Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2010 г. по делу № А31-794/2010

В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.05.2010 по 01.06.2010
Резолютивная часть решения объявлена 1 июня 2010 года
Полный текст решения изготовлен 7 июня 2010 года
Судья Арбитражного суда Костромской области Сергушова Татьяна Валерьевна, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Закрытого акционерного общества фирма "Центр внедрения "Протек", г. Москва
к Костромскому областному фонду обязательного медицинского страхования, г. Кострома
третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, г. Москва
о взыскании законной неустойки в размере 843105 руб. 61 коп.
лицо, ведущее протокол: секретарь судебного заседания Османова А.А.
при участии:
от истца: Грачева Н.В. - представитель по доверенности № 931/100 от 25.11.2009, паспорт
от ответчика: Тимошкин А.С. - начальник юридического отдела по доверенности № 97 от 20.01.2010, паспорт
от третьего лица: не явился (надлежаще уведомлен)

установил:

закрытое акционерное общество фирма "Центр внедрения "Протек", г. Москва обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Костромскому областному фонду обязательного медицинского страхования, г. Кострома (далее - КОФОМС) о взыскании законной неустойки в размере 843105 руб. 61 коп. за просрочку оплаты стоимости лекарственных средств, отпущенных в рамках государственного контракта от 27.11.2006.
Определением суда от 29.03.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, г. Москва (далее - Федеральный фонд ОМС, ФОМС).
В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования, просит суд взыскать с ответчика законную неустойку в размере 807240 руб. 74 коп. за просрочку оплаты стоимости лекарственных средств за период с 04.03.2008 по 18.06.2008, отпущенных в рамках государственного контракта от 27.11.2006.
Суд в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточненные требования истца.
Представитель истца уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме, представил письменные пояснения на доводы отзывов, уточненный расчет суммы иска.
Истец указывает, что единственным и достаточным условием для возникновения права истца требовать оплаты неустойки является факт допущенной государственным заказчиком просрочки исполнения обязательств. Оснований для освобождения ответчика от уплаты законной неустойки не имеется, поскольку ответчиком не доказано, что просрочка исполнения обязательств произошла вследствие непреодолимой силы либо по вине истца. Других оснований для освобождения от ответственности законом не предусмотрено.
Представитель ответчика уточненные исковые требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве, просит в иске отказать.
В отзыве указывает, что в соответствии с пунктом 2.2.1 контракта территориальный фонд обязательного медицинского страхования обязан осуществлять оплату стоимости лекарственных средств также за счет и в пределах лимитов федеральных средств, поступивших на отдельный счет ТФОМС средств из Федерального фонда ОМС. Пунктом 4.4 Контракта установлено, что ТФОМС не несет ответственности за несвоевременную оплату отпущенных лекарства средств, связанную с несвоевременным поступлением средств из Федерального фонда ОМС. КОФОМС мог осуществлять оплату отпущенных лекарственных средств только при поступлении от Федерального фонда ОМС средств субвенции на отдельный счет. Федеральный фонд ОМС перечислял ежемесячно на отдельный счет КОФОМС 1/12 годового объема средств в размере 14905700 руб. (копии платежных поручений прилагаются). В свою очередь КОФОМС своевременно перечислял полученные средства на оплату счетов, представленных фармацевтическими организациями, после проведения медико-экономической экспертизы, в том числе ЗАО "Центр внедрения "Протек" в соответствии с полученными лимитами. Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования предпринимал все необходимые меры для надлежащего выполнения обязательств, принятых по условиям заключенного с истцом государственного контракта.
Поступившие средства своевременно были направлены на оплату счетов фармацевтических организаций, в том числе ЗАО "Центр внедрения "Протек" в сумме 73474743 руб. 49 коп., что подтверждается представленными истцом копиями платежных поручений от 16.06.2008 № 4, от 16.06.2008 № 636 и от 18.06.2008 № 6. Следовательно, на основании статьи 309 и части 1 статьи 401 ГК РФ поскольку КОФОМС выполнил обязательство в соответствии с условиями обязательства, определенными в Контракте, и требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих порядок оплаты отпущенных лекарственных средств в 2007 году, то у истца отсутствуют основания требовать уплаты законной неустойки за несвоевременное выполнение обязательств ответчиком. КОФОМС по условиям Контракта не брал на себя обязательства по оплате отпущенных лекарственных средств сверх средств, поступивших на отдельный счет от Федерального фонда ОМС, либо из другого источника. Также при определении понятия непреодолимой силы ответчик считает ссылку истца на часть 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельной, так как указанная норма права регулирует ответственность лица, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности. КОФОМС в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением ВС РФ от 24.02.1993 № 4543-1, является государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и предпринимательскую деятельность не осуществляет.
От Федерального фонда обязательного медицинского страхования, г. Москва поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Фонда.
Третье лицо считает исковые требования необоснованными, поддерживает доводы отзыва от 08.04.2010 и просит в иске отказать. В отзыве указывает, что пунктом 4.4 Государственного контракта установлено, что ТФОМС не несет ответственности за несвоевременную оплату отпущенных лекарственных средств, связанную с несвоевременным поступлением средств из ФОМС. В свою очередь Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечислял денежные средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования по мере их поступления из Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 за счет средств федерального бюджета согласно Федеральному закону от 19.12.2006 № 238-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2007 год" и Федеральному закону от 29.12.2006 № 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год". Таким образом, вины Костромского территориального фонда обязательного медицинского страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в несвоевременном перечислении средств нет.
Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования заключил Государственный контракт от 27.11.2006 в целях реализации Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004. № 122-ФЗ). Соответственно при возмещении стоимости лекарственных средств полученных отдельными категориями граждан, Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования не мог заниматься предпринимательской деятельностью, а осуществлял выполнение государственного задания, в связи с чем, иск не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.05.2010 по 01.06.2010.
После перерыва присутствующие в судебном заседании представители истца и ответчика поддержали заявленные доводы и возражения в полном объеме.
Третье лицо явку представителя в суд не обеспечило.
В соответствии с частью 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Между Костромским областным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и Закрытым акционерным обществом фирма "Центр внедрения "Протек" (Фармацевтическая организация) заключен Государственный контракт от 27.11.2006 на поставку и отпуск лекарственных средств гражданам Костромской области, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).
Согласно пункту 1.1 Контракта Фармацевтическая организация осуществляет в 2007 году поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, указанных в Перечне лекарственных средств (Далее - Перечень ЛС) (Приложение № 1 - Перечень лекарственных средств, разработанный на основании Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 № 665), информация о которых содержится в нормативно-справочной документации, предоставляемой ТФОМС Фармацевтической организации.
ТФОМС перечисляет денежные средства на счета Фармацевтической организации в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан" от 29.12.2004 № 864 (в действующей редакции) для компенсации в установленных пределах стоимости фактически отпущенных лекарственных средств гражданам бесплатно в аптечных учреждениях в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2004 № 769 "О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг", в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), Перечнем ЛС, за счет и в пределах выделенных лимитов федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, поступивших из Федерального фонда ОМС на отдельный счет ТФОМС, указанный в настоящем Контракте (пункт 1.2 Контракта).
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта денежные средства на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами являются федеральными и имеют целевое назначение.
Согласно пункту 2.1.7 Контракта Фармацевтическая организация обязуется предоставлять ТФОМС ежемесячно в установленные сроки отчеты об использовании полученных по настоящему Контракту денежных средств, отпущенных лекарственных средствах, обслуженных рецептах, о рецептах, по которым не был осуществлен немедленный отпуск лекарственных средств, а также содержащие другую информацию по выполнению настоящего Контракта, в бумажном и электронном виде по формам, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Пунктом 2.2.1 Контракта предусмотрено, что ТФОМС обязуется осуществлять оплату стоимости лекарственных средств, полученных гражданами бесплатно в аптеках, по ценам, не превышающим цен, зарегистрированных в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки к ценам на лекарственные средства и налога на добавленную стоимость, за счет и в пределах лимитов федеральных средств, поступивших на отдельный счет ТФОМС средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на основании представленных надлежаще оформленных документов, поименованных в п. 2.1.11 настоящего Контракта.
ТФОМС обязуется также проводить первичную экспертизу представленных Фармацевтической организацией документов, определенных п. 2.1.11, в течение 10 дней с даты их получения и по результатам составлять акт с обязательным указанием причин отказа в акцепте, в том числе частичного (пункт 2.2.7 Контракта).
ТФОМС обязуется в течение 180 (ста восьмидесяти) календарных дней с даты подписания акта первичной экспертизы, указанного в п. 2.2.7 настоящего Контракта, осуществить оплату лекарственных средств в соответствии с условиями настоящего Контракта с учетом результатов этой экспертизы (пункт 2.2.9 Контракта).
Согласно пункту 3.3 Контракта ТФОМС осуществляет оплату счета Фармацевтической организации путем перечисления денежных средств на расчетный счет Фармацевтической организации, указанный в настоящем Контракте, в течение 180 (ста восьмидесяти) календарных дней с даты подписания акта, указанного в п. 2.2.7 настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 4.4 Контракта ТФОМС не несет ответственности за несвоевременную оплату отпущенных лекарственных средств, связанную с несвоевременным поступлением средств от Федерального фонда ОМС.
В течение 2007 года истец осуществлял отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан в соответствии с условиями Государственного контракта, ответчик в соответствии с п. 2.2.7 Государственного контракта проводил первичную экспертизу представленных истцом документов и по результатам данной экспертизы в соответствии с п. 2.2.1 оплачивал стоимость лекарственных средств, полученных гражданами бесплатно в аптеках.
По условиям п. 2.2.9 Государственного контракта срок оплаты отпущенных лекарственных средств составил 180 календарных дней с даты подписания акта первичной экспертизы.
Несмотря на это, ТФОМС по счетам, указанным в расчете иска (в деле), осуществил просрочку их оплаты.
На основании пункта 9 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" истцом начислена законная неустойка в размере 807240 руб. 74 коп. за просрочку оплаты стоимости лекарственных средств, отпущенных в рамках государственного контракта от 27.11.2006. Расчет неустойки, исходя из учетной ставки ЦБ РФ 8,75%, действовавшей на момент подачи иска, представлен в дело.
Расчет процентов за период с 04.03.2008 по 18.06.2008 ответчиком по существу не оспаривается.
Представитель ответчика суду пояснил, что счета, сроки оплаты по контракту и даты фактической оплаты истцом в расчете указаны правильно.
В связи с нарушением ответчиком обязанности по оплаты стоимости отпущенных лекарственных средств в установленный государственным контрактом срок, истец обратился в суд с иском о взыскании законной неустойки.
Суд считает требования истца обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Факт просрочки исполнения денежного обязательства подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
За просрочку оплаты стоимости лекарственных средств, отпущенных в рамках государственного контракта от 27.11.2006, истцом начислена законная неустойка в размере 807240 руб. 74 коп. Расчет неустойки, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 8,75%, действовавшей на момент подачи иска (12.02.2010), представлен в дело. Суд считает, что расчет неустойки в сумме 807240 руб. 74 коп. соответствует требованиям закона.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлены доказательства наличия оснований для освобождения его от уплаты законной неустойки, поскольку им не представлены доказательства того, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Ссылка ответчика на пункт 7.1 договора и указание на акты государственных органов как обстоятельство непреодолимой силы не может быть принята во внимание судом, поскольку понятие непреодолимой силы содержится в пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, под которой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Иными словами, обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить. Акты государственных органов и невыплата средств из бюджета на указанные в нем цели не относится к таким обстоятельствам в силу закона.
Ссылка ответчика на пункт 4.4 договора как на основание для освобождения от уплаты законной неустойки судом не принимается, поскольку, определенная законом неустойка подлежит уплате независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон, и не может быть ограничена соглашением сторон.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что ответчиком были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства перед истцом, вины ответчика ненадлежащем исполнении обязательств по оплате нет, в связи с чем, он не может нести ответственность за просрочку оплаты, суд считает необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрены иные основания ответственности, и он не содержит такого основания для освобождения от ответственности, на которое ссылается ответчик.
В связи с тем, что ответчик допустил просрочку оплаты стоимости лекарственных средств, отпущенных в рамках государственного контракта от 27.11.2006, требования истца о взыскании законной неустойки подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая период просрочки оплаты, принимая во внимание обстоятельства дела, в том числе полную оплату основного долга, суд считает начисленную истцом неустойку явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства и на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшает размер законной неустойки до 675000 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 170, 171, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Взыскать с Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования, г. Кострома в пользу Закрытого акционерного общества фирма "Центр внедрения "Протек", г. Москва 675000 руб. неустойки, 21144 руб. 81 коп. расходы по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
2. Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.
3. Выдать Закрытому акционерному обществу фирма "Центр внедрения "Протек", г. Москва справку на возврат из федерального бюджета 717 руб. 30 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 128 от 02.02.2010.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия или в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Костромской области.

Судья
Т.В.СЕРГУШОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Костромской области от 07.06.2010 по делу № А31-794/2010
Исковое требование о взыскании неустойки за просрочку оплаты стоимости лекарственных средств, отпущенных в рамках государственного контракта, удовлетворено правомерно, так как факт просрочки исполнения денежного обязательства со стороны ответчика подтвержден материалами дела. Неустойка уменьшена судом на основании ст. 333 ГК РФ РФ ввиду ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru