Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2010 г. по делу № А33-7538/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28 июля 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 августа 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Михайловой Т.В., рассмотрев в судебном заседании, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Краевое государственное учреждение "Хребтовское лесничество" (Красноярский край, Богучанский район, пос. Хребтовый),
дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края (г. Красноярск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" (Красноярский край, Богучанский район, пос. Хребтовый)
о взыскании 85 615 руб. 25 коп.,
в присутствии:
от истца: Барской А.А., представителя по доверенности № 01-03/10 от 29.03.2010, Коробкина А.В., представителя по доверенности № 11-07/10 от 06.07.2010, Сташкевич Е.А., представителя по доверенности № 09-07/10 от 06.07.2010,
от ответчика: Палатова А.А. - представителя по доверенности № 10 от 21.06.2010, Фролова Н.М. - представителя по доверенности № 11 от 21.06.2010, Чан-Са В.А., представителя по доверенности от 22.07.2010 № 3-юр (после перерыва),
при ведении протокола судебного заседания судьей Михайловой Т.В.,

установил:

в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" о взыскании 85 615 руб. 25 коп. - ущерба, причиненного государственному лесному фонду в результате нарушения лесного законодательства.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 31.05.2010 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание и судебное разбирательство по делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное учреждение "Хребтовское лесничество".
Определением от 24 июня 2010 года дело назначено к судебному разбирательству.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заседание не явилось (уведомление от 29.06.2010 № 98443). На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
На основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщены дополнительные документы.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании по делу № А33-7538/2010 объявлялся перерыв с 15 час. 00 мин. 21 июля 2010 года до 14 час. 50 мин. 28 июля 2010 года. Сведения о перерыве размещены на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http:www.arbitr.ru/grad/). После перерыва судебное разбирательство по делу продолжено в присутствии представителей сторон.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
04 февраля 1997 года между Хребтовским лесхозом (арендодатель) и АС "Пашутинское" (арендатор) заключен договор на аренду лесного фонда № 16.
02 января 2008 года ООО "Пашутинский ЛПХ" выдан лесорубочный билет № 8 на вырубку растущей и сухостойкой древесины.
В лесорубочном билете № 8 от 02.01.2008 указано, ООО "Пашутинский ЛПХ" обязан произвести очистку лесосек одновременно с заготовкой древесины, не допуская разрыва между рубкой деревьев и очисткой с бесснежный период более 15 дней, а также весеннюю доочистку порубочных остатков.
Как следует из искового заявления, в период с 01 января 2008 года по 01 января 2009 года ООО "Пашутинский ЛПХ" производило заготовку древесины в квартале 44, лесосеки № 8 Краевого государственного учреждения "Хребтовское лесничество" в соответствии с лесорубочным билетом № 8 от 02.01.2008.
06.05.2009 в адрес ООО "Пашутинский ЛПХ" было направлено извещение о проведении проверки и приемки лесных участков пройденных в Заледеевском участковом лесничестве по лесорубочному билету № 8 от 02.01.2008, квартал 44 лесосека № 8.
Согласно акту осмотра лесосеки от 21.05.2009, по окончании срока действия лесорубочного билета № 8 от 02 января 2008 года, проведена проверка качества разработки лесосеки № 8 в квартале № 44 Заледеевского участкового лесничества Хребтовского лесхоза, в присутствии представителя ответчика старшего мастера в/склада Колпакова С.Е., действующего на основании доверенности № 8 от 02.03.2009, лесной участок осмотрен при его приемке. В ходе приемки установлено, что при осуществлении лесопользования ООО "Пашутинский ЛПХ" допущено нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в неудовлетворительной очистке мест рубок, площадью 7 га., а именно: сбор порубочных остатков на волока с последующим измельчением и уплотнением ходом трактора, о чем составлено Сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от 21.05.2009 года.
Из акта от 19.08.2009 года, составленного мастером леса Заледеевского участкового лесничества Рыбина Е.В., лесничего Беланова Ю.Н., инженером Тихоновым Е.Ю. следует, что представитель ООО "Пашутинский ЛПХ" Колпаков С.Е. отказался от подписания сообщения о нарушениях при проведении рубок, а также ведомости правил нарушений, в акте осмотра лесосеки, без объяснения причин.
За нарушение требований лесного законодательства ООО "Пашутинский ЛПХ" предъявлен ущерб в размере 85 615 руб. 25 коп., исчисленный в соответствии с порядком установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 "Об исчислении вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
15 февраля 2010 года ООО "Пашутинский ЛПХ" направлено претензионное письмо № 30, в котором заявлено требование о добровольной уплате ущерба в указанном размере, однако до настоящего времени данное требование оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в Арбитражный суд Красноярского края.
Ответчик, не согласился с предъявленными исковыми требованиями, представил отзыв на иск, в котором пояснил следующее:
- неудовлетворительная очистка мест рубок не является нарушением лесного законодательства;
- истец, для расчета ущерба применил по аналогии пункт 7 Приложения 4 к Постановлению Правительства РФ "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства" от 08.05.2007 № 273. Данным положением предусмотрен порядок исчисления вреда, за загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми или промышленными отходами, бытовым или строительным мусором. Согласно пункту 8 ГОСТ 17462-84 "Продукция лесозаготовительной промышленности" под отходами лесозаготовок понимаются древесные остатки, образующиеся при валке деревьев, очистке их от сучьев, раскряжевке хлыстов, разделке долготья и окорке сортиментов. Следовательно, отходы лесозаготовок не являются коммунально-бытовыми либо промышленными отходами;
- обращение с порубочными остатками, как с промышленными отходами (хранение, их накопление, размещение и транспортирование) условиями лесорубочного билета либо договором не предусмотрено;
- кроме того, истец не учел, что лесным законодательством не предусмотрено применение аналогии закона, по мнению ответчика, применение норм, устанавливающих ответственность по аналогии недопустимо, договорная неустойка за неудовлетворительную очистку мест рубок также не предусмотрена.
Истец, представил возражения на отзыв ответчика.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

С 01.01.2007 на территории Российской Федерации введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Исходя из положения части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 года № 19-п "Об утверждении Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края" - Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее - Служба) является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в области охраны окружающей среды, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, водных отношений, лесных отношений, экологической экспертизы, в сфере регулирования отношений недропользования на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов Министерства природных ресурсов и лесного комплекса края.
Согласно пункту 3.17 к компетенции Службы относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в областях охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, водного законодательства, лесного законодательства, законодательства о недрах, выявленного Службой.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, прямо предусмотрена пунктом 3 статьи 77 Закона "Об охране окружающей среды".
Следовательно, возмещение ущерба, причиненного лесонарушениями по утвержденным в установленном порядке таксами и методиками, является имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Ущерб, причиненный лесному фонду, определяется по таксовой стоимости и по тому, что объекты природы не имеют товарной стоимости и к ним не применимы обычные способы оценки стоимости. Каждый компонент природной среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и в данном случае, дерево рассматривается не как древесина с установленной рыночной ценой, а как компонент природной среды, оказывающий влияние на окружающее пространство.
Как следует из искового заявления, в период с 01 января 2008 года по 01 января 2009 года ООО "Пашутинский ЛПХ" производилась заготовка древесины в квартале 44, лесосеки № 8 Краевого государственного учреждения "Хребтовское лесничество" в соответствии с лесорубочным билетом № 8 от 02.01.2008.
06.05.2009 в адрес ООО "Пашутинский ЛПХ" было направлено извещение о проведении проверки и приемки лесных участков пройденных в Заледеевском участковом лесничестве по лесорубочному билету № 8 от 02.01.2008, квартал 44 лесосека № 8.
Согласно акту осмотра лесосеки от 21.05.2009, по окончании срока действия лесорубочного билета № 8 от 01 января 2008 года, проведена проверка качества разработки лесосеки № 8 в квартале № 44 Заледеевского участкового лесничества Хребтовского лесхоза, в присутствии представителя ответчика старшего мастера в/склада Колпакова С.Е., действующего на основании доверенности № 8 от 02.03.2009, лесной участок осмотрен при его приемке. В ходе приемки установлено, что при осуществлении лесопользования ООО "Пашутинский ЛПХ" допущено нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в неудовлетворительной очистке мест рубок, площадью 7 га., а именно: сбор порубочных остатков на волока с последующим измельчением и уплотнением ходом трактора, о чем составлено Сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от 21.05.2009 года.
Из акта от 19.08.2009 года, составленного мастером леса Заледеевского участкового лесничества Рыбина Е.В., лесничего Беланова Ю.Н., инженером Тихоновым Е.Ю. следует, что представитель ООО "Пашутинский ЛПХ" Колпаков С.Е. отказался от подписания сообщения о нарушениях при проведении рубок, а также ведомости правил нарушений, в акте осмотра лесосеки, без объяснения причин.
За нарушение требований лесного законодательства ООО "Пашутинский ЛПХ" предъявлен ущерб в размере 85 615 руб. 25 коп., исчисленный в соответствии с порядком установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 "Об исчислении вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке; таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
По своей правовой природе, предусмотренная статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации имущественная ответственность, носит гражданско-правовой характер, вследствие чего к спорным отношениям помимо специальных положений лесного законодательства применимы также и нормы гражданского законодательства.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации среди способов защиты гражданских прав называет защиту гражданских прав, которая осуществляется путем возмещения убытков.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 названной статьи закона определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются вопросы возникновение обязательств, вследствие причинения вреда.
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено то, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Из смысла приведенных норм Кодекса следует, что для возникновения права на возмещение убытков, истец обязан доказать совокупность таких обстоятельств, как: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
При этом недоказанность хотя бы одного обстоятельства является основанием для отказа в иске.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказом Министерства природных ресурсов от 16 июля 2007 года № 184 утверждены Правила заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 60 Правил установлено, что при производстве работ по заготовке древесины должна обеспечиваться очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 39 Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Также вышеуказанное влечет нарушение Обществом надлежащего состояния территории лесосеки, выраженное в виде ее захламления, и не позволяющее проведению работ по лесовосстановительным и иным лесохозяйственным мероприятиям.
В п/п 3 сообщения о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов рубок указывается на загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором. Но также дается ссылка и подробное описание лесонарушения по не очистке, мест рубок от порубочных остатков, нарушения способов очистки, нарушение требований по хранению древесины, данная ссылка указывается ниже и поясняет, что в данном случае имеется в виду неочистка захламление и мест рубок пасек и границ, а также прилегающих стен леса, указывается также площадь нарушения - 7,0 га.
Факт не очистки мест рубок подтверждается актом осмотра лесосеки от 21.05.2009, абрисом лесосеки с местом расположения порубочных остатков и ведомостью учета нарушений согласно которых составлен расчет ущерба от 21.05.2009.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 78 вышеуказанного Закона определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 24 Закона Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края" Агентство края в определенной области (сфере) государственного управления оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства края в случае нахождения в его ведении.
Агентство края в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может осуществлять нормативное правовое регулирование в определенной области (сфере) государственного управления.
Данные положения позволяют сделать вывод о том, что Агентство лесной отрасли Красноярского края, как орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области лесных отношений вправе утверждать цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования (Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 утверждены таксы и методика для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Таким образом, вред, причиненный лесонарушениями, возмещается в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 таксами и методиками.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 не установлен порядок исчисления вреда за загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми или промышленными отходами, бытовым или строительным мусором.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 Об отходах производства и потребления отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В процессе заготовки древесины образуются древесные отходы (порубочные остатки), которые не являются коммунально-бытовыми отходами.
В соответствии с пунктом 52 Правил заготовки древесины организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.
Расчет убытков, произведен истцом исходя из площади неочищенного места рубок (7 га), согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 08 мая 2007 года № 273 и расчетно-технологической карты, при исчислении суммы ущерба использован размер затрат на 1 га, согласно расчетно-технологической карте по КГУ "Хребтовское лесничество" на очистку лесосек в зимних условиях работы и составляет 2 446 руб. 15 коп./га.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273, размер ущерба составляет 5-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования и составляет 85 615 руб. 25 коп.
Из анализа представленных в материалы дела документов, судом установлена противоправность (вина) в поведении ООО "Пашутинский ЛПХ", а также наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, что является основанием для наступления ответственности.
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Представленные истцом документы являются достаточными доказательствами наличия убытков и их размера. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд, пришел к выводу, что документы, на которые ссылается истец (сообщение о нарушениях требований лесного законодательства от 21.05.2009, акт осмотра лесосеки от 21.05.2009, ведомость учета нарушений, план приемки лесного участка), доказывают факт совершения ответчиком каких-либо действий в отношении указанного лесного участка, их противоправность и связь между убытками и действиями ответчика. Размер убытков также доказан истцом.
На основании изложенного, требование истца о взыскании 85 615 руб. 25 коп. ущерба, причиненного государственному лесному фонду в результате нарушения лесного законодательства, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика.
Истец, на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины составляет 3 424 руб. 61 коп., следовательно с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 3 424 руб. 61 коп.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" (Красноярский край, Богучанский район, пос. Хребтовый) в пользу Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края (г. Красноярск) 85 615 руб. 25 коп. ущерба, причиненного государственному лесному фонду в результате нарушения лесного законодательства.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" (Красноярский край, Богучанский район, пос. Хребтовый) в федеральный бюджет 3 424 руб. 61 коп. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Т.В.МИХАЙЛОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2011 по делу № А33-7538/2010 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 по делу № А33-7538/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.08.2010 по делу № А33-7538/2010
<Исковое заявление о взыскании ущерба, причиненного государственному лесному фонду в результате нарушения лесного законодательства, удовлетворено, так как доказано, что при осуществлении заготовки древесины ответчиком произведена неудовлетворительная очистка мест рубок в части сбора порубочных остатков на волока с последующим измельчением и уплотнением ходом трактора>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru