Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2010 г. № 02-10/64-10

Резолютивная часть решения оглашена 12 октября 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 25 октября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко Игоря Васильевича - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов комиссии: Бердниковой Татьяны Николаевны - главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Лопатина Владимира Александровича - специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии представителей ООО "Э" С.А.В. по доверенности от 01.03.2010 № 2-ю; ООО "К" Л.С.В. по доверенности от 05.03.2010 № 37, рассмотрев дело № 02-10/64-10 о нарушении ООО "Э" <...> ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
В Томское УФАС России поступило заявление о том, что между ООО "Э" (далее - Гарантирующий поставщик) и ООО "К" (далее - Абонент) заключен договор электроснабжения, по условиям которого Гарантирующий поставщик обязуется подавать Абоненту электрическую энергию, а Абонент - оплачивать электроэнергию в установленные договором сроки.
До 01.12.2006 расчеты между сторонами по Договору производились по одноставочному тарифу. С 01.12.2006 учет потребленной электроэнергии производится с помощью автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии АСКУЭ "Телемера-С8М" (далее - АСКУЭ). С указанного времени и по 31.12.2009 расчеты между сторонами по Договору производились по тарифу, дифференцированному по зонам суток.
В письме от 15.01.2010 Гарантирующий поставщик известил Абонента о необходимости перепрограммирования АСКУЭ в связи с изменением тарифного меню, а также применении Гарантирующим поставщиком в одностороннем порядке одноставочного тарифа для расчета оплаты потребленной электроэнергии до перепрограммирования.
Абонент считает, что Гарантирующий поставщик, осуществив перевод Абонента на другой тарифный план в одностороннем порядке, неправомерно применил с 01.01.2010 по 31.01.2010 одноставочный тариф, тогда как Договором и практикой отношений между Абонентом и Гарантирующий поставщиком установлен порядок расчетов исходя из тарифа, дифференцированного по зонам суток.
Согласно п. 5.4 Договора и п. 2.1 приложения № 5 к Договору (Регламент порядка расчетов) доля поставки электроэнергии по регулируемой цене Абоненту должна составить 100% от поставленной электроэнергии. Однако, Гарантирующим поставщиком в нарушение условий Договора и Регламента порядка расчетов, действующего законодательства применено в одностороннем порядке соотношение объема электроэнергии, отпущенной по регулируемой цене, к электроэнергии, отпущенной по нерегулируемой цене, в размере 36,15% к 63,85%.
Законодательством предусмотрено, что электрическая энергия оплачивается потребителем по цене, определенной в установленном законом порядке, и стороны не вправе самостоятельно устанавливать плату за электрическую энергию.
ООО "К" полагает, что необоснованное завышение Гарантирующим поставщиком ставки ночного тарифа на электроэнергию, применение соотношения регулируемых и нерегулируемых цен "36,15 и 63,85%", а также односторонний перевод с тарифа дифференцированного по зонам суток (часам) на одноставочный тариф, ущемляет интересы Абонента и таким образом злоупотребляет своим доминирующим положением на товарном рынке электроэнергии.
Представитель ООО "К" просит Комиссию выдать ООО "Э" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В заседании Комиссии представитель ООО "Э" пояснил, что между ООО "К" и ООО "Э" заключен договор энергоснабжения № 36 от 01.01.2007, согласно которому Гарантирующий поставщик обязуется осуществить продажу электрической энергии, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать принятую электроэнергию.
Приказом РЭК Томской области № 77/438 от 11.12.2008 были установлены интервалы тарифных зон суток для потребителей на 2009 года помесячно. На основании вышеуказанного приказа ООО "Э" производило начисления за электрическую энергию ООО "К". Автоматизированная система коммерческого учета электрической энергии ООО "К" была запрограммирована под данные тарифы и интервалы зон суток.
Приказом Федеральной службы по тарифам № 405-э/1 от 15.12.2009 изменены интервалы тарифных зон суток по энергозонам России (часы пиковой нагрузки). Приказом РЭК Томской области № 67/445 от 22.12.2009 установлены тарифы на электрическую энергию, дифференцируемые по зонам суток, в субботу, воскресенье и праздничные дни на 2010 год исключены из тарифного меню.
В адрес ООО "К" было направлено письмо от 15.01.2010 с просьбой произвести перепрограммирование приборов учета для возможности достоверного определения количества потребленной электроэнергии и отнесения ее объемов к соответствующим временным интервалам в соответствии с новыми тарифами. В установленный срок автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии перепрограммирована не была, соответственно осуществление расчета за потребленную электроэнергию по тарифам, дифференцированным по зонам суток, установленными на предыдущий расчетный период, не является правомерным.
На основании условий договора (п. 2.1 приложения № 5) электрическая энергия (мощность) поставляется потребителю по регулируемым ценам (тарифам) в объеме, приобретаемом гарантирующим поставщиком по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках. В соответствии со справкой доля приобретенной ООО "Э" электрической энергии по регулируемым ценам составляет 36,15%, по свободным - 63,85% соответственно. Таким образом, поставка ООО "К" объемов электроэнергии по свободным и по регулируемым ценам осуществлялась в строгом соответствии с условиями договора.
В соответствии с п. 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 (далее - Правила розничных рынков), электрическая энергия поставляется потребителям по регулируемым ценам (тарифам) в объеме, приобретаемом гарантирующим поставщиком по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке.
Согласно п. 6 Приказа ФТС России № 166-э/1 "Об утверждении правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии" доля поставки электрической энергии по регулируемым ценам на розничном рынке (коэффициент бета) рассчитывается гарантирующим поставщиком за каждый расчетный период и ежемесячно публикуется на официальном сайте в сети Интернет. В соответствии со справкой коэффициент бета в январе 2010 года равен 0,3615.
Согласно ведомости приема-передачи электроэнергии за январь 2010 определены объемы потребленной Заявителем электрической энергии по точкам учета (объектам) по свободным и регулируемым ценам на основании вышеуказанного приказа и в соответствии с условиями договора энергоснабжения № 36 от 01.01.2007.
4 февраля 2010 года автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии была перепрограммирована в соответствии с новыми тарифами и новыми временными интервалами. За февраль 2010 года ООО "К" был произведен расчет по тарифам, дифференцированным по зонам суток.
По мнению представителя ООО "Э", расчет стоимости потребленной ООО "К" электрической энергии за оспариваемый период произведен в строгом соответствии с действующим законодательством и условиями договора энергоснабжения № 36 от 01.01.2007, в связи с чем представитель ООО "Э" просит производство по делу прекратить.
Согласно аналитическому отчету "Определение положения ООО "Э" на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии" от 06.04.2010 ООО "Э" занимает на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии в географических границах балансовой принадлежности электрических сетей г. Томска и Томского района, которые находятся в собственности, аренде или на иных законных основаниях у ООО "Г", доминирующее положение.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и или) ущемление интересов других лиц.
Комиссией установлено, что между ООО "Э" (Гарантирующий поставщик) и ООО "К" (Потребитель) заключен договор электроснабжения от 01.01.2007 № 36 (в редакции дополнительного соглашения б/№ и б/д). Согласно разделу 1 договора Гарантирующий поставщик обязуется осуществить продажу электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать Гарантирующему поставщику приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Разделом 3 договора предусмотрено Потребитель обязан:
- осуществлять эксплуатацию и обслуживание систем учета электроэнергии, установленных в сетях Потребителя в соответствии с требованиями нормативных актов (пункт 3.1.8),
- снимать показания приборов учета электрической энергии на 30 - 31 (28 - 29 в феврале) число расчетного месяца с передачей показаний по телефонам с последующим письменным подтверждением показаний приборов учета или по электронной почте (пункт 3.1.9).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Приказом Федеральной службы по тарифам № 405-э/1 от 15.12.2009 изменены интервалы тарифных зон суток по энергозонам России (часы пиковой нагрузки). Приказом Региональной энергетической комиссии Томской области (далее - РЭК Томской области) № 67/445 от 22.12.2009 установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям. Тарифы, дифференцируемые по зонам суток, в субботу, воскресенье и праздничные дни на 2010 год исключены из тарифного меню.
ООО "Э" в адрес ООО "К" было направлено письмо от 15.01.2010 с просьбой произвести перепрограммирование приборов учета, для возможности достоверного определения количества потребленной электроэнергии и отнесением ее объемов к соответствующим временным интервалам в соответствии с новыми тарифами, утвержденными вышеуказанным приказом РЭК. В установленный срок автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии не была перепрограммирована.
Доводы представителя ООО "К" о том, что расчет стоимости электроэнергии за январь, февраль 2010 года, произведенный ООО "Э" с учетом одноставочного тарифа не обоснован, Комиссией не принимаются, так как Заявителем не предоставлены доказательства о своевременных действиях ООО "К" по внесению изменений в условия вышеуказанного договора в связи с введением автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии АСКУЭ "Телемера-С8М", а также действий по перепрограммированию приборов учета.
Согласно п. 5.4 поставка Потребителю электрической энергии по регулируемым ценам, установленным уполномоченными органами в области государственного регулирования тарифов, осуществляется Гарантирующим поставщиком в объеме, приобретаемом им по регулируемым ценам. Электрическая энергия, поставляемая Гарантирующим поставщиком сверх указанного объема по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается Потребителем по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Порядок определения объемов и стоимости электрической энергии, поставляемой Гарантирующим поставщиком Потребителю по регулируемым и нерегулируемым ценам, устанавливается Регламентом расчета (приложение № 5 к договору).
Согласно п.п. 2.1, 2.3 Регламента порядка расчетов электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям по регулируемым ценам (тарифам) в объеме, приобретаемом гарантирующим поставщиком по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках. Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых потребителю по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период гарантирующим поставщиком и доводятся до сведения потребителя.
В соответствии с п. 106 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 (далее - Правила № 530), электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям по регулируемым ценам (тарифам) в объеме, приобретаемом гарантирующим поставщиком по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном п.п. 108 - 111 настоящих Правил.
Согласно п. 109 Правил № 530, электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Фактическая величина мощности, приобретаемая покупателями на розничном рынке, определяется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, исходя из фактического объема потребления электрической энергии в часы пиковой нагрузки, устанавливаемые системным оператором в рабочие дни расчетного периода.
Таким образом, между сторонами согласовано применение регулируемых цен в отношении энергии, поставляемой ООО "К" в объеме, приобретаемом ООО "Э" по регулируемым ценам на оптовом и розничных рынках, и применение свободных цен при расчете стоимости остального объема энергии. Данные условия договора электроснабжения № 36 от 01.01.2007 соответствуют п.п. 106, 109 Правил № 530 и доказательств их изменения в установленном законом порядке сторонами в материалы дела не представлено.
Доля приобретенной ООО "Э" электрической энергии за 2010 год по регулируемым ценам составляет 36,15%, по свободным - 63,85%, что подтверждается представленной в дело справкой ООО "Э". В этой связи, при расчете платы за поставляемую ООО "К" электроэнергию ООО "Э" обоснованно применило, как регулируемые, так и свободные цены, в соответствующем соотношении. Правильность данного расчета в ходе рассмотрения дела представителем ООО "К" не оспаривалась.
Доводы представителя ООО "К" о том, что доля поставки электроэнергии по регулируемой цене должна составить 100% от поставленной электроэнергии, Комиссией не принимаются, как не соответствующими условиям договора электроснабжения № 36 от 01.01.2007.
Требование ООО "К" установить цены на электроэнергию в зоне "ночь" - 0,9606 руб. за кВт x ч, Комиссией не принимается, по следующим основаниям: по ведомостям приема-передачи электроэнергии за январь 2010 года и за февраль 2010 года определены объемы потребленной ООО "К" электрической энергии по точкам учета (объектам) по свободным и регулируемым ценам.
При расчете стоимости электроэнергии в отношении объема электроэнергии, поставляемой гарантирующему поставщику по регулируемым ценам, применены регулируемые тарифы, установленные РЭК Томской области от 22.12.2009 № 67/445 на 2010 год. В отношении объемов электроэнергии, поставляемой ООО "К" по свободным ценам, применен порядок расчета стоимости, установленный договором электроснабжения № 36 от 01.01.2007, пунктами 109 - 111 Правил № 530 и Приказом ФТС России от 21.08.2007 № 166-э/1 "Об утверждении правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии". Таким образом, поставка истцу объемов электроэнергии по свободным и по регулируемым ценам осуществлялась в соответствии с условиями Договора.
Расчеты и доводы ООО "К" о том, что тариф на электроэнергию в зоне "ночь" должен составлять 0,9606 руб. за кВт x ч и что примененный ООО "Э" за период с 01.01.2010 по 31.01.2010 тариф необоснованно увеличен на 209,85% и не учитывает индекс роста потребительских цен, Комиссией не принимается, так как приказом РЭК Томской области от 22.12.2009 № 67/445 утверждены тарифы на электрическую энергию на 2010 год, в том числе для ночной зоны в размере 1832,60 руб. за МВт x ч Указанный тариф применялся ООО "Э" при начислении ООО "К" платы за электроэнергии. Требуя установить тариф на электроэнергию в зоне "ночь" - 0,9606 руб. за кВт x ч, ООО "К" фактически просит изменить тариф, установленный РЭК Томской области, что не соответствует действующему законодательству и условиям договора (п. 5.6).
Исходя из указанного, Комиссия делает вывод о том, что ООО "Э" не ущемило интересы ООО "К", а действовало в рамках заключенного договора, поэтому действия ООО "Э" не могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
производство по делу № 02-10/64-10, возбужденному в отношении ООО "Э" 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
Т.Н.БЕРДНИКОВА
В.А.ЛОПАТИН

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Томского УФАС РФ от 25.10.2010 № 02-10/64-10
<О прекращении производства по делу о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru