Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. по делу № 3-324/10

Санкт-Петербургский Городской суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Рыбаловой О.А.,
при секретаре К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Местной администрации муниципального образования муниципального округа Автово об оспаривании законности статей 1, 2, 3, пункта 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2010 года № 443-111 "Об административных правонарушениях в отношении средств бюджета Санкт-Петербурга и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга, средств бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", суд

установил:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30 июня 2010 года принят и 16 июля 2010 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга № 443-111 "Об административных правонарушениях в отношении средств бюджета Санкт-Петербурга и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга, средств бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Закон официально опубликован 26 июля 2010 года в журнале "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" и вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
Статьями 1, 2, 3 указанного Закона установлена административная ответственность для должностных и юридических лиц, определены санкции (меры ответственности) за соответственно:
нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;
нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе;
нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами.
Пунктом 1 статьи 4 оспариваемого Закона определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении средств бюджета Санкт-Петербурга и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга.
Заявитель, обращаясь в Санкт-Петербургский городской суд, указывает, что оспариваемые нормы Закона Санкт-Петербурга противоречат федеральному закону и нарушают права заявителя. При этом заявитель полагает, что субъект Российской Федерации - Санкт-Петербург, не вправе устанавливать административную ответственность за правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании заявленные требования поддержал Р.И. - глава местной администрации МО МО Автово.
Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Г.В. и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности К.Е. полагали заявленные требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Рыбаловой О.А., полагавшей отсутствующими основания для удовлетворения требований, оценив собранные доказательства в совокупности, суд признает доводы заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено судом, статьи 1, 2, 3 Закона Санкт-Петербурга № 443-111 предусматривают административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, за нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами. В пункте 1 статьи 4 Закона определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Между тем статьями 15.14, 15.15 и 15.16 КоАП установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, за нарушение срока бюджетных средств, полученных на возвратной основе, за нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами. Административная ответственность установлена в отношении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Данная административная ответственность за нарушение правил в области бюджетного законодательства регламентирована указанными нормами КоАП, сфера действия которых имеет широкую направленность и распространяется на всей территории Российской Федерации, в том числе и на территории субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга.
Согласно статье 7 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации отнесено к бюджетным полномочиям Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации в случае и порядке предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации относятся установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
Таким образом, в силу статей 7, 8 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства является полномочием федеральных органов государственной власти.
Каких-либо норм, предоставляющих субъекту Российской Федерации право устанавливать административную ответственность в этой сфере, федеральным законодательством не предусмотрено.
Как представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, так и представитель Губернатора Санкт-Петербурга в ходе судебного разбирательства утверждали, что право принятия норм, оспариваемых заявителем у субъекта РФ Санкт-Петербурга подтверждено в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 08.04.2004 № 137-О о том, что субъекты Российской Федерации не лишены статьями 15.14 - 15.16 КоАП полномочий по установлению административной ответственности, в том числе в определенных сферах финансового регулирования при условии соответствующего воспроизведения диспозиций указанных норм об административной ответственности в законе субъекта Российской Федерации. Ссылаясь на указанное определение Конституционного Суда Российской Федерации, представители полагают, что был разработан и принят Закон Санкт-Петербурга, преамбулой которого определен предмет его правового регулирования, а именно закон определяет органы, которые вправе осуществлять юрисдикционные полномочия при наличии совершенных административных правонарушений в отношении средств бюджета Санкт-Петербурга, средств бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга. По мнению представителей, предметом правового регулирования Закона не является установление административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Законом определяются органы, осуществляющие на территории Санкт-Петербурга юрисдикционные полномочия при наличии совершенных административных правонарушений, предусмотренных КоАП, а статьи 1 - 3 Закона не могут рассматриваться как нормы, устанавливающие административную ответственность, они лишь воспроизводятся в статьях 1 - 3 Закона, что соответствует определению Конституционного Суда Российской Федерации № 137-О.
Подобную правовую позицию поддержал в своем заключении участвующий в рассмотрении дела прокурор Санкт-Петербурга.
Между тем, суд полагает данную правовую позицию ошибочной, основанной на неправильном толковании действующего законодательства.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 173-О от 08 апреля 2004 года субъект Российской Федерации может установить какой из органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять юрисдикционные полномочия при наличии совершенных в отношении средств регионального и местного бюджетов административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.14 - 15.16 КоАП, но при условии соответствующего воспроизведения диспозиций указанных норм об административной ответственности в законе субъекта РФ.
Суд полагает, что возможность воспроизведения диспозиции норм федерального законодательства, не означает возможность воспроизведения санкций, поскольку с очевидностью следует, что диспозиция и санкция - различные понятия.
Из оспариваемых норм Закона Санкт-Петербурга следует, что статьями 1 - 3 предусмотрена ответственность за нарушения бюджетного законодательства, а п. 1 ст. 4 Закона предусмотрены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в Законе Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в отношении средств бюджета Санкт-Петербурга и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга, средств бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" оспариваемыми нормами установлена административная ответственность за нарушение правил в области финансового контроля, что находится за пределами компетенции субъекта РФ Санкт-Петербурга.
Подобный вывод исходит и из наименования и содержания нормативного правового акта, предмет его регулирования составляют отношения в сфере административной ответственности, правовые основы которых регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом следует учесть, что федеральный законодатель включив законы субъектов Российской Федерации в систему законодательства об административных правонарушениях и разграничив компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в этой сфере одновременно определил требования к форме и содержанию закона субъекта Российской Федерации.
С очевидностью установлено судом, что как по форме, так и по содержанию, оспариваемые нормы Закона Санкт-Петербурга не соответствуют указанным требованиям.
Из текста оспариваемых норм следует, что субъект Российской Федерации сформулировал юридические составы за которые наступает административная ответственность, и предусмотрел перечень должностных лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренной ответственности.
По смыслу статьи 1.3 КоАП РФ определение общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, перечня видов административных наказаний и правил их применения, административной ответственности по вопросам имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка производства по делам об административных правонарушениях относится к ведению Российской Федерации.
На основании изложенного, суд полагает требования заявителя обоснованными и полагает, что права заявителя нарушены, поскольку оспариваемые нормы имеют непосредственное отношение к заявителю, как органу муниципального образования.
Статья 253 ГПК РФ предоставляет суду право в случае установления, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу признавать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В данному случае, суд полагает правильным признать недействующим оспариваемый нормативный правовой акт с момента вступления данного решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст.ст. 251 - 253 РФ, суд

решил:

заявление Местной администрации муниципального образования муниципального округа Автово об оспаривании законности статей 1, 2, 3, пункта 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2010 года № 443-111 "Об административных правонарушениях в отношении средств бюджета Санкт-Петербурга и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга, средств бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" удовлетворить.
Признать недействующими статьи 1, 2, 3, пункт 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2010 года № 443-111 "Об административных правонарушениях в отношении средств бюджета Санкт-Петербурга и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга, средств бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении подлежит официальному опубликованию после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем года кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько




Официальная публикация в СМИ:
"Петербургский дневник", № 18, 19.05.2011

Определением Верховного Суда РФ от 30.03.2011 № 78-Г11-19 данное решение оставлено без изменения.

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 08.12.2010 по делу № 3-324/10
<О признании недействующими статей 1, 2, 3, пункта 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2010 № 443-111 "Об административных правонарушениях в отношении средств бюджета Санкт-Петербурга и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга, средств бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru