Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2011 г. № 33-1209

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации города Рязани на решение Советского районного суда города Рязани от 12 мая 2011 года, которым постановлено:
Заявление М.П.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Рязани в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью <...> кв. м, адресный ориентир: <...> в аренду для строительства индивидуального жилого дома.
Обязать администрацию г. Рязани опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью <...> кв. м, адресный ориентир: <...>, для строительства индивидуального жилого дома, в газете "Рязанские ведомости".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рожковой Л.Н., объяснения представителя администрации г. Рязани П.О.О., поддержавшей кассационную жалобу, представителя М.П.В. - С.И.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

М.П.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения администрации г. Рязани. В обоснование требований указал, что 10 декабря 2010 г. он обратился в администрацию г. Рязани с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью <...> кв. м, адресный ориентир: <...>, для строительства индивидуального жилого дома, однако письмом от <...> N-В администрация г. Рязани ему сообщила, что решением Комиссии по землепользованию и застройке в городе Рязани от <...> не рекомендовано предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, в результате чего принято решение об отказе в предоставлении данного участка в связи с тем, что на его территории в настоящее время располагается самовольно возведенный индивидуальный жилой дом. Считает решение администрации г. Рязани незаконным и необоснованным, нарушающим его права и свободы, создающим препятствие в осуществлении его прав и свобод, поскольку нарушен порядок предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, установленный п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ: в течение двух недель со дня поступления его заявления, которым была инициирована процедура предоставления земельного участка, не было принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды либо об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемого им участка, при этом предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении участка отсутствовали, а наличие на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенного строения закон не относит к обстоятельствам, препятствующим предоставлению земельного участка в аренду для строительства жилого дома.
С учетом уточнений просил признать незаконным отказ администрации г. Рязани в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью <...> кв. м, адресный ориентир: <...>, в аренду для строительства индивидуального жилого дома и обязать администрацию г. Рязани опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью <...> кв. м, адресный ориентир: <...>, для строительства индивидуального жилого дома, в соответствующем периодическом печатном издании.
Суд удовлетворил требования заявителя, постановив вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель администрации города Рязани просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. Считает решение незаконным и необоснованным в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном законом, является правом, но не обязанностью органов местного самоуправления. Однако, суд данное обстоятельство не принял во внимание.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пп. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Принятое по делу решение приведенным требованиям не отвечает, суд основал свои выводы на неправильном толковании и применении норм материального права.
Районным судом установлено, что М.П.В. 10 декабря 2010 г. обратился в администрацию г. Рязани с заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью <...> кв. м, адресный ориентир: <...>, для строительства индивидуального жилого дома.
22.02.2011 М.П.В. было направлено письмо N-В, в котором заместитель главы администрации г. Рязани С. сообщил, что у администрации г. Рязани отсутствуют правовые основания для решения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в связи с тем, что на его территории в настоящее время располагается самовольно возведенный индивидуальный жилой дом. К аналогичному выводу о невозможности предоставления данного земельного участка в аренду пришла и комиссия по землепользованию и застройке в городе Рязани.
Удовлетворяя заявление М.П.В., суд обосновал свою позицию тем, что гражданин вправе инициировать процедуру предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, что действующее земельное законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам земельных участков, занятых самовольными постройками, а потому отказ администрации г. Рязани рассматривать вопрос о предоставлении испрашиваемого М.П.В. земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома суд признал нарушающим право заявителя на приобретение данного земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном законодательством.
Вместе с тем, данные выводы суда не полностью отражают все аспекты сложившихся правоотношений сторон. Кроме того, анализ действующего законодательства в этой сфере определяет и иные выводы, связанные с компетенцией органа местного самоуправления, влияющие на разрешение рассматриваемого дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с первоначальным заявлением. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Вместе с тем, данную норму права необходимо применять во взаимодействии со ст. 30 (ч. 4) Земельного кодекса РФ, устанавливающей общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования, который включает в себя действия: проведение работ по формированию земельного участка, включающее подготовку документов для государственного кадастрового учета, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключений объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, публикация сообщений о проведении торгов (аукциона) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков.
Из материалов дела, пояснений представителя администрации г. Рязани в суде кассационной инстанции следует, что спорный земельный участок не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, разрешенное использование не определено. В доме, расположенном на спорном земельном участке, проживают граждане.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 11 ч. 2 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Функции управления и распоряжения являются атрибутами института права собственности.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Права всех собственников защищаются равным образом.
Таким образом, из анализа вышеназванных правовых норм следует, что право гражданина инициировать процедуру предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства должно согласовываться с правом органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника, на свободное волеизъявление по предоставлению земельного участка. Законодатель (ст. 30.1 ЗК РФ) устанавливает право, а не безусловную обязанность органа местного самоуправления принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. При этом право на выбор этих действий остается за органом местного самоуправления. Но суд обязал его решением именно опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, то есть сделал выбор за этот орган.
Из материалов дела, позиции представителя ответчика в суде следует, что волеизъявление органа местного самоуправления на формирование спорного земельного участка с последующим его предоставлением в аренду для индивидуального жилищного строительства отсутствует.
Само по себе наличие на спорном земельном участке самовольной постройки, возведенной третьим лицом (не заявителем), не может служить препятствием к передаче земельного участка в аренду, если на это имеется воля собственника земельного участка.
Действующее земельное законодательство не предусматривает недопустимость отказа в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и ст. 28 п. 4 ЗК РФ в данном случае не применима, поскольку регулирует иные правоотношения.
Определение земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам в аренду для индивидуального жилищного строительства, является правом органа местного самоуправления, но не его обязанностью.
Согласно пп. 9, 10 ст. 30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Исходя из обстоятельств настоящего дела оснований для признания отказа в предоставлении земельного участка незаконным не имеется, поскольку отсутствует воля собственника на предоставление данного земельного участка, решение по отказу мотивировано наличием неразрешенных до настоящего времени вопросов, связанных с нахождением на земельном участке самовольной постройки, в которой проживают граждане. Тем более, что сам орган местного самоуправления в установленном законом порядке может определить судьбу здания (подать иск о сносе самовольной постройки, претендовать на самовольную постройку).
При таких обстоятельствах дела и правовом регулировании спорных правоотношений судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции, и, отменяя его, постановляет новое об отказе в удовлетворении заявления.
Отказ заявителю в предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства спорного участка не нарушает его права на получение в аренду для тех же целей иного земельного участка в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда города Рязани от 12 мая 2011 года отменить, принять новое решение, которым:
М.П.В. в удовлетворении его заявления об оспаривании решения администрации г. Рязани - отказать.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 29.06.2011 № 33-1209
<В удовлетворении исковых требований отказано, так как оснований для признания отказа в предоставлении земельного участка незаконным не имеется, поскольку отсутствует воля собственника на предоставление данного земельного участка, решение по отказу мотивировано наличием не разрешенных до настоящего времени вопросов, связанных с нахождением на земельном участке самовольной постройки, в которой проживают граждане>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru