ПРОКУРАТУРА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 26 марта 2010 г. № 7-06-10
НА РЕШЕНИЕ ТВЕРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 25.11.2009 № 275 (315)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ
ОБ ОБЪЕКТАХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА ТВЕРИ"
В прокуратуре области изучен Порядок
ведения информационной базы данных об объектах потребительского рынка города Твери, утвержденный решением Тверской городской Думы от 25.11.2009 № 275 (315) (далее - Порядок ведения информационной базы данных).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях повышения эффективности управления в области торговой деятельности и содействия ее развитию создается система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности.
Положением
о Едином торговом реестре Тверской области, утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от 27.01.2003 № 16-па, на исполнительные органы местного самоуправления возложена обязанность ведения информационной базы данных объектов потребительского рынка по форме, утвержденной в качестве приложения № 2
к данному Положению.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5, частью 2 статьи 20 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации (далее - торговый реестр), порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре, отнесено к числу полномочий федерального органа исполнительной власти, наделенного функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.
Создание системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и обеспечение ее функционирования осуществляются федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют торговые реестры в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, формой торгового реестра и порядком его формирования.
В соответствии с частью 3 статьи 3, частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочиями по осуществлению правового регулирования государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и порядка формирования торгового реестра не наделены.
При таких условиях Порядок
ведения информационной базы данных об объектах потребительского рынка города Твери, утвержденный решением Тверской городской Думы от 25.11.2009 № 275, не соответствует требованиям действующего федерального законодательства и подлежит отмене.
В целях приведения Положения
о Едином торговом реестре Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 27.01.2003 № 16-па, в соответствие с федеральным законодательством прокуратурой области в адрес Губернатора Тверской области внесено представление.
Кроме того, согласно пункту 2
Порядка ведения информационной базы данных под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Данное определение не соответствует пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, согласно которому торговой деятельностью (торговлей) является вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Розничной торговлей, согласно Порядку
ведения информационной базы данных, является торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, в стационарных объектах.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ определено, что розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом используемый хозяйствующим субъектом торговый объект (стационарный или нестационарный) юридического значения не имеет.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ стационарным объектом является торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Вопреки данной норме объекты потребительского рынка, не соответствующие указанным выше признакам (павильоны, киоски), расположенные в помещениях с отдельным входом и общей площадью от 8 до 18 кв. м, необоснованно рассматриваются в качестве стационарных объектов.
Приведенное в Порядке
ведения информационной базы данных определение мелкорозничной сети не соответствует определению торговой сети, предусмотренному пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, согласно которому под торговой сетью понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации,
требую:
1. рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Тверской городской Думы с участием представителя прокуратуры области.
2. Отменить Порядок
ведения информационной базы данных об объектах потребительского рынка города Твери, утвержденный решением Тверской городской Думы от 25.11.2009 № 275 (315).
О результатах рассмотрения протеста прошу незамедлительно сообщить в письменной форме в прокуратуру области.
Протест подлежит обязательному рассмотрению.
И.о. прокурора Тверской области,
старший советник юстиции
А.Н.СЕМЕНОВ