснованности представленной ООО "Рем ЭМО" производственной программы и расчета тарифа администрацией не проводилась.
Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 23.07.2009 ООО "Рем ЭМО" направило в орган регулирования материалы для расчета тарифа на водоотведение на 2010 г. Письмом от 22.10.2009 № 1-01-08/1043 администрация для проверки обоснованности тарифа запросила расчет суммы расходов по статьям: "Электроэнергия", "Транспорт АВР", "СЭС (обработка станций)", "Ремонт", "Возмещение вреда окружающей среде", копии инвентарных карточек учета основных средств (ф. № ОС-6), копии документов по оплате за имущество, принятое в аренду от ООО "Великоустюгский судоремонтный завод", копии трудовых книжек работников ООО "Рем ЭМО". Указанные документы обществом не представлены.
Полагая, что производственная программа общества не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, а также в связи с непредставлением запрошенных документов, орган регулирования самостоятельно произвел расчет тарифа на водоотведение для общества, установив его в размере 17,33 руб. за 1 куб. м.
Постановлением главы муниципального образования "Город Великий Устюг" от 02.12.2009 № 394, опубликованным в газете "Советская мысль" 23.12.2009 № 98, тариф на водоотведение введен в действие с 01.01.2010 сроком на один год. Указанное постановление адресовано неограниченному кругу лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Следовательно, данное постановление относится к числу нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 5.2 Устава Великоустюгского муниципального района Вологодской области, пунктом 3.6 решения Великоустюгской Думы от 27.01.2006 № 10 "О Порядке установления тарифов на услуги, регулирование которых относится к компетенции муниципального района" (с изменениями от 27.05.2007) утверждение тарифов на водоотведение входит в компетенцию главы района.
Следовательно, оспариваемое постановление вынесено главой района в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктами 2, 5 части 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ принципами регулирования тарифов и надбавок являются в том числе установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Статьей 8 Закона № 210-ФЗ установлены такие методы регулирования тарифов, как: установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры; установление предельных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса; индексация установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).
Статья 9 Закона № 210-ФЗ регулирует порядок утверждения производственной программы организации коммунальной сферы и тарифов в соответствии с данной программой.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (часть 2 статьи 9 Закона № 210-ФЗ).
Частями 3, 7 статьи 9 Закона № 210-ФЗ установлено, что производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования. По завершении проверки обоснованности представленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
В случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса орган регулирования вправе дать предложения этой организации по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий (часть 4 статьи 9 Закона № 210-ФЗ).
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов (часть 5 статьи 9 Закона № 210-ФЗ).
Процедура установления тарифов предусмотрена Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Правила регулирования тарифов).
В силу пункта 3 Правил регулирования тарифов организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет в орган регулирования указанные в данном пункте документы, в том числе производственную программу, до 1 мая текущего года.
В случае представления организацией коммунального комплекса не всех документов, предусмотренных пунктом 3 указанных Правил, орган регулирования устанавливает срок не менее пяти рабочих дней для представления всех документов. В случае если в установленный срок организация коммунального комплекса не представила эти документы, орган регулирования отказывает этой организации в рассмотрении представленных документов и в течение десяти рабочих дней с даты окончания указанного срока направляет ей копию своего решения.
Органы регулирования в течение пяти рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктом 3 Правил, вправе направить в организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение десяти рабочих дней с даты поступления запроса.
Процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной программы, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.
Таким образом, законодательством предусмотрена четкая процедура установления тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с учетом производственной программы. Орган регулирования вправе принести замечания по производственной программе и вернуть ее организации коммунального комплекса для их устранения и приведения в соответствие, в противном случае обязан установить тарифы на услуги организации коммунального комплекса с учетом показателей производственной программы. В данном случае орган регулирования муниципального образования "Город Великий Устюг", установив тарифы на услуги ООО "Рем ЭМО", не представил доказательств, что процедура, предусмотренная указанными выше нормативными актами, соблюдена.
Из материалов дела следует, что производственная программа общества с приложением расчетов и документов для установления тарифа получена органом регулирования 23.07.2009. В производственной программе ООО "Рем ЭМО" рассчитало тариф на 2010 г. исходя из объема пропуска сточных вод 180 000 куб. м, затрат на электроэнергию 160 000 кВтч. Согласно предварительному расчету общества экономически обоснованным для него является тариф на прием и пропуск сточных вод на 2010 г. в размере 45,65 руб. за 1 куб. м с учетом НДС.
Согласно информации, предоставленной по запросу суда муниципальным унитарным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства г. Великий Устюг, объем сточных вод ООО "Рем ЭМО" за 2009 г. составил 172 994 куб. м. Письмами Великоустюгского филиала ОАО "Вологодская сбытовая компания" от 18.05.2010 № 03/3490, ООО "Электропрофиль" от 13.05.2010 № 108/10 подтверждается количество потребленной обществом в 2009 г. электроэнергии: насосными станциями КНС 1, КНС 2 - в размере 107 166 кВтч, насосной станцией КНС 3 - 29 190 кВтч. Всего по КНС 1, КНС 2, КНС 3 - 136 356 кВтч.
Вместе с тем при расчете тарифа показатели производственной программы общества органом регулирования не учтены, применены иные показатели, фактически превышающие (объем сточных вод) или снижающие (электроэнергия) показатели производственной деятельности общества, что повлияло на величину тарифа.
Согласно заключению по расчету тарифа на водоотведение тариф рассчитан исходя из объема сточных вод 220 куб. м. Данный показатель оставлен без изменения на уровне 2009 г. Количество потребленной электроэнергии принято исходя из количества потребленной обществом электроэнергии в размере 104 107 кВтч. При этом, как установлено судом, в расчет указанного показателя положены данные производственной деятельности общества 2007 г.
Документы в обоснование показателей производственной деятельности общества, в частности сведения по объему перекаченных стоков и количеству затраченной электроэнергии по КНС 3 (1076 куб. м, 779 кВтч), на которые орган регулирования сослался в расчете тарифа и на основании которых самостоятельно произвел расчет, суду не представлены.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства обоснованности утвержденного оспариваемым постановлением тарифа в размере 17,33 руб. за 1 куб. м.
Согласно приложению к постановлению РЭК Вологодской области от 30.10.2009 № 317 "Об установлении предельных индексов изменения установленных тарифов на товары услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, по муниципальным образованиям" индекс максимально возможного изменения установленных тарифов по городу Великий Устюг на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоотведения установлен в размере 107,7%.
Между тем тариф, установленный обществу на 2010 г., снижен к ранее утвержденному в 2009 г. на 2,75%.
Доказательств того, что данный тариф покрывает затраты предприятия и является экономически обоснованным для общества, в материалы дела не представлено.
При этом не принимаются доводы администрации в части несоответствия производственной программы общества и рассчитанного тарифа установленным требованиям, поскольку каких-либо предложений по изменению данной программы, замечаний по представленным расчетам в порядке и сроки, предусмотренные статьей 9 Закона № 210-ФЗ, Правилами регулирования тарифов, органом регулирования не высказано. Правом на возврат указанных документов орган регулирования не воспользовался.
Представленное в материалы дела письмо № 1-01-08/1043, направленное в адрес заявителя 22.10.2009 с запросом дополнительных документов, является немотивированным и не может служить доказательством выполнения органом регулирования требований по процедуре утверждения тарифа.
Доказательств несоответствия рассчитанного предприятием тарифа его финансовым потребностям суду не представлено.
При этом суд отмечает, что в силу пункта 16 Правил регулирования тарифов в процессе рассмотрения дела об установлении тарифа орган регулирования был вправе осуществить экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей общества для реализации производственной программы, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов, в случае если при установлении тарифов и надбавок органом регулирования не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
В данном случае в протоколе заседания комиссии по формированию и регулированию цен (тарифов) на услуги, оказываемые на территории муниципального образования "Город Великий Устюг", от 01.12.2009 не отражены обстоятельства, в связи с которыми орган регулирования не принял расходы предприятия по статьям "Пропуск сточных вод" и "Электроэнергия", в этой связи доводы администрации о необоснованности представленных ООО "Рем ЭМО" показателей по данным статьям судом отклоняются.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик не представил документального обоснования несоответствия рассчитанного заявителем тарифа на услуги его финансовым потребностям, сделанный им самостоятельный расчет затрат не соответствует объемам требуемых работ (услуг), в связи с чем оспариваемое постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Исходя из изложенного требование заявителя о признании недействующим абзаца третьего пункта 2 постановления главы муниципального образования "Город Великий Устюг" от 02.12.2009 № 394 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для предприятий, организаций коммунального комплекса, расположенных на территории МО "Город Великий Устюг", на 2010 год" подлежит удовлетворению.
Определением суда от 25.03.2010 заявителю на основании статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. В связи с тем, что заявитель судебных расходов по оплате государственной пошлины не понес, данные судебные расходы взысканию с администрации не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

решил:

признать не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и недействующим абзац третий пункта 2 постановления главы муниципального образования "Город Великий Устюг" от 02.12.2009 № 394 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для предприятий, организаций коммунального комплекса, расположенных на территории МО "Город Великий Устюг", на 2010 год".
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий
Ю.В.СЕЛИВАНОВА

Судьи
Ю.А.БОРИСОВА
А.Е.МАМОНОВА




Официальная публикация в СМИ:
"Вестник ВАС РФ", Приложение, II квартал 2011 года, с. 60


Решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.09.2010 по делу № А13-1772/2010
<О признании недействующим абзаца 3 пункта 2 постановления главы муниципального образования "Город Великий Устюг" от 02.12.2009 № 394 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для предприятий, организаций коммунального комплекса, расположенных на территории МО "Город Великий Устюг", на 2010 год">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru