УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В 2010 ГОДУ
Глава 1. Правовые основы и организационное обеспечение
деятельности Уполномоченного по правам ребенка
в Республике Саха (Якутия)
В 2003 году в Республике Саха (Якутия) в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Конституцией
(Основным законом) Республики Саха (Якутия), Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) (далее - Уполномоченный), деятельность которого дополняет существующие средства правовой защиты, способствует обеспечению и восстановлению нарушенных прав детей, выявлению и решению актуальных проблем детства.
Порядок назначения на должность Уполномоченного, его статус, компетенция, а также иные вопросы его деятельности определены Законом
от 5 февраля 2003 года 4-З № 5-III "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон).
Согласно статье 1 вышеуказанного Закона должность Уполномоченного учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Саха (Якутия), признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и предприятиями Республики Саха (Якутия), их должностными лицами.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка. Уполномоченный защищает права, свободы и законные интересы ребенка, определенные:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Всеобщей декларацией прав человека;
- Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
- Конституцией Российской Федерации;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- иными правами, установленными Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
в случае их нарушения в Республике Саха (Якутия).
Правовые основы деятельности Уполномоченного регулирует статья 2
Закона, согласно которой Уполномоченный в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Конституцией
(Основным законом) Республики Саха (Якутия), федеральным законодательством, настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
В статье 3
Закона определены основные задачи Уполномоченного:
а) обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;
б) содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка;
в) совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;
г) содействие в совершенствовании законодательства Республики Саха (Якутия) о правах, свободах и законных интересах ребенка;
д) разъяснение и пропаганда среди детей и их законных представителей прав, свобод и законных интересов ребенка;
е) содействие деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций Республики Саха (Якутия) в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;
ж) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, пропаганда положений Конвенции ООН о правах ребенка и института Уполномоченного;
з) развитие международного сотрудничества в области обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка.
Полномочия Уполномоченного регулируются статьей 9
Закона, согласно которой Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной Законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции других государственных органов, а также к компетенции органов местного самоуправления, организаций и предприятий Республики Саха (Якутия), их должностных лиц.
На основании ч. 1 статьи 13
Закона для реализации стоящих перед Уполномоченным задач и обеспечения его деятельности создается рабочий аппарат. Указом
Президента Республики Саха (Якутия) № 1054 от 19 июня 2003 года образован аппарат Уполномоченного в количестве 3 (трех) штатных единиц. Между тем с июля 2003 года по настоящее время в аппарате работают 2 старших референта.
В целях повышения оперативности деятельности по восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних необходимо привести штатную численность аппарата Уполномоченного в соответствие с нормативными правовыми актами, то есть довести до трех штатных единиц.
Глава 2. Защита прав несовершеннолетних,
находящихся в трудной жизненной ситуации
Согласно п. "а" ч. 2 статьи 9
Закона в целях выполнения своих функций и задач Уполномоченный осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка, и жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и предприятий Республики Саха (Якутия), их должностных лиц, нарушающих права, свободы и законные интересы ребенка.
В целях выполнения своих функций и задач Уполномоченный согласно п. "л" ч. 2 статьи 9
Закона осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), а также в обращениях граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций, в сообщениях средств массовой информации.
2.1. Мониторинг обращений граждан к Уполномоченному
В 2010 году к Уполномоченному поступило 313 обращений (в 2009 г. - 207) из 27 улусов республики, 60% от общего числа заявителей составляют жители г. Якутска.
Обращения по фактам нарушения прав детей, находящихся в интернатных учреждениях и специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, специальных (коррекционных) школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляют 7% от общего числа обращений.
Все поступившие обращения рассмотрены по существу, в необходимых случаях с проведением проверок. Более чем в 90% случаев факты нарушения прав подтвердились, по 97% обращений граждан в интересах ребенка и защиты его прав приняты решения. По 9 заявлениям работа продолжена в 2011 году.
Глава 8. Совершенствование механизма обеспечения и защиты
прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних
Согласно п. "и"
, "к" ч. 2 ст. 9
Закона Уполномоченный вносит в органы государственной власти, органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка; принимает участие в разработке нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), затрагивающих права, свободы и законные интересы ребенка.
Свои рекомендации и предложения по основным вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в республике, о возможных и необходимых мерах по предотвращению нарушений прав детей Уполномоченный излагает в своем ежегодном докладе, который на основании ч. 4
, ч. 5 ст. 9
направляет вице-президенту Республики Саха (Якутия) и в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Уполномоченный вправе направлять специальные доклады в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Председателю Правительства Республики Саха (Якутия) по отдельным вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов ребенка.
На основании п. "з" статьи 11
Закона в случае грубого, систематического или массового нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка Уполномоченному в целях выполнения его функций и задач гарантируется право выступать с докладом на заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
В мае 2010 года Специальный доклад Уполномоченного "Проблемы обеспечения безопасности несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)" был направлен в постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по делам семьи, детства, молодежи, физической культуре и спорту.
Вышеуказанный Специальный доклад Уполномоченного был заслушан на заседании общественного Совета при МВД по Республике Саха (Якутия), посвященного вопросам профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними, в июне 2010 года.
В сентябре 2010 года Уполномоченный выступил с основным докладом на Публичных слушаниях "О защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения", которые состоялись в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по инициативе фракции "Единая Россия".
В октябре 2010 года на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) был представлен доклад Уполномоченного "Дети в опасности".
Согласно ч. 6 ст. 9
Закона ежегодные доклады подлежат опубликованию в средствах массовой информации. Данное положение не исполняется с 2008 года, не опубликованы доклады о деятельности Уполномоченного за 2008 и 2009 годы, а также Специальный доклад "Проблемы обеспечения безопасности несовершеннолетних".
Тем не менее, Уполномоченный в своей деятельности в полном объеме придерживается концепции Закона
.
Так, предложения, внесенные в заключении доклада о деятельности Уполномоченного в 2009 году, приняты к сведению территориальными органами федеральных министерств, федеральных служб и находятся в стадии реализации органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
На основании доклада о деятельности Уполномоченного в 2010 году считаю необходимым внести следующие предложения по обеспечению гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в следующих направлениях.
А. Защита прав несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации
Для решения проблемы соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на их неотъемлемое право на семью необходимо планомерно вести деинституализацию детских домов согласно международным нормам и российской политике развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого необходимо:
- предусмотреть меры материальной и моральной поддержки замещающих семей, продумать систему льгот, не ущемляющих положение детей в одной семье;
- обеспечить создание и развитие служб сопровождения замещающих семей;
- обеспечить подготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с кандидатами и замещающими семьями;
- обеспечить размещение в СМИ социальной рекламы по пропаганде семейных форм устройства детей-сирот.
В целях решения проблемы обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принять 5-летнюю государственную целевую программу с софинансированием из федерального бюджета.
Обеспечить создание детям-инвалидам "равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества" путем организации обучения детей-инвалидов в системе общего образования - интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.
Ускорить на государственном уровне принятие программ и нормативных актов по созданию безбарьерной среды, в первую очередь, по обеспечению доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям.
Б. Реализация права детей на общедоступное и бесплатное дошкольное образование
Для решения проблемы обеспечения детей ДОУ необходимо реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставить под них соответствующие помещения.
Оказывать всемерную поддержку внедрения вариативных форм дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов.
Рассмотреть возможность снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских садов, в том числе семейных детских садов.
Для снятия социальной напряженности, связанной с нехваткой мест в ДОУ, рассмотреть вопрос выплаты материальной компенсации неработающим родителям.
В. Обеспечение безопасности несовершеннолетних в детских оздоровительных лагерях
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, безопасности и полноценного развития детей организаторам детского отдыха следует до начала летнего оздоровительного сезона устранить следующие недостатки в организации деятельности детских оздоровительных лагерей:
- несовершенство нормативно-правового обеспечения деятельности лагерей;
- отсутствие единых требований по ведению нормативно-правовой документации деятельности лагерей;
- слабая кадровая подготовка, обучение и подбор педагогических работников;
- отсутствие постоянной методической поддержки руководителей детских оздоровительных лагерей, методистов, воспитателей и вожатых;
- отсутствие единых требований к оформлению договорных отношений с родителями (другими законными представителями) отдыхающих детей. В договоре необходимо прописывать права и обязанности сторон, информацию о предоставляемых услугах, а также указать меры за нарушение ребенком правил пребывания в лагере, определить ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору и т.д.;
- недостаточная организация физического воспитания и оздоровительных мероприятий.
Г. Организация деятельности органов системы профилактики нарушений прав несовершеннолетних
В целях соблюдения комплексного межведомственного подхода в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних обеспечить исполнение Закона
Республики Саха (Якутия) от 25.04.2006 339-З № 695-III "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" в части порядка образования и состава республиканской комиссии.
Для обеспечения эффективной деятельности республиканской комиссии ввести, согласно ч. 2 статьи 6
вышеуказанного Закона, должность освобожденного заместителя председателя республиканской комиссии.
Доклад подготовлен на основе изучения и анализа письменных и устных обращений граждан к Уполномоченному (в том числе изложенных на личном приеме), материалов проверок, проведенных с участием Уполномоченного и его представителей, информации, предоставленной по запросу Уполномоченного органами государственной и муниципальной власти, сведений, полученных в ходе участия в совещаниях, встречах, конференциях и "круглых столах", на которых обсуждались вопросы защиты прав и интересов детей учреждениями и ведомствами.
При подготовке доклада использованы материалы, предоставленные органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, а также сообщения средств массовой информации.
Материалы доклада, выводы и рекомендации Уполномоченного могут быть учтены и использованы в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, ведомств, организаций и учреждений Республики Саха (Якутия).
Уполномоченный по правам ребенка
в Республике Саха (Якутия)
А.СОЛОВЬЕВА