Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 июня 2010 г. по делу № А66-2336/2010

(резолютивная часть решения объявлена 08.06.2010)
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Голубевой Л.Ю., судей Романовой Е.В., Басовой О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ткаченко Ю.Я., при участии представителей: от заявителя - Козловой А.В., по доверенности, от ответчика - Паркиной В.Н., по доверенности, от Администрации города Ржева - Павлова Р.А. по доверенности, от Прокуратуры Тверской области - Филипповой В.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные ресурсы РЖ", г. Ржев,
к Ржевской городской Думе, г. Ржев,
с привлечением заинтересованного лица - Администрации города Ржева,
с участием Прокуратуры Тверской области,
о признании недействующим нормативного правового акта - решения от 25.12.2009 № 16 "О распространении действия решения Ржевской городской Думы от 23.01.2009 № 261 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "Коммунальные ресурсы РЖ" потребителям города Ржева Тверской области на 2009 год" на 2010",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные ресурсы РЖ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным в порядке главы 24 АПК РФ решения Ржевской городской Думы (далее - ответчик, Дума) от 25.12.2009 № 16 "О распространении действия решения Ржевской городской Думы от 23.01.2009 № 261 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "Коммунальные ресурсы РЖ" потребителям города Ржева Тверской области на 2009 год" на 2010".
В предварительном судебном заседании от 27.04.2010 года заявленные требования уточнены. Заявитель просит признать недействующим в порядке главы 23 АПК РФ решение Ржевской городской Думы от 25.12.2009 № 16 "О распространении действия решения Ржевской городской Думы от 23.01.2009 № 261 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "Коммунальные ресурсы РЖ" потребителям города Ржева Тверской области на 2009 год" на 2010" (далее - оспариваемое решение, оспариваемый нормативный акт). Уточнения заявленных требований не противоречат закону, не нарушают прав и законных интересов третьих лиц и приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
К участию в рассмотрении заявления в качестве заинтересованных лиц привлечена Администрация города Ржева (далее - Администрация).
В предусмотренном частью пятой статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) порядке в дело вступила Прокуратура Тверской области (далее - Прокуратура).
Заявитель считает, что оспариваемый нормативный акт противоречит требованиям частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - закон № 210-ФЗ), а также пунктам 6, 14 - 17 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 (далее - правила № 520). По мнению заявителя ни законом № 210-ФЗ, ни правилами № 520 за регулирующим органом не закреплено право на распространение на следующий финансовый год тарифов, действующих в текущем финансовом году без рассмотрения своевременно предоставленных организацией коммунального комплекса документов, необходимых для установления новых тарифов. Оспариваемый нормативный акт принят, по мнению заявителя, без анализа финансовых потребностей Общества на реализацию производственной программы на 2010 год и проверки правильности расчета испрашиваемых Обществом тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2010 год.
Ржевская городская Дума с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела (л.д. 34). Считает, что установленный тариф принят в соответствии с установленным Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - РЭК) от 25.12.2009 года № 192-нп предельным индексом максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для города Ржева (100%).
Администрация поддерживает позицию Ржевской городской Думы, против удовлетворения заявленных требований возражает. К материалам дела приобщен письменный отзыв на заявление.
Прокуратура возражает против удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела и пояснений участвующих в деле лиц, решением Ржевской городской Думы от 23.01.2009 № 261 установлены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "Коммунальные услуги РЖ" потребителям города Ржева на 2009 год в следующих размерах (с НДС): для населения - 15,35 руб. за 1 куб. м на водоснабжение и 9,07 руб. за 1 куб. м. - на водоотведение; для прочих предприятий и организаций - 18,40 руб. за 1 куб. м. - на водоснабжение и 24,78 руб. за 1 куб. м. - на водоотведение.
Решением Ржевской городской Думы от 25.12.2009 года № 16 действие решения Ржевской городской Думы от 23.01.2009 года № 261 распространено на 2010 год.
Общество, не согласившись с решением Ржевской городской думы от 25.12.2009 года № 16, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к мнению об обоснованности заявленных требований.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью первой статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьи 41, 65 АПК РФ возлагают обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения соответствующего акта, на орган его вынесший. Одновременно, каждая из сторон должна подтвердить те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду решение Ржевской городской Думы от 25.12.2009 № 16, а не Постановление.

Оспариваемым решением тарифы на оказываемые Обществом услуги по водоснабжению и водоотведению установлены без указания конкретных потребителей. Данное постановление рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг. Оспариваемое постановление опубликовано в газете "Ржевская правда" от 31.12.2009 года № 53.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду решение Ржевской городской Думы от 25.12.2009 № 16, а не Постановление.

При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, спор подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам, установленным главой 23 АПК РФ.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 2 статьи 32 Устава города Ржева (с учетом изменений, зарегистрированных 20.04.2009 года), к компетенции Ржевской городской Думы относится регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров работ и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Пунктом 8 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования 20.04.2009 года и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в Устав указанных изменений и дополнений.
Новый состав Думы был избран 12.10.2009 года, что подтверждено сведениями избирательной комиссии, информация о чем опубликована 15.10.2009 (л.д. 105).
Следовательно, орган регулирования изменился с октября 2009 года. Исследуя наличие полномочий у Ржевской городской Думы на принятие оспариваемого нормативного акта, суд пришел к выводу, что на момент принятия оспариваемого решения именно Ржевская городская Дума являлась регулирующим органом, полномочным устанавливать тарифы.
Пунктом 7 части второй статьи 5 Закона № 210-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Общие принципы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса предусмотрены статьей 3 Закона № 210-ФЗ, в том числе полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ).
В частях 2 и 3 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
В силу части 4 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ в случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 названной статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 7 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ).
В пункте 3 правил № 520 определен перечень документов, которые организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса должна представить до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, в частности, заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственная программа; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности; бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
В соответствии с пунктом 5 правил № 520 в случае представления организацией коммунального комплекса не всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 правил, орган регулирования устанавливает срок не менее 5 рабочих дней для представления всех документов.
Согласно пункту 7 правил № 520 органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 правил № 520, вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.
Таким образом, в случае представления организацией коммунального хозяйства неполного комплекта документов, необходимых для установления тарифа, орган регулирования должен известить об этом заявителя. Кроме того, орган регулирования также вправе запросить у организации коммунального хозяйства дополнительные документы.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что Обществом, 24.04.2009 для согласования в Администрацию города Ржева, являющуюся в тот период органом регулирования, сдана Производственная программа на 2010 год, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2010 год.
Общество 27.11.2009 обратилось с запросом в Администрацию о сроке рассмотрения Производственной программы.
Однако, 18.01.2010 Обществом получен ответ от 11.01.2010 за № 17, согласно которому документы были переданы на согласование Главе города Харченко А.В., но впоследствии не были возвращены и направлены специалистам для рассмотрения.
Как следует из пояснений представителей Администрации и Ржевской городской Думы в судебном заседании, а также следует из письменного отзыва Администрации города Ржева, поступившие от Общества в Администрацию города Ржева документы для установления тарифа на 2010 год, в том числе производственная программа в Ржевскую городскую Думу не передавались. Тарифное дело, содержащее экономически обоснованные тарифы на оказание услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2010 год отсутствует.
При указанных обстоятельствах при принятии оспариваемого решения обоснованность устанавливаемых тарифов не проверялась. Суд считает, что установление тарифов на 2010 год на основе тарифного дела за 2009 год противоречит принципам установления тарифов, предусмотренных Федеральным законом № 210-ФЗ, поскольку не учитывает изменение размера затрат, понесенных организацией коммунального комплекса. Вместе с тем, как следует из материалов дела затраты Общества на оказание коммунальных услуг в 2010 году по отношению к 2009 году возросли. В частности, возросли расходы по электро- и тепло- энергии, цена покупной воды, стоимость арендной платы.
Суд отклоняет доводы ответчика и Администрации о невозможности установления для общества иных тарифов по водоснабжению и водоотведению, поскольку Приказом РЭК от 25.12.2009 № 192-нп "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год" для муниципального образования г. Ржев установлен предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов организаций коммунального комплекса Тверской области в размере 100%.
На основании пункта 20 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Из данной нормы следует, что предельный индекс изменения тарифов устанавливается в среднем по муниципальному образованию, то есть индекс изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок может отличаться в большую либо меньшую сторону от предельного максимального индекса, установленного в среднем по муниципальному образованию Российской Федерации для конкретного предприятия.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты 2, 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ.

При указанных обстоятельствах суд соглашается с доводом заявителя о том, что утверждение тарифа на 2010 год без учета фактически сложившейся себестоимости услуги, оказываемой Обществом в 2010 году, нарушает п.п. 2, 5 ст. 3, ст.ст. 8, 9 Закона от 30.12.04 № 210-ФЗ и нарушает право заявителя на полное возмещение затрат, связанных с оказанием коммунальной услуги.
Таким образом, в данном случае органом регулирования - Ржевской городской Думой, при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2010 года для ООО "Коммунальные ресурсы РЖ" не соблюдена процедура установления таких тарифов, предусмотренная приведенными положениями нормативных актов.
Ржевская городская Дума не доказала экономической обоснованности установленных ею для Общества тарифов.
Заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 110 АПК РФ с Ржевской городской Думы подлежат взысканию понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в сумме 2000 рублей (платежное поручение от 18.03.2010 года № 237).
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191 - 192, 194 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области

решил:

заявленные требования удовлетворить, признать недействующим решение Ржевской городской Думы от 25.12.2009 № 16 "О распространении действия решения Ржевской городской Думы от 23.01.2009 № 261 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "Коммунальные ресурсы РЖ" потребителям города Ржева Тверской области на 2009 год" на 2010", как несоответствующее Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Взыскать со Ржевской городской Думы, г. Ржев, в пользу заявителя 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела (платежное поручение от 18.03.2010 года № 237).
Исполнительный лист выдать в соответствие с требованиями статьи 319 АПК РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Л.Ю.ГОЛУБЕВА

Судьи
Е.В.РОМАНОВА
О.А.БАСОВА




Официальная публикация в СМИ:
"Вестник ВАС РФ", приложение, IV квартал 2010 г.


Решение Арбитражного суда Тверской области от 16.06.2010 по делу № А66-2336/2010
<Об удовлетворении требований о признании недействующим решения от 25.12.2009 № 16 "О распространении действия решения Ржевской городской Думы "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, оказываемые ООО "Коммунальные ресурсы РЖ" потребителям города Ржева Тверской области на 2009 год" на 2010">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru