Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2011 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 9
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 22 НОЯБРЯ 2010 ГОДА В РЕДАКЦИИ
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 29 АПРЕЛЯ 2011 ГОДА № 32-РЗ "О
НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЫМИ
ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПОРЯДКЕ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО
НАЙМА" ПО ЗАПРОСУ ИСПОЛНЯЮЩЕГО ОБЯЗАННОСТИ ПРОКУРОРА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В.Кретова, судей Д.Н.Басманова, П.Ф.Пунегова,
с участием старшего прокурора отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Республики Коми С.В.Батищевой, представителя Государственного Совета Республики Коми И.А.Груздевой - консультанта-эксперта отдела социального законодательства Правового управления аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителей Главы Республики Коми А.В.Бабенко - начальника отдела правовой работы Агентства Республики Коми по социальному развитию и Г.В.Машуковой - консультанта-эксперта отдела бюджетного и гражданского законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, руководствуясь частью 3 статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части 1 статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления.
Поводом к рассмотрению настоящего дела явился запрос исполняющего обязанности прокурора Республики Коми, а основанием для рассмотрения - обнаружившаяся неопределенность о том, соответствует ли Конституции Республики Коми указанная выше норма.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В.Кретова, объяснения прокурора, представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Республики Коми обратился в Конституционный Суд Республики Коми с запросом о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в отношении ранее состоявших на жилищном учете и не обеспеченных жилыми помещениями по нормам, предусмотренным Законом Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления.
По мнению исполняющего обязанности прокурора, часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ не согласуется с положениями статей 4, 11, 16, 18 Конституции Республики Коми, так как предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, ведет к существенному снижению нормы предоставления жилья для перечисленных выше граждан по сравнению с нормой предоставления, предусмотренной Законом Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ, и порождает неравенство между лицами, относящимся к одной и той же социально-защищенной группе, поскольку в муниципальных образованиях Республики Коми установлены гораздо меньшие и при этом отличающиеся друг от друга нормы предоставления жилья.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма", предусматривающая, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, а именно, проверка соответствия данного законоположения Конституции Республики Коми, гарантирующей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 4), равенство прав и свобод граждан независимо от их места жительства, происхождения, имущественного положения и других обстоятельств (статья 17), право граждан на жилище и достойную жизнь (статьи 11, 41) и запрещающей издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статья 18).
В силу статей 4, 10 Конституции Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их соблюдение и защита - обязанность Республики Коми.
При этом конституционное право граждан на жилище и, как следствие, на достойную жизнь закреплено в статьях 11, 41 Конституции Республики Коми, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Коми обязаны создавать условия для осуществления права на жилище и обеспечивать, в том числе бесплатное предоставление указанным в законе и нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство, а также вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан в сфере жилищных отношений находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Во исполнение конституционных предписаний Жилищным кодексом Российской Федерации (статьями 49, 57) определен круг лиц, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, и, в частности, установлено, что нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди.
При этом настоящим Кодексом предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам по нормам, установленным соответствующим органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов (часть 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В то же время федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен и иной порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также установлены другие нормы предоставления жилья (часть 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Так, в соответствии с положениями статей 2, 3, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" социальная защита нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), заключается в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки в виде бесплатного и внеочередного обеспечения этих лиц жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно тому же Закону дополнительные государственные гарантии указанной категории граждан на жилище устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам этих субъектов.
Как следует из материалов дела, вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года регулировались Законом Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам.
Приведенный порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратил силу в связи с введением в действие с 1 января 2011 года Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма", но при этом был сохранен как для граждан, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми на меры социальной поддержки (инвалидов боевых действий, родителей и детей погибших ветеранов боевых действий, вдов погибших ветеранов боевых действий, не вступивших в новый брак), так и для иных лиц, указанных в статье 1 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ.
На основании решений уполномоченных органов государственной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми данным гражданам по-прежнему предоставляются по договорам социального найма жилые помещения государственного жилищного фонда в виде отдельной квартиры из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 33 квадратных метра - на одинокого гражданина и 42 квадратных метра - на семью из двух человек.
В отношении же нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ установлено, что государственные полномочия по обеспечению этих лиц жилыми помещениями по договорам социального найма передаются органам местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми с предоставлением бюджетам муниципальных образований соответствующих субвенций.
Такое правовое регулирование в целом согласуется с требованиями статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и само по себе не нарушает гарантированных Конституцией Республики Коми прав и свобод граждан.
Вместе с тем предусмотренный частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" порядок предоставления этим лицам жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, противоречит прописанным в законе принципам деятельности органов государственной власти Республики Коми в вопросах передачи своих полномочий по социальной поддержке населения органам местного самоуправления и сохранения при этом уже достигнутого уровня социальной защиты граждан, в том числе и в области жилищных отношений.
Так, по смыслу приведенных выше норм Федеральных законов от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ и 6 октября 2003 года № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не предполагает каких-либо произвольных изменений в ранее действующем правовом регулировании и в силу требований Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исключает возможность снижения объема государственных гарантий в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.
Об этом же свидетельствует и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, который в своих решениях неоднократно подчеркивал, что изменение законодателем ранее установленных правил предоставления льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдались принципы предсказуемости социальной политики, поддержания доверия граждан к закону, а также и к его правовой определенности, направленной на сохранение разумной стабильности правового регулирования, и установление соответствующих механизмов по сохранению и возможному увеличению объема социальных гарантий (Постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 5 июля 2005 года № 246-О и № 303-О и др.).
Как уже указывалось выше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года обеспечивались жилой площадью в соответствии с Законом Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" и жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам.
Однако частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления, которые на сегодняшний день составляют в муниципальных образованиях Республики Коми от 9 до 15 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.
В частности, в муниципальном образовании городского округа "Сыктывкар" норма предоставления жилого помещения установлена в размере 13,5 квадратных метров общей площади жилья на одного человека, в муниципальном образовании муниципального района "Сыктывдинский" в размере 14 квадратных метров, муниципальном образовании городского округа "Воркута" в размере 15 квадратных метров, а в муниципальном образовании муниципального района "Сысольский" в размере 9 квадратных метров.
Таким образом, с вступлением в силу Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ условия предоставления жилых помещений относящимся к категории одиноких граждан в сфере жилищных отношений и нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно ухудшились, и эти лица без какого-либо правового обоснования и веских причин были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.
Кроме того, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
При таких обстоятельствах положения части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в той мере, в какой они предусматривают предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, нарушают конституционный принцип равенства прав и свобод граждан независимо от их места жительства, социального статуса и других обстоятельств, умаляют право указанной выше категории лиц на жилище а, следовательно, и на достойную жизнь и поэтому не могут быть признаны соответствующими Конституции Республики Коми.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 96 Конституции Республики Коми, частью 1 статьи 66, частями 1, 2, 3 и 4 статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми




Официальная публикация в СМИ:
"Республика", № 141-142, 28.07.2011


Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru