ГУБЕРНАТОР ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 августа 2011 г. № 22-РГ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ И РАЗРАБОТКЕ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012 - 2015 ГОДЫ"
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления
Администрации области от 27 июня 2008 г. № 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию
областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность Псковской области на 2012 - 2015 годы".
2. Принять предложение Главного управления МЧС России по Псковской области о разработке областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность Псковской области на 2012 - 2015 годы".
3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность Псковской области на 2012 - 2015 годы" Управление специальных программ Администрации области.
4. Управлению специальных программ Администрации области разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность Псковской области на 2012 - 2015 годы" и внести его на утверждение до 15 августа 2011 г.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области - Руководителя Аппарата Администрации области Жаворонкова М.К.
Губернатор области
А.А.ТУРЧАК
Псков
2 августа 2011 года
№ 22-РГ
Утверждена
распоряжением
Губернатора области
от 2 августа 2011 г. № 22-РГ
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2015 ГОДЫ"
I. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и
соответствия целей программы целям и задачам
социально-экономического развития области
В настоящее время Псковская область занимает одно из первых мест в России по показателям количества пожаров и гибели людей на пожарах в расчете на 100 тысяч населения. Одним из факторов, влияющих на сложную обстановку с пожарами и гибелью людей, является удаленность населенных пунктов от мест дислокации подразделений пожарной охраны и недостаточное обеспечение автомобильной техникой.
На территории области 67,8% населения проживает в городах и поселках городского типа и лишь 32,2% в сельской местности. По итогам 2010 года на населенные пункты, расположенные в сельской местности, приходится 57,6% пожаров и 71,0% гибели на пожарах. Подобная картина с незначительной долей погрешности сохраняется уже в течение ряда лет. Пожары, происходящие в сельской местности, несут в себе неудовлетворительную динамику показателей обстановки с пожарами и гибелью людей. Ежегодно в Псковской области происходит около 2 тыс. пожаров, в результате которых гибнет более 200 человек. Ущерб, наносимый пожарами, составляет десятки миллионов рублей.
Так, в 2010 году в Псковской области на объектах и в жилом секторе зарегистрировано 1078 пожаров, которыми нанесен прямой материальный ущерб в размере 66482 тыс. рублей. При пожарах погибло 155 человек, в т.ч. трое детей. В результате пожаров получили травмы 79 человек.
На города и райцентры приходится 42% от общего количества пожаров, 53% общей суммы материального ущерба и 29% от числа всех погибших на пожарах людей. В городах и райцентрах на пожарах спасено 172 человека.
Доля пожаров в сельской местности в общем их количестве равна 58%; убытка - 47% от общей суммы; числа погибших людей - 71% всех погибших при пожарах. На пожарах спасено 46 человек.
Важнейший показатель эффективности действий пожарной охраны - время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
На сегодняшний день из 8378 населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области, 7473 не соответствуют требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". При этом 3376 населенных пунктов с количеством жителей до 10 человек, в том числе в 843 населенных пунктах жители вообще отсутствуют - так называемые пункты дачного проживания. Многие населенные пункты области расположены от районных центров на расстоянии более 50 километров и чаще всего последствия пожаров в таких населенных пунктах носят необратимый характер, так как пожарные подразделения не могут в нормативный срок прибыть к месту пожара. Среднее время прибытия на пожары в сельской местности составляет 37 минут, в городах - 5,5 минут.
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. За 2010 год указанному условию удовлетворяли 10,8% населенных пунктов области, в том числе городские поселения - 100%, сельские населенные пункты - 10,5%.
Снижение смертности, стабилизация демографической ситуации в Псковской области, сохранение материальных ценностей области, является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Псковской области и отвечает целям и задачам Стратегии
социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.
Целевым индикатором решения задачи по защищенности объектов с высоким уровнем пожарной опасности, критически важных (потенциально опасных) объектов, объектов с массовым пребыванием людей, включая маломобильные группы населения, следует избрать такой, как снижение количества объектов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности.
Решение задачи по строительству современных пожарных депо, оснащенных современными техническими средствами и созданию высокомобильных подразделений пожарной охраны с максимально универсальными возможностями для работы в сельских и удаленных местах оценивать по трем целевым индикаторам:
1) снижение количества погибших людей;
2) снижение количества зарегистрированных пожаров;
3) снижение экономического ущерба от пожаров.
Для оценки эффективности Программы и определения показателей целевых индикаторов предлагается использовать годовые статистические отчеты Главного управления МЧС России по Псковской области по обстановке с пожарами и гибелью людей на пожарах на территории Псковской области.
VII. Предложения по основным мероприятиям, направленным
на решение каждой из поставленных задач
Планируется по Программе:
увеличение группировки противопожарной службы области на 104 человека с целью укомплектования подразделений личным составом до норм штатной положенности для восьми постов;
строительство восьми постов (частей) ППС области, что позволит исполнить Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части прикрытия подразделениями пожарной охраны населенных пунктов, расположенных на территории области. Общая численность отдельного поста будет составлять 11 человек, боевой расчет - 2 человека (1 пожарный и 1 водитель);
приобретение 18 единиц современной пожарной техники с целью комплектования подразделений противопожарной службы области, что позволит максимально использовать свои возможности при организации тушения пожаров и проведения, связанных с ними аварийно-спасательных работ;
разработка нормативных правовых актов по вопросам развития добровольной пожарной охраны;
разработка системы мониторинга муниципальных целевых программ в области пожарной безопасности для анализа эффективности их выполнения и подготовки информационных материалов;
разработка нормативных правовых актов области по вопросам развития пожарной охраны;
создание и поддержка функционирования открытого информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о состоянии пожарной безопасности в Псковской области (сайт "пожарная безопасность");
мониторинг эффективности реализации мероприятий Программы;
разработка атласа Риска пожаров на территории Псковской области;
разработка моделей стендов для исследования различных средств пожаротушения.
VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования
Программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять из средств областного бюджета.
Общая сумма по Программе составляет 103693,0 тыс. рублей.
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемого варианта решения проблем
Создаваемая в рамках Программы группировка сил и средств гарнизона пожарной охраны области позволит увеличить количественно (до 89 процентов) прикрытие населенных пунктов подразделениями пожарной охраны и всех социально значимых объектов в соответствии требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". При этом уменьшится время прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара. Исходя из существующих методик расчета, при реализации мероприятий Программы снижение времени прибытия на пожары на 5 минут позволит снизить риск гибели людей при пожарах до 20 процентов, тем самым спасти больше человеческих жизней, а это в масштабах области - до 40 человек ежегодно.
В каждом местном гарнизоне пожарной охраны области подразделения ГПС будут способны самостоятельно выполнять задачи по спасанию людей, материальных ценностей и тушению пожаров. Будут созданы работоспособные подразделения обеспечения деятельности ГПС, а также штатные газодымозащитная и дежурно-диспетчерские службы.
Укомплектование боевых расчетов на основных пожарных автомобилях подразделений ГПС области до 4 - 5 человек и создание боеспособных отдельных постов позволит сократить время ликвидации пожара в среднем по области на 30 процентов, которое непосредственно влияет на размер материального ущерба.
Применительно к Псковской области время ликвидации пожара будет в пределах 25 - 30 минут от существующих 37, что позволит снизить ущерб от пожаров в среднем на 18 млн. рублей в год, что также актуально, поскольку, исходя из долгосрочных прогнозов, составленных МЧС России, ожидается ежегодное повышение причиненного пожарами ущерба примерно на 9 процентов (по Псковской области - 10 процентов).
Мероприятия Программы, финансируемые из областного бюджета, позволят исполнить Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара в установленный нормативный срок, а также понизить гибель людей при пожарах и материальные потери от них, тем самым повысить уровень пожарной безопасности в Псковской области, что является важным фактором устойчивого социально-экономического развития.
X. Предложения по исполнителям Программы
Исполнители Программы:
государственное бюджетное учреждение Псковской области "Управление обеспечения деятельности в чрезвычайных ситуациях";
Управление специальных программ Администрации области.
XI. Предложения о разработчике Программы и
исполнителе-координаторе Программы
Предлагается определить разработчиком и исполнителем-координатором Программы Управление специальных программ Администрации области.