Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

ДОКЛАД

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В 2010 ГОДУ

Глава 1. Правовые основы и организационное обеспечение
деятельности Уполномоченного по правам ребенка
в Республике Саха (Якутия)

В 2003 году в Республике Саха (Якутия) в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) (далее - Уполномоченный), деятельность которого дополняет существующие средства правовой защиты, способствует обеспечению и восстановлению нарушенных прав детей, выявлению и решению актуальных проблем детства.
Порядок назначения на должность Уполномоченного, его статус, компетенция, а также иные вопросы его деятельности определены Законом от 5 февраля 2003 года 4-З № 5-III "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон).
Согласно статье 1 вышеуказанного Закона должность Уполномоченного учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Саха (Якутия), признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и предприятиями Республики Саха (Якутия), их должностными лицами.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка. Уполномоченный защищает права, свободы и законные интересы ребенка, определенные:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Всеобщей декларацией прав человека;
- Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
- Конституцией Российской Федерации;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- иными правами, установленными Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
в случае их нарушения в Республике Саха (Якутия).
Правовые основы деятельности Уполномоченного регулирует статья 2 Закона, согласно которой Уполномоченный в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), федеральным законодательством, настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
В статье 3 Закона определены основные задачи Уполномоченного:
а) обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;
б) содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка;
в) совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;
г) содействие в совершенствовании законодательства Республики Саха (Якутия) о правах, свободах и законных интересах ребенка;
д) разъяснение и пропаганда среди детей и их законных представителей прав, свобод и законных интересов ребенка;
е) содействие деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций Республики Саха (Якутия) в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;
ж) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, пропаганда положений Конвенции ООН о правах ребенка и института Уполномоченного;
з) развитие международного сотрудничества в области обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка.
Полномочия Уполномоченного регулируются статьей 9 Закона, согласно которой Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной Законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции других государственных органов, а также к компетенции органов местного самоуправления, организаций и предприятий Республики Саха (Якутия), их должностных лиц.
На основании ч. 1 статьи 13 Закона для реализации стоящих перед Уполномоченным задач и обеспечения его деятельности создается рабочий аппарат. Указом Президента Республики Саха (Якутия) № 1054 от 19 июня 2003 года образован аппарат Уполномоченного в количестве 3 (трех) штатных единиц. Между тем с июля 2003 года по настоящее время в аппарате работают 2 старших референта.
В целях повышения оперативности деятельности по восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних необходимо привести штатную численность аппарата Уполномоченного в соответствие с нормативными правовыми актами, то есть довести до трех штатных единиц.

Глава 2. Защита прав несовершеннолетних,
находящихся в трудной жизненной ситуации

Согласно п. "а" ч. 2 статьи 9 Закона в целях выполнения своих функций и задач Уполномоченный осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка, и жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и предприятий Республики Саха (Якутия), их должностных лиц, нарушающих права, свободы и законные интересы ребенка.
В целях выполнения своих функций и задач Уполномоченный согласно п. "л" ч. 2 статьи 9 Закона осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), а также в обращениях граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций, в сообщениях средств массовой информации.

2.1. Мониторинг обращений граждан к Уполномоченному

В 2010 году к Уполномоченному поступило 313 обращений (в 2009 г. - 207) из 27 улусов республики, 60% от общего числа заявителей составляют жители г. Якутска.
Обращения по фактам нарушения прав детей, находящихся в интернатных учреждениях и специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, специальных (коррекционных) школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляют 7% от общего числа обращений.
Все поступившие обращения рассмотрены по существу, в необходимых случаях с проведением проверок. Более чем в 90% случаев факты нарушения прав подтвердились, по 97% обращений граждан в интересах ребенка и защиты его прав приняты решения. По 9 заявлениям работа продолжена в 2011 году.



Глава 8. Совершенствование механизма обеспечения и защиты
прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних

Согласно п. "и", "к" ч. 2 ст. 9 Закона Уполномоченный вносит в органы государственной власти, органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка; принимает участие в разработке нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), затрагивающих права, свободы и законные интересы ребенка.
Свои рекомендации и предложения по основным вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в республике, о возможных и необходимых мерах по предотвращению нарушений прав детей Уполномоченный излагает в своем ежегодном докладе, который на основании ч. 4, ч. 5 ст. 9 направляет вице-президенту Республики Саха (Якутия) и в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Уполномоченный вправе направлять специальные доклады в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Председателю Правительства Республики Саха (Якутия) по отдельным вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов ребенка.
На основании п. "з" статьи 11 Закона в случае грубого, систематического или массового нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка Уполномоченному в целях выполнения его функций и задач гарантируется право выступать с докладом на заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
В мае 2010 года Специальный доклад Уполномоченного "Проблемы обеспечения безопасности несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)" был направлен в постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по делам семьи, детства, молодежи, физической культуре и спорту.
Вышеуказанный Специальный доклад Уполномоченного был заслушан на заседании общественного Совета при МВД по Республике Саха (Якутия), посвященного вопросам профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними, в июне 2010 года.
В сентябре 2010 года Уполномоченный выступил с основным докладом на Публичных слушаниях "О защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения", которые состоялись в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по инициативе фракции "Единая Россия".
В октябре 2010 года на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) был представлен доклад Уполномоченного "Дети в опасности".
Согласно ч. 6 ст. 9 Закона ежегодные доклады подлежат опубликованию в средствах массовой информации. Данное положение не исполняется с 2008 года, не опубликованы доклады о деятельности Уполномоченного за 2008 и 2009 годы, а также Специальный доклад "Проблемы обеспечения безопасности несовершеннолетних".
Тем не менее, Уполномоченный в своей деятельности в полном объеме придерживается концепции Закона.
Так, предложения, внесенные в заключении доклада о деятельности Уполномоченного в 2009 году, приняты к сведению территориальными органами федеральных министерств, федеральных служб и находятся в стадии реализации органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
На основании доклада о деятельности Уполномоченного в 2010 году считаю необходимым внести следующие предложения по обеспечению гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в следующих направлениях.
А. Защита прав несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации
Для решения проблемы соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на их неотъемлемое право на семью необходимо планомерно вести деинституализацию детских домов согласно международным нормам и российской политике развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого необходимо:
- предусмотреть меры материальной и моральной поддержки замещающих семей, продумать систему льгот, не ущемляющих положение детей в одной семье;
- обеспечить создание и развитие служб сопровождения замещающих семей;
- обеспечить подготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с кандидатами и замещающими семьями;
- обеспечить размещение в СМИ социальной рекламы по пропаганде семейных форм устройства детей-сирот.
В целях решения проблемы обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принять 5-летнюю государственную целевую программу с софинансированием из федерального бюджета.
Обеспечить создание детям-инвалидам "равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества" путем организации обучения детей-инвалидов в системе общего образования - интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.
Ускорить на государственном уровне принятие программ и нормативных актов по созданию безбарьерной среды, в первую очередь, по обеспечению доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям.
Б. Реализация права детей на общедоступное и бесплатное дошкольное образование
Для решения проблемы обеспечения детей ДОУ необходимо реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставить под них соответствующие помещения.
Оказывать всемерную поддержку внедрения вариативных форм дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов.
Рассмотреть возможность снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских садов, в том числе семейных детских садов.
Для снятия социальной напряженности, связанной с нехваткой мест в ДОУ, рассмотреть вопрос выплаты материальной компенсации неработающим родителям.
В. Обеспечение безопасности несовершеннолетних в детских оздоровительных лагерях
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, безопасности и полноценного развития детей организаторам детского отдыха следует до начала летнего оздоровительного сезона устранить следующие недостатки в организации деятельности детских оздоровительных лагерей:
- несовершенство нормативно-правового обеспечения деятельности лагерей;
- отсутствие единых требований по ведению нормативно-правовой документации деятельности лагерей;
- слабая кадровая подготовка, обучение и подбор педагогических работников;
- отсутствие постоянной методической поддержки руководителей детских оздоровительных лагерей, методистов, воспитателей и вожатых;
- отсутствие единых требований к оформлению договорных отношений с родителями (другими законными представителями) отдыхающих детей. В договоре необходимо прописывать права и обязанности сторон, информацию о предоставляемых услугах, а также указать меры за нарушение ребенком правил пребывания в лагере, определить ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору и т.д.;
- недостаточная организация физического воспитания и оздоровительных мероприятий.
Г. Организация деятельности органов системы профилактики нарушений прав несовершеннолетних
В целях соблюдения комплексного межведомственного подхода в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних обеспечить исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 25.04.2006 339-З № 695-III "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" в части порядка образования и состава республиканской комиссии.
Для обеспечения эффективной деятельности республиканской комиссии ввести, согласно ч. 2 статьи 6 вышеуказанного Закона, должность освобожденного заместителя председателя республиканской комиссии.
Доклад подготовлен на основе изучения и анализа письменных и устных обращений граждан к Уполномоченному (в том числе изложенных на личном приеме), материалов проверок, проведенных с участием Уполномоченного и его представителей, информации, предоставленной по запросу Уполномоченного органами государственной и муниципальной власти, сведений, полученных в ходе участия в совещаниях, встречах, конференциях и "круглых столах", на которых обсуждались вопросы защиты прав и интересов детей учреждениями и ведомствами.
При подготовке доклада использованы материалы, предоставленные органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, а также сообщения средств массовой информации.
Материалы доклада, выводы и рекомендации Уполномоченного могут быть учтены и использованы в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, ведомств, организаций и учреждений Республики Саха (Якутия).

Уполномоченный по правам ребенка
в Республике Саха (Якутия)
А.СОЛОВЬЕВА




Официальная публикация в СМИ:
"Якутские ведомости", № 43, 06.07.2011

Принят к сведению постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 16.06.2011 ГС № 1107-IV.

Доклад Уполномоченного по правам ребенка в РС(Я) от 06.07.2011
"О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) в 2010 году"

Глава 1. Правовые основы и организационное обеспечение деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)
Глава 2. Защита прав несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации
2.1. Мониторинг обращений граждан к Уполномоченному
2.2. О соблюдении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.3. О соблюдении прав детей с ограниченными возможностями
Глава 3. Оперативность реагирования в случаях нарушения прав несовершеннолетних
3.1. Проверки обеспечения безопасности детей в детских оздоровительных лагерях
3.2. Урегулирование споров в интересах несовершеннолетних
Глава 4. О проблемах восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка
4.1. Нарушения прав многодетных семей
4.2. Право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование
4.3. Роль объединений граждан в деле защиты прав несовершеннолетних
4.4. Информационная безопасность
Глава 5. О профилактике правонарушений в отношении несовершеннолетних
5.1. Семейное неблагополучие как фактор нарушения прав детей
5.2. Жестокое обращение с детьми
5.3. Суициды несовершеннолетних
5.4. Об организации деятельности органов системы профилактики нарушений прав несовершеннолетних
Глава 6. Социальное партнерство
6.1. Создание среды, доброжелательной к детям
6.2. Роль общественных помощников Уполномоченного по правам ребенка в РС(Я)
Глава 7. Участие детей
7.1. Гражданско-правовое образование
7.2. "Право знать!"
Глава 8. Совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru