Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 мая 2011 г. по делу № 33-1232/2011

Судья Чуносова О.А.
Докладчик Лепехина Н.В.
04 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.,
судей Орловой О.А., Москаленко Т.П.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу истцов А., С., Ф. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 16 марта 2011 года, которым, с учетом определения об исправлении описок от 07 апреля 2011 года, постановлено:
В удовлетворении исковых требований А., С., Ф. к управлению социальной защиты населения по Липецкой области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся радиационному воздействию, выдаче удостоверения единого образца для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, - отказать.
Заслушав доклад судьи Лепехиной Н.В., судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с иском к управлению социальной защиты населения по Липецкой области, Главному управлению МЧС России по Липецкой области о признании права на получение мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, и выдаче удостоверения о праве на льготы, указывая, что с 1959 года по 1978 год и с 1984 года по 1990 год проживал в г. Усть-Каменогорске Республики Казахстан. Город Усть-Каменогорск отнесен к зоне повышенного радиационного риска, в связи с чем в Республике Казахстан истцу выдано удостоверение о праве на льготы гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. В настоящее время истец является гражданином Российской Федерации. Управление социальной защиты населения Липецкой области отказало ему во включении в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдаче соответствующего удостоверения, действующего на территории Российской Федерации. Считает отказ незаконным, нарушающим его права на получение соответствующих льгот.
А. и Ф. обратились с аналогичными требованиями, указав, что А. с 1957 года по 1966 года и с 1967 года по 1990 год проживала в г. Усть-Каменогорске Республики Казахстан. Ф. с 1956 года по 1990 год проживал в г. Усть-Каменогорске Республики Казахстан. Имеют выданные на территории Республики Казахстан удостоверения, подтверждающие факт проживания в зоне с повышенной дозой облучения. В настоящее время переехали на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, получили гражданство Российской Федерации, в предоставлении предусмотренных законом льгот для лиц, пострадавших от воздействия радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, им отказано.
Определением судьи указанные дела объединены в одно производство.
Представитель ответчика - управления социальной защиты населения Липецкой области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие основания для удовлетворения требований, поскольку г. Усть-Каменогорск не указан в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года № 356-р.
Представитель ответчика - Главного управления МЧС России по Липецкой области, а также представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание не явились. Представитель Главного управления МЧС России по Липецкой области в письменном отзыве исковые требования не признал, утверждая, что надлежащим ответчиком по делу Управление не является, так как не имеет никаких полномочий в отношении лиц, пострадавших от воздействия радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Суд постановил решение, которым истцам в иске отказал.
В кассационной жалобе истцы А., С., Ф. просят отменить решение суда, ссылаясь на те же доводы, что и в суде первой инстанции. Утверждают, что суд не дал надлежащей оценки справкам о получении истцами определенных доз облучения. Ссылаются на то, что не отказывались от проведения экспертизы для определения суммарных доз облучения.
Выслушав истицу А., поддержавшую жалобу, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда правильным.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления; порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом и следует из материалов дела, С. родился в 1959 году в г. Усть-Каменогорске Республики Казахстан (л.д. 13), в этом городе проживал до 1978 года и с 01 августа 1984 года по 31 декабря 1990 года (л.д. 7).
А. родилась в 1949 году (л.д. 37). В период с 31 августа 1957 года по 30 июня 1966 года и с 01 сентября 1967 года по 31 декабря 1990 года проживала в г. Усть-Каменогорске Республики Казахстан (л.д. 33).
Ф. родился в 1951 году в г. Усть-Каменогорске Республики Казахстан (л.д. 62). С 01 октября 1956 года по 20 августа 1961 года и с 01 сентября 1967 года по 06 ноября 1969 года проживал г. Усть-Каменогорске Республики Казахстан (л.д. 58).
В настоящее время истцы являются гражданами Российской Федерации.
Управление социальной защиты населения по Липецкой области отказало истцам во включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и в выдаче удостоверений о праве на льготы, поскольку город Усть-Каменогорск Республики Казахстан не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года № 356-р (л.д. 14, 39, 63).
Из приведенных правовых норм следует, что федеральным законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, а именно, проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 11 июля 2006 года № 404-О и от 04 декабря 2007 года № 960-О-П, проживание граждан в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.) не исключает предоставление мер социальной поддержки, если они получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр); меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
С учетом изложенного сам по себе факт проживания на территории бывшей Казахской ССР в населенных пунктах, перечисленных в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года № 356-р, в периоды, указанные в этом Перечне, является достаточным основанием для выдачи удостоверения, подтверждающего право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ.
Истцы проживали на территории бывшей Казахской ССР в населенном пункте, который не указан в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года № 356-р. Поэтому для получения мер социальной поддержки истцам следовало доказать, что ими получена суммарная (накопленная) эффективная доза облучения более 5 сЗв (бэр).
В силу пункта 3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 года № 634, определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
В пункте 1.2 Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010 "Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2010 года № 5, указано, что установленные в результате адресного применения настоящих Методических указаний оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
Представленные истцами удостоверения о праве на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне не могут служить доказательством права истцов на льготы, предусмотренные российским законодательством, поскольку в этих удостоверениях прямо указано, что они действительны на территории Республики Казахстан (л.д. 7, 33, 58). Эти удостоверения выданы в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне", который на территории Российской Федерации не действует.
Справки о полученной суммарной эффективной дозе радиационного облучения, выданные истцам, не свидетельствуют о наличии у них суммарной эффективной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки, поскольку доза облучения определена на основании Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", а не на специальных исследованиях, и не подтверждается архивными материалами Министерства обороны России (л.д. 8, 11. 34, 59).
Других доказательств получения конкретных доз облучения истцы не представили. На проведении экспертизы истцы не настаивали, полагая, что представленных суду доказательств с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 11 июля 2006 года № 404-О и от 04 декабря 2007 года № 960-О-П, достаточно для удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание представленные истцами доказательства и правильно отказал в удовлетворении исковых требований.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 16 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу А., С., Ф. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Липецкого областного суда от 04.05.2011 по делу № 33-1232/2011
<Справки о полученной суммарной эффективной дозе радиационного облучения, выданные истцам, не свидетельствуют о наличии у них суммарной эффективной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки, поскольку доза облучения определена на основании Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", а не на основании специальных исследований и не подтверждается архивными материалами Министерства обороны России>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru