Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2010 г. № А82-9056/2010-14

Резолютивная часть оглашена 16.11.2010.
Арбитражный суд Ярославской области в составе:
судьи Сурововой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Секериной С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
частного учреждения культуры "Музей "Музыка и время" к
Управлению Росреестра по Ярославской области
при участии ГУПТИ и УН по Ярославской области и департамента культуры Ярославской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав от 02.07.2010 № 20/526/2010-20 и обязании произвести государственную регистрацию изменений в ЕГРП,
при участии:
от заявителя - Мостославского Г.Д., директора и Земсковой С.Г. по доверенности от 01.10.2010,
от ответчика - Доколиной А.А. по доверенности от 30.12.2009 и Катричевой Е.И. по доверенности от 17.08.2010,

установил:

частное учреждение культуры "Музей "Музыка и время" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Ярославской области от 02.07.2010 в государственной регистрации изменений в записи Единого государственного реестра прав /ЕГРП/ относительно дома № 33 по Волжской набережной г. Ярославля, являющегося памятником истории и культуры, связанных с проведенной реконструкцией памятника, и обязании произвести государственную регистрацию изменений. Также заявитель заявил требование об обязании Управления внести изменения в записи ЕГРП в связи с изменением своего наименования.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент культуры Ярославской области и государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и учета недвижимости по Ярославской области.
Управление Росреестра считает свои действия законными и обоснованными, произведенными в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" № 122-ФЗ /далее - Закон № 122-ФЗ/ и пунктом 67 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219.
Департамент культуры в представленном в суд отзыве полагает требования заявителя обоснованными, пояснил, что заявителем в рамках приспособления объекта культурного наследия для современного использования были проведены работы по его сохранению, при производстве работ особенности объекты изменены не были. Дело просит рассмотреть в свое отсутствие.
ГУПТИ и УН в своих устных пояснениях в предварительном судебном заседании подтвердило факт реставрации памятника с изменением внешних границ здания. В судебном разбирательстве предприятие участия не приняло, о судебном заседании надлежаще извещено.
Рассмотрением материалов дела судом установлено.
Заявитель является собственником нежилого здания № 33 по Волжской набережной г. Ярославля, о чем внесена запись в ЕГРП 18.04.2001.
Постановлением главы администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329 данное здание было внесено в список вновь выявленных памятников истории и культуры как "Дом жилой Кирпичевых-Соболевых" XVII - XIX вв., составлен паспорт памятника. Техническое состояние объекта определено как аварийное. С заявителем оформлено охранное обязательство от 09.02.2001 № 23-80.
Во исполнение принятых на себя обязательств по сохранению объекта культурного наследия заявитель разработал проект реставрации и приспособления памятника для современного использования, проект был утвержден департаментом культуры 21.02.2002. Работы проведены, приняты департаментом по акту от 20.04.2009 № 10/09. В результате проведенных работ параметры объекта были изменены: вместо снесенных пристроек возведены двухэтажные объемы, увеличена площадь мезонина и площадь подвального помещения. Новая характеристика объекта отражена в кадастровом паспорте от 22.07.2009.
18 сентября 2009 года заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на отреставрированное здание с закрытием раздела в ЕГРП по объекту, явившемуся источником образования нового объекта.
Сообщением от 16.11.2009 заявителю было отказано в государственной регистрации права по тому основанию, что работы по реконструкции памятников истории и культуры запрещены законодательством об их охране и право на такой реконструированный объект не может быть зарегистрировано.
6 мая 2010 года заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений в запись об отреставрированном объекте.
Сообщением от 02.07.2010 в регистрации изменений заявителю было отказано со ссылкой на пункт 10 статьи 33 Закона № 122-ФЗ и пункт 67 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219, в связи с тем, что в результате реставрации были изменены внешние границы объекта.
Таким образом, заявителю дважды было отказано во внесении изменений в сведения о зарегистрированном объекте: и с закрытием раздела, и без закрытия раздела с внесением изменений в подраздел I. Предметом настоящего спора является отказ во внесении изменений в запись в объекте недвижимости без закрытия раздела ЕГРП.
Оценив фактические обстоятельства дела и приведенные сторонами доводы, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части, относящейся к сообщению об отказе.
Все, что относится к государственной регистрации изменений в сведения об объекте недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРП, говорится только в пункте 4 статьи 18 Закона № 122-ФЗ /внесение изменений без заявления правообладателя/ и пункте 10 статьи 33 /внесение изменений по заявлению правообладателя/. Понятий реконструкции, реставрации, приспособления Закон не содержит. Изменение сведений предусмотрено и пунктом 67 названных выше Правил.
Согласно пункту 10 статьи 33, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I ЕГРП /описание объекта недвижимого имущества/, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в реестр без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества и прилагаемого кадастрового паспорта объекта, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 67 Правил лист записи об изменениях используется для внесения в ЕГРП таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица или адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.
При этом, каким образом регистрируются изменения в сведения об объекте в случае изменения его внешних границ, ни Закон, ни Правила никаких положений не содержат.
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия", регулирующий отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, под сохранением объекта культурного наследия понимает направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Контроль за сохранением объектов культурного наследия возложен на уполномоченные в области государственной охраны объектов культурного наследия органы. В Ярославской области таковым является департамент культуры Ярославской области.
Как было указано, заявитель провел работы по сохранению памятника и приспособлению его для современного использования, проект реставрации согласован департаментом культуры, работы по реставрации и приспособлению департаментом приняты.
Оснований для утверждений о том, что принятые департаментом культуры реставрационные работы таковыми не являются или выполнены с нарушением закона, ни у регистрирующего органа, ни у суда не имеется.
Дважды отказав заявителю во внесении изменений в ЕГРП, регистрирующий орган не указал заявителю и не привел соответствующих пояснений в суде, каким образом следует регистрировать изменения в сведения об объекте недвижимости, если таким объектом является памятник истории и культуры, подлежащий государственной охране как таковой, если в результате реставрационных работ тем или иным образом изменяются внешние границы объекта и нет оснований утверждать, что реставрационные работы проведены с нарушением закона и без контроля уполномоченных органов.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований отказать заявителю в удовлетворении его требований.
Что касается требования заявителя об обязании Росреестра внести изменения в запись ЕГРП в части его наименования, то такой предмет спора не предусмотрен действующим законодательством. Обязание государственного органа совершить какие-либо действия возможно только в связи с признанием его действий /решений, бездействия/ незаконными. В данном случае заявитель никакие решения, действия или бездействие регистрирующего органа не оспаривает и не имеет таких оснований - доказательств обращения к нему с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в связи со сменой наименования заявитель не представил.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

признать недействительным отказ в государственной регистрации изменений в записи ЕГРП об объекте культурного наследия - доме № 33 по Волжской набережной г. Ярославля, выраженный в сообщении Управления Росреестра по Ярославской области от 02.07.2010 № 20/526/2010-20.
Обязать Управление Росреестра по Ярославской области внести в ЕГРП запись об изменениях указанного объекта.
В части обязания Росреестра внести изменения в запись ЕГРП, касающиеся наименования собственника объекта, дело производством прекратить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд /г. Киров/ в месячный срок после принятия решения, в кассационном порядке - в ФАС ВВО /г. Нижний Новгород/ в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Судья
М.В.СУРОВОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 08.06.2011 по делу № А82-9056/2010-14 данное решение и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011 по данному делу оставлены без изменения.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011 по делу № А82-9056/2010-14 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда ЯО от 23.11.2010 по делу № А82-9056/2010-14
<Отказав заявителю во внесении изменений в единый государственный реестр прав, регистрирующий орган не пояснил ему, каким образом следует регистрировать изменения в сведения о таком объекте недвижимости, как памятник истории и культуры, если в результате реставрационных работ изменяются внешние границы данного объекта>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru