ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2007 г. № 255
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2013 ГОДЫ
(в ред. постановления
Правительства Нижегородской области
от 27.06.2011 № 484)
В целях реализации Стратегии
развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
управления государственной собственностью Нижегородской области на 2007 - 2013 годы (далее - Концепция).
(в ред. постановления
Правительства Нижегородской области от 27.06.2011 № 484)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области подготовить областную целевую программу управления государственной собственностью Нижегородской области на 2007 - 2009 годы и внести ее на рассмотрение Правительству Нижегородской области в установленном порядке.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в рамках своей компетенции при разработке планов по реализации стратегических приоритетов муниципальных образований Нижегородской области учитывать положения Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор области
В.П.ШАНЦЕВ
постановлением
Правительства области
от 26.07.2007 № 255
КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2013 ГОДЫ
(в ред. постановления
Правительства Нижегородской области
от 27.06.2011 № 484)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основной целью управления собственностью Нижегородской области является существенное повышение эффективности управления имуществом Нижегородской области на основе современных принципов и перспективных методов управления собственностью с использованием инструментов финансового рынка.
Достижение указанной цели соответствует Стратегии
развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127.
Основные цели и задачи управления государственной
собственностью Нижегородской области
При управлении собственностью Нижегородской области преследуется ряд следующих основных целей: экономических, финансовых и социальных.
Достижение этих целей служит развитию экономики Нижегородской области, привлечению инвестиций, росту финансовых поступлений в бюджет Нижегородской области, увеличению стоимости имущества Нижегородской области, стимулированию градостроительства, укреплению отношений между федеральными и региональными органами исполнительной власти, занятости населения, повышению уровня и качества жизни.
- Правилами проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления имуществом.
Холдинговое управление государственной собственностью
Нижегородской области
Управление собственностью Нижегородской области содержит элементы управления крупными корпоративными структурами. Перспективной формой управления собственностью является холдинговое управление. Формирование холдинговых компаний на основе объектов собственности Нижегородской области, пакетов акций акционерных обществ, находящихся в собственности Нижегородской области, деятельность которых ведется в однородных отраслях экономики Нижегородской области и имеющих тесные производственные и хозяйственные связи. Холдинговая форма управления является основной формой управления в крупных межотраслевых корпорациях.
С точки зрения рыночной экономики холдинг - группа компаний с однородными отраслевыми признаками, имеющая известную торговую марку и занимающая лидирующее положение на рынке, обладающая высокой краткосрочной и долгосрочной финансовой устойчивостью, управляемая по автономному типу.
Холдинговая форма управления собственностью Нижегородской области может существенно повысить управляемость отдельными отраслевыми сегментами промышленности Нижегородской области. При этом увеличивается гибкость управления и оперативность принятия решений в конкретных отраслях промышленности, повышается ориентация на новые рынки и технологии. Происходит резкое повышение суммарной капитализации за счет вывода акций холдингов на финансовые рынки.
Наиболее целесообразным представляется создание холдинговой компании в форме открытого акционерного общества с долей участия Нижегородской области в уставном капитале в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. Одной из основных функций холдинговой компании является реализация ее права как акционера на участие в управлении акционерными обществами, пакетами акций которых холдинговая компания владеет, для последовательного улучшения результатов суммарной финансовой деятельности обществ, входящих в холдинг, повышения доходности и рыночной стоимости (капитализации) имущества на основе эффективного менеджмента.
Уставный капитал холдинговой компании формируется за счет:
- внесения принадлежащих Нижегородской области пакетов акций;
- внесения имущества Нижегородской области.
При холдинговом управлении уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области ставит перед холдинговой компанией следующие задачи:
- формирование эффективной вертикально интегрированной системы управления отдельными отраслевыми сегментами экономики Нижегородской области;
- взаимодействие с крупными российскими и зарубежными производителями товаров и услуг с целью улучшения качества и расширения ассортимента товаров и услуг в Нижегородской области, выхода на рынки других субъектов Российской Федерации, создания новой продукции;
- планомерное увеличение капитализации портфеля ценных бумаг, находящихся в собственности Нижегородской области, за счет вывода акций холдинговых компаний на финансовые рынки.
Существенным аргументом в целесообразности формирования холдинговых компаний является тот факт, что подавляющее большинство организаций с долей участия Нижегородской области не имеют перспектив самостоятельного вывода своих акций на финансовый рынок. Только крупные отраслевые компании и их объединения способны привлекать инвестиционные средства с организованного рынка ценных бумаг.
Инвестиционные фонды с участием Нижегородской области
Инвестиционные фонды - форма кредитно-финансовых институтов. Опыт развитых зарубежных финансовых рынков показал, что инвестиционный фонд является эффективным инструментом реорганизации низколиквидных активов (акции мелких и средних компаний, муниципальные и корпоративные облигации) в ликвидные, привлечения средств в крупные инвестиционные проекты, повышения отдачи от вложений в доходную недвижимость.
Инвестиционные фонды могут стать перспективной формой управления пакетами акций и недвижимым имуществом, находящимися в собственности Нижегородской области, и способны наравне с другими кредитно-финансовыми институтами осуществлять финансирование экономики Нижегородской области. Развитие инвестиционных фондов тесно связано с динамикой и масштабностью рынка ценных бумаг: чем выше уровень развития рынка ценных бумаг, тем выше уровень развития фондов.
При создании инвестиционных фондов ставятся следующие задачи:
- повышение ликвидности и доходности портфеля ценных бумаг, находящихся в собственности Нижегородской области;
- развитие профессиональных форм управления ценными бумагами: пакетами акций, находящимися в собственности Нижегородской области, иными ценными бумагами организаций, функционирующих на территории Нижегородской области, облигациями Нижегородской области;
- привлечение инвестиционных средств в отдельные капиталоемкие инвестиционные проекты;
- максимизация доходов от управления имуществом, находящимся в собственности Нижегородской области.
Законодательство Российской Федерации предусматривает функционирование акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов. Субъект Российской Федерации может выступать учредителем только акционерного общества открытого типа и создавать только акционерный инвестиционный фонд.
Отличительные особенности правового регулирования деятельности акционерных инвестиционных фондов выражаются в повышенных требованиях, предъявляемых к участникам инвестиционного процесса.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование российского рынка ценных бумаг, предъявляет жесткие требования к отчетности инвестиционных фондов и управляющих их активами компаний.
Управление средствами инвестиционного фонда осуществляется на профессиональной основе - специализированной управляющей компанией, имеющей государственную лицензию. Пакеты акций инвестиционного фонда хранятся в специализированном депозитарии.
Порядок создания и деятельность инвестиционных фондов с участием Нижегородской области регулируются нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Финансирование обеспечения управления и экономическое стимулирование привлечения инвестиций в объекты собственности Нижегородской области и общества с долей участия Нижегородской области осуществляются за счет:
- внесения имущества, имущественных прав Нижегородской области в уставные капиталы вновь создаваемых обществ, а также действующих обществ, осуществляющих дополнительную эмиссию акций;
- эмиссии акций и оплаты размещаемых дополнительных акций участниками финансового рынка при увеличении уставных капиталов обществ с долей участия Нижегородской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации;
- бюджетных средств, выделяемых в составе расходов бюджета Нижегородской области в 2007 - 2013 годах на управление государственным имуществом Нижегородской области;
(в ред. постановления
Правительства Нижегородской области от 27.06.2011 № 484)
(см. текст в предыдущей редакции
)
- эмиссии и размещения облигаций отдельных крупных и социально значимых обществ, в том числе с компенсацией части купонного дохода, выплачиваемого обществами в рамках размещенного ими облигационного займа, из областного бюджета, в порядке, установленном Правительством Нижегородской области;
- предоставления бюджетных кредитов на пополнение оборотных средств обществ с долей участия Нижегородской области, поставляющих продукцию, выполняющих работы и оказывающих услуги в рамках областного заказа, реализующих областные инвестиционные проекты, а также осуществляющих поставку продукции для первоочередных потребностей инфраструктуры Нижегородской области, при положительных результатах проверки финансового состояния обществ. Бюджетные кредиты предоставляются обществам только в случаях, если иные способы финансирования не могут быть использованы либо являются менее эффективными с точки зрения имущественных интересов Нижегородской области;
- компенсации за счет средств областного бюджета части затрат на уплату процентов по привлекаемым обществами с долей участия Нижегородской области коммерческим кредитам в формах, предусмотренных действующим законодательством;
- привлечения отдельными обществами с долей участия Нижегородской области заимствований под залог их имущественных комплексов.
Финансирование может осуществляться с использованием иных схем, а также источников финансирования, целесообразность привлечения и использования которых определяется Правительством Нижегородской области.