Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2010 г. по делу № А33-10754/2010

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 31 августа 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 02.07.2010 № 61-118,
при участии:
представителя заявителя: П.И. Радкевича по доверенности от 01.06.2010, паспорт <...>;
представителя ответчика: Л.В. Копейкиной по доверенности от 12.01.2010 № 1, паспорт <...>;
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А. Ивановой,
в судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 14 час. 30 мин. 18.08.2010 до 15 час. 00 мин. 25.08.2010 в целях представления дополнительных доказательств,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация Китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 02.07.2010 № 61-118.
Заявление принято к производству суда. Определением от 22.06.2010 возбуждено производство по делу.
Заявитель поддержал заявленные требования.
Административный орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ООО "Ассоциация КП и ТКК" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1042402203205.
На основании Постановления администрации Емельяновского района от 01.08.2007 № 714 с ООО "Ассоциация КП и ТКК" заключен договор аренды от 09.07.2007, по которому арендатору (ООО "Ассоциация КП и ТКК") предоставлен в пользование земельный участок сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 24:11:310611:0096, общей площадью 107,3 га, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0,7 км южнее д. Суханово, участок № 15 (пункт 1.1 договора).
07 июня 2010 года сотрудниками Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю на основании приказа от 21.05.2010 № 1028-п-3-118 в отношении ООО "Ассоциация КП и ТКК" проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0,7 км южнее д. Суханово, участок № 15 обнаружено снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почвы в четырех местах:
- в земле выкопан погреб размером 3 х 4 м. При выкапывании погреба смещено плодородного слоя с 12 кв. м. Верх погреба засыпан грунтом, на котором не произрастает растительность.
- в земле выкопаны два котлована размером 6 х 12 м глубиной 2 м и 14 х 7 м глубиной 2 м, при выкапывании первого снят и перемещен на края ямы верхний плодородный слой почвы с площади 70 кв. м, при выкапывании второго - с площади 98 кв. м.
- в земле выкопано овощехранилище размером 9 х 6 м, при выкапывании которого с площади 54 кв. м снят и перемещен на края ямы верхний плодородный слой почвы.
Общая площадь снятого и перемещенного верхнего плодородного слоя составила 234 кв. м.
Усмотрев в действиях ООО "Ассоциация КП и ТКК" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, старший государственный инспектор отдела государственного земельного контроля Е.В. Воропаева составила протокол об административном правонарушении от 18.06.2010 № 86-118.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 02.07.2010 № 61-118 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей.
Заявитель считает указанное постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
- действие нормативных актов, на которые ссылается административный орган, не распространяется на действия по снятию плодородного слоя почвы при проведении внутрихозяйственных работ;
- срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.6 настоящего Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 "О государственном земельном контроле" установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:
а) выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, утвержденному Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 09.04.2008 № 69, территориальным органом Россельхознадзора является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю.
Приказом Россельхознадзора от 12.04.2005 № 138 утвержден Перечень должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с которым в территориальных управлениях Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору составлять протоколы уполномочены: должностные лица территориальных управлений Россельхознадзора, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 18.06.2010 № 86-118 составлен уполномоченным лицом.
Протокол об административном правонарушении от 18.06.2010 № 86-118 составлен в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. Уведомление о составлении протокола в адрес ООО "Ассоциация КП и ТКК" направлено и получено им 10.06.2010 (уведомление о вручении № 66000057475901).
Согласно подпункту "ж" пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 "О государственном земельном контроле" руководители структурных подразделений территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, одновременно по должности являются главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель.
Согласно подпункту 3 пункта части 2 статьи 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, вправе главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.
Постановление по делу об административном правонарушении от 02.07.2010 № 61-118 вынесено начальником отдела государственного земельного контроля Н.Л. Ерохиной в пределах своих полномочий.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Ассоциация КП и ТКК". Время и место рассмотрения дела указаны в протоколе об административном правонарушении от 18.06.2010 № 86-118, направленном в адрес ООО "Ассоциация КП и ТКК" и полученном 24.06.2010 (уведомление о вручении № 66000057433296).
Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Ассоциация КП и ТКК".
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель сельскохозяйственного назначения земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Из материалов дела следует, что в ходе осмотра, проведенного административным органом 07.06.2010 на земельном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0,7 км южнее д. Суханово, участок № 15 обнаружено снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почвы в четырех местах.
В земле выкопаны погреб размером 3 х 4 м, два котлована размером 6 х 12 м глубиной 2 м, овощехранилище размером 9 х 6 м, при выкапывании которых снят и перемещен на края верхний плодородный слой почвы.
Общая площадь снятого и перемещенного верхнего плодородного слоя составила 234 кв. м.
Суд пришел к выводу о том, что указанное правонарушение не является длящимся, не носит характер длительного неправомерного действия и считается оконченным с момента совершения действий по самовольному снятию и перемещению плодородного слоя почвы
В материалы дела представлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 310, из которого следует, что 18.06.2009 при проведении проверки государственным инспектором Емельяновского района по пожарному надзору М.М. Анохиным установлено нахождение на земельном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0,7 км южнее д. Суханово, участок № 15, площадью 107 га, установлено нахождение двух искусственных водоемов по 200 куб. м для полива водой выращиваемых овощей.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу о нарушении законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения.
С учетом имеющихся в деле доказательств, срок давности привлечения к административной ответственности за снятие и перемещение верхнего плодородного слоя при выкапывании двух котлованов размером 6 х 12 на момент рассмотрения дела об административном правонарушении (02.07.2010) истек.
Установить точную дату совершения иных нарушений, совершение которых вменяется обществу, а именно: выкапывания погреба размером 3 х 4 м и овощехранилища размером 9 х 6 м из представленных в материалы дела доказательств невозможно.
Из объяснений заявителя следует, что указанные действия также были совершены до даты проверки сотрудниками пожарного надзора, то есть до 18.06.2009.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, суд считает, что срок давности привлечения к административной ответственности за перемещение верхнего плодородного слоя при выкапывания погреба размером 3 х 4 м и овощехранилища размером 9 х 6 м на момент вынесения оспариваемого постановления также истек.
Довод административного органа о том, что в протоколе об административном правонарушении от 18.06.2010 № 86-118 содержатся сведения о времени совершения правонарушения, выразившегося в выкапывании погреба и овощехранилища, судом исследован и отклонен по следующим основаниям.
В протоколе об административном правонарушении от 18.06.2010 № 86-118 содержатся сведения о том, что верх погреба и овощехранилища засыпан грунтом, на котором отсутствует растительность, что доказывает снятие и перемещение плодородного слоя почвы в весенний период 2010 года. При этом, по мнению суда, указанные сведения не являются достоверными доказательствами времени совершения указанных нарушений, в связи с чем не могут быть приняты судом.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требования общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 02.07.2010 № 61-118, вынесенное Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Китайских предпринимателей и Товаропроизводителей Красноярского края".
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.А.ИВАНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 31.08.2010 по делу № А33-10754/2010
<Поскольку правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.6. КоАП РФ, не является длящимся, срок давности привлечения к ответственности по указанной статье начинает исчисляться с момента совершения правонарушения, а не с даты составления протокола>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru