Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2011 г. по делу № А33-16183/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11 января 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 января 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Л.К. Бычковой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 19.11.2010 возбуждено производство по делу.
ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал", г. Красноярск,
к обществу с ограниченной ответственностью "ТЛ-Транс", г. Красноярск,
о взыскании 13 969 руб. задолженности,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евграшкиной Т.В.

установил:

федеральное государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТЛ-Транс" о взыскании 13 969 руб. задолженности за провоз тяжеловесного груза.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 19.11.2010 возбуждено производство по делу.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (почтовое уведомление № 80358), в судебное разбирательство не явился.
Ответчик в судебное заседание не явился, копии определения суда от 09.12.2010, направленные по имеющимся в материалах дела адресам, возвращена в суд с отметкой органа связи об истечении срока хранения.
В соответствии с частью 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, в том числе если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон.
Ответчик отзыв на иск не представил, заявленные требования не оспорил. Суд рассматривает спор по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно акту приема-передачи федеральных автомобильных дорог М-53 "Байкал", М 54 "Енисей" от 26.07.2004 и приложению № 2 к акту приема-передачи (перечень земельных участков полос отвода федеральных автомобильных дорог общего пользования М-53 "Байкал" М 54 "Енисей") федеральная автомобильная дорога М-53 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы является объектом федеральной собственности и закреплена на праве оперативного управления за государственным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Министерства транспорта Российской Федерации".
В соответствии с Уставом государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Министерства транспорта Российской Федерации" является органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в управление, исполняющим функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет Российской Федерации и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.
22.01.2010 автомобиль DAF государственный номер В985ТТ24, принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью "ТЛ-Транс", под управлением водителя Желтова А.И. осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральной автомобильной дороге М-53 "Байкал", маршрут движения: Восточная граница Края - 599 км.
При проверки вышеуказанного автомобиля Управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю на посту весового контроля федеральной автомобильной дороги "Байкал" 1117 км. выявлено превышение полной массы и фактической нагрузки на оси транспортного средства, что подтверждается актом № 1300 от 22.01.2010.
Согласно акту № 1300 от 22.01.2010 фактическая полная масса транспортного средства составляет 36 419 тонн, фактические массы на оси следующие: первая ось - 7 162 т, вторая ось - 12 110 т, третья ось - 5 590 т, четвертая ось - 5 845 т., пятая ось - 5 712 т., размер нанесенного ущерба составил 13 696 руб.
Письмом от 30.06.2010 № 06/1922 истец предложил ответчику оплатить сумму в размере 13 696 руб. за нарушение, выразившееся в перевозке тяжеловесного груза без специального разрешения и внесения соответствующей платы. Ответчик требования истца не исполнил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Предметом исковых требований является взимание с ответчика платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральной автомобильной дороге "Байкал" без специального разрешения.
Возникшие между сторонами отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Под вредом в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего в результате нарушения принадлежащего ему материального права. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 данного Кодекса, т.е. под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с общими основаниями ответственности, установленными правилами статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между двумя первыми элементами и г) вину причинителя вреда.
Согласно статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. При этом обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно пункту 14 "Положения о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам" (утв. Минтрансом РФ 30.04.1997) плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам Российской Федерации, зачисляемая в Федеральный дорожный фонд, перечисляется на расчетный счет Министерства транспорта Российской Федерации, являющегося распорядителем Федерального дорожного фонда с указанием назначения платежа "Плата в Федеральный дорожный фонд за провоз тяжеловесных грузов".
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации", Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 № 710, Министерство транспорта Российской Федерации имеет свои территориальные органы.
В соответствии с Уставом государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Министерства транспорта Российской Федерации" является органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в управление, исполняющим функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет Российской Федерации и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996, перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в настоящей Инструкции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 1 января 1996 введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.07.1998 № 22-П признал указанный подзаконный нормативный акт не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Согласно смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 № 962 плата за провоз тяжеловесных грузов предназначена для возмещения дополнительных расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству дорог.
Целью введения платы с владельцев (пользователей) автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по краевым автомобильным дорогам общего пользования, является защита сверхнормативного износа и соразмерное возмещение наносимого им ущерба, возникающие в результате осуществления систематических перевозок.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: слова "государственный номер" повторяются дважды.

Из материалов дела следует, что 22.01.2010 государственный номер государственный номер В985ТТ24, принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью "ТЛ-Транс", под управлением водителя Желтова А.И. осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральной автомобильной дороге М-53 "Байкал", маршрут движения: Восточная граница Края - 599 км.
При проверки вышеуказанного автомобиля Управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю на посту весового контроля федеральной автомобильной дороги "Байкал" 1117 км. выявлено превышение полной массы и фактической нагрузки на оси транспортного средства, что подтверждается актом № 1300 от 22.01.2010.
Согласно акту № 1300 от 22.01.2010 фактическая полная масса транспортного средства составляет 36 419 тонн, фактические массы на оси следующие: первая ось - 7 162 т (допустимая 10 000 т), вторая ось - 12 110 т (допустимая 12 110 т), третья ось - 5 590 т (допустимая 7 500 т), четвертая ось - 5 845 т (допустимая 7 500 т), пятая ось - 5 712 т. (допустимая 7 500 т), размер нанесенного ущерба составил 13 696 руб.
Расчет платы за проезд транспортного средства, производится на основании методики расчета платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам Российской Федерации, являющейся приложением № 2 к Положению о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, исходя из вида транспортного средства, предельно допустимых значений полной массы транспортного средства, каждой осевой массы и протяженности маршрута и составляет 13 696 руб.
Допустимая масса автомобиля устанавливается в соответствии с Положением № 1334 от 20.06.1997, АТС в зависимости от осевых масс подразделяется на 2 группы (А и Б). В соответствии с технической характеристикой автомобиля DAF данное транспортное средство относится к категории "А", поскольку наиболее нагруженная ось находится в пределах от 6 т до 10 т. Указанный расчет является верным.
Письмом от 30.06.2010 № 06/1922 истец предложил ответчику произвести оплату за нарушение, выразившееся в перевозке тяжеловесного груза без специального разрешения и внесения соответствующей платы.
Доказательства исполнения обязанности по внесению платы в указанном размере ответчиком не представлены.
При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании с ответчика 13 696 руб. платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральной автомобильной дороге "Байкал" являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТЛ-Транс" в пользу федерального государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства 13 969 руб. платы за провоз тяжеловесных грузов., 2 000 государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Л.К.БЫЧКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18.01.2011 по делу № А33-16183/2010
<Исковые требования о взыскании задолженности за провоз тяжеловесного груза удовлетворены, так как доказано превышение ответчиком полной массы и фактической нагрузки на оси транспортного средства при осуществлении грузовых перевозок автомобильным транспортом в отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза и внесения соответствующей платы, установленной Постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 № 962>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru