Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2011 г. № 777

О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ
В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

В целях повышения эффективности экономики области на основе использования инновационных технологий и разработок, формирования инновационной инфраструктуры поддержки бизнеса и диверсификации существующих производств Правительство области постановляет:
1. Одобрить концепцию создания и развития технопарков в Вологодской области до 2020 года.
2. Управлению по науке и инновационной политике Правительства области (А.В. Патралов) по согласованию с Комитетом развития малого и среднего предпринимательства области (С.Н. Ткачук), департаментом экономики Правительства области (Н.Н. Овчарук), Департаментом инвестиционной политики Правительства области (Р.Б. Марков) представить в департамент финансов области (С.С. Тугарин) до 15 августа 2011 года предложения по включению в проект закона области об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов ассигнований на создание и развитие технопарков в Вологодской области.
3. Возложить на управление по науке и инновационной политике Правительства области (А.В. Патралов) координацию работы по реализации концепции создания и развития технопарков в Вологодской области до 2020 года на межведомственном уровне и планированию бюджетных средств.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Л.Г. Иогмана.
Справку о выполнении пункта 2 постановления представить к 15 марта 2012 года.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ





Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 4 июля 2011 г. № 777

КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ
В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

I. Введение

Концепция создания и развития технопарков в Вологодской области до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Губернатора области (пункт 2 Плана разработки нормативных правовых актов области, утвержденного распоряжением Губернатора области от 28 декабря 2010 года № 2798-р) и направлена на развитие инновационного сектора экономики Вологодской области и создание технопарков в сфере инновационной деятельности.
При разработке Концепции учитывались основные положения Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с последующими изменениями), Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 328-р (с последующими изменениями).
Анализ мирового опыта создания технопарков позволил выявить ключевые факторы успешности технопарков (местоположение, планировка, льготы и преференции резидентам, механизмы финансирования, развитость инфраструктуры) и ключевые проблемы развития технопарков (отсутствие "якорных" резидентов, удаленность от экономических центров и отсутствие транспортной инфраструктуры, недостаток объектов социальной инфраструктуры, отсутствие персонала нужной квалификации, отсутствие проработанной маркетинговой стратегии и неправильный выбор специализации).
Перспективным местом размещения технопарков являются моногорода Череповец и Сокол. Эти города имеют моноструктурный принцип экономики: черная металлургия в Череповце, лесопереработка в Соколе. Имеющийся в Вологде потенциал машиностроительных предприятий также целесообразно использовать при согласовании мест размещения технопарков. Для обеспечения развития городов необходимо сместить приоритеты, создать возможности ускоренного развития иных отраслей экономики, диверсифицировать трудовые и материальные ресурсы.

II. Обоснование целесообразности создания технопарков

Экономический рост и модернизация отраслей экономики области в короткие сроки возможны только в случае ускорения темпов развития традиционных и новых отраслей экономики, для обеспечения которых необходимо проведение региональной и государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности области, поддержку производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на региональном, так и на межрегиональном и мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий. Наиболее эффективным механизмом развития отраслей является создание технопарков в сфере инновационной деятельности.
В Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года № 739, одним из важнейших направлений инновационной политики области определено создание инновационной инфраструктуры, позволяющей активизировать модернизацию региональной экономики. Первоочередными объектами инфраструктуры в сфере инновационной деятельности для области являются технопарки.
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства, активное вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в сферу промышленного производства и услуг осуществляются в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 27 января 2009 года № 118 (с последующими изменениями).
Первоочередное создание технопарков предусмотрено мероприятиями по модернизации моногородов Сокола и Череповца, утвержденными соответственно постановлениями Правительства области от 24 мая 2010 года № 605 "О долгосрочной целевой программе "Комплексная модернизация города Сокола Вологодской области на 2010 - 2012 годы" и от 27 декабря 2010 года № 1564 "О долгосрочной целевой программе "Комплексная модернизация города Череповца Вологодской области на 2010 - 2013 годы".
Создание технопарков послужит территориальному объединению финансовых и интеллектуальных ресурсов для организации производства высокотехнологичной продукции, выполнения работ и оказания услуг, развития производств новых видов конкурентоспособной продукции. При этом в технопарке предполагается концентрация субъектов малого и среднего предпринимательства с целью оказания необходимой поддержки на всех стадиях производственного цикла, содействия коммерческому использованию разработанных технологий, продуктов и услуг, создания новых современных производств.
Отличительной особенностью технопарков, создаваемых в рамках настоящей Концепции, является то, что объекты их инфраструктуры будут созданы за счет государственно-частного партнерства, в том числе за счет средств бюджетов различных уровней: областного, федерального и местных. Технопарки должны предоставлять набор необходимых услуг резидентам технопарков, что позволит резидентам технопарков получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности. Кроме резидентов технопарков, в технопарках могут осуществлять свою деятельность организации, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, а также бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на реализацию инновационных и венчурных проектов.
Инфраструктура технопарков представляет собой комплекс офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной инфраструктуры. В создании технопарков непосредственное участие примут учреждения высшего профессионального и послевузовского образования и научные учреждения, которые выступят инициаторами, исполнителями и соисполнителями исследований и перспективных разработок в сфере новых (высоких) технологий и осуществят подготовку квалифицированных специалистов в сфере инновационной деятельности.
В рамках Концепции, учитывая сложившиеся условия развития территорий Вологодской области, структуру и возможности имеющихся производств, можно выделить следующие виды (направления) деятельности создаваемых технопарков:


1. Создание инкубационного технопарка. Это направление реализуется посредством участия в технопарке различных самостоятельных единиц (научный центр, аудиторская фирма, бухгалтерская компания, юридическое агентство, производственный цех, испытательная лаборатория и т.д.), которые в рамках технопарка будут оказывать услуги начинающим предпринимателям по созданию, ведению и развитию бизнеса. В существующих условиях данные услуги частично выполняют бюджетное учреждение Вологодской области в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства "Бизнес-инкубатор" и Некоммерческая организация "Агентство городского развития". Для осуществления возможности полного цикла реализации бизнес-идеи предпринимателя до разработки промышленного образца готового продукта и послужит инкубационный технопарк.
2. Создание инновационного технопарка. Инновационную функцию предполагается выполнять силами имеющихся на территории области научных институтов. На первом этапе это могут стать: Учреждение Российской академии наук Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, Инновационно-технологический центр Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Вологодский государственный технический университет", Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Череповецкий государственный университет". Указанные организации будут оказывать содействие ориентированным на освоение и выпуск инновационной продукции субъектам малого и среднего предпринимательства в процессе разработки, продвижения и продажи продукции и технологий. Данный технопарк может стать тем научным ядром, которое обеспечит разработку новых продуктов и технологий, снизит стоимость научных исследований, создания промышленных образцов и выпуска продукции.
3. Создание технологического технопарка. Схема функционирования технологических площадок строится на принципах государственно-частного партнерства. Органы исполнительной государственной власти области и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий будут обеспечивать решение вопросов по предоставлению земельных участков, оборудованных объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, для создания производства новых видов продукции, выполнения работ, оказания услуг. Частная компания на предоставленном участке осуществляет строительство производственных помещений, приобретает необходимое оборудование и предоставляет их резидентам технопарка. В рамках реализации данного направления целесообразно разместить мини-технопарки в производственно-офисных комплексах, предоставляющих не только производственные и офисные помещения, но и комплекс услуг по ведению бухгалтерского учета, юридическому сопровождению, содержанию и охране помещений.

III. Цель и задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является обеспечение диверсификации существующих производств путем интеграции крупных промышленных предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства в создании и выводе на рынок новых импортозамещающих товаров и услуг, создании условий для инновационной деятельности.
Основные задачи создания технопарков:
организация благоприятных условий для создания и освоения инноваций;
разработка и реализация на практике различных форм государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности;
обеспечение текущих и перспективных потребностей организаций в новых технологиях;
разработка и реализация на практике комплекса мер по развитию прикладной науки;
создание условий, способствующих ускоренному развитию малого и среднего научно-технического и инновационного предпринимательства;
расширение кадрового ресурса инновационного сектора за счет подготовки и вовлечения в него талантливой молодежи;
создание дополнительных рабочих мест и повышение налоговых поступлений в бюджетную систему области.
Под косвенными задачами понимаются общие направления инновационного развития Вологодской области, в которых технопарки принимают участие.

IV. Направления деятельности технопарков

Основные направления деятельности технопарков:
1. Обеспечение сохранения лесопромышленного и агропромышленного комплексов области как перспективных секторов экономики и носителей культурных традиций производства в области.
2. Формирование стратегического взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по вопросам развития области как передового региона в развитии лесопромышленного и агропромышленного производства.
3. Формирование новых высокотехнологичных производств.
4. Формирование системы консалтингового и логистического обслуживания существующих производств, вновь создаваемых высокотехнологичных производств.
5. Формирование на конкурсной основе зон инновационного развития.
6. Формирование элементов создания перспективных кластеров, промышленно-производственной, технико-внедренческой деятельности.
Дополнительными направлениями деятельности технопарков станут:
1. Обеспечение подготовки для области востребованных кадров.
2. Создание новых рабочих мест в высокотехнологичных производствах.
3. Повышение квалификации трудовых ресурсов для области и других регионов России.
Таким образом, стратегические приоритеты развития области определяют ориентиры деятельности технопарков и создание условий для их деятельности.

V. Резиденты технопарков

Резидентами технопарков могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства, научные организации, проектно-конструкторские бюро, учебные заведения, организации инновационной инфраструктуры, научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы.
Финансирование проектов по созданию производства резидентов технопарков может производиться за счет собственных средств резидента технопарка, за счет средств грантов, получаемых резидентом технопарка по результатам участия в проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями конкурсов.

VI. Государственная поддержка создания технопарков

Решение о создании технопарков в каждом конкретном случае принимается на основании постановления Правительства области, которым также устанавливаются условия использования бюджетных средств и порядок взаимодействия органов исполнительной государственной власти области, федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Государственная поддержка носит адресный характер и не подменяет рыночные механизмы развития новых (высокотехнологичных) производств. Органы исполнительной государственной власти области и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий будут обеспечивать решение вопросов по предоставлению земельных участков, объектов транспортной инфраструктуры, вопросов подключения объектов технопарков к сетям инженерной инфраструктуры. Финансовое обеспечение строительства необходимых офисных зданий, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры технопарков будет осуществляться с участием бюджетных средств всех уровней в рамках областных и федеральных программ, а также за счет внебюджетных источников.

VII. Управление технопарками

Управление технопарками должно обеспечить взаимодействие участников процесса создания, функционирования и развития технопарков в области.
Правительством области будет создана межведомственная комиссия по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков (далее - комиссия) и утверждено положение об этой комиссии.
В состав комиссии будут включены представители органов государственной власти области, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, отраслевых ассоциаций, научных и образовательных учреждений. С правом совещательного голоса в состав комиссии включаются представители инвесторов технопарков.

VIII. Основные этапы реализации Концепции

Концепция имеет долгосрочный характер и рассчитана на реализацию в течение 2011 - 2020 годов.
Основные этапы реализации Концепции:
2011 - 2014 годы - определение перспективных территорий области для создания технопарков, заключение соглашений с муниципальными образованиями области о создании технопарков, поиск потенциальных резидентов (инвесторов) технопарков и заключение с ними соглашений о намерениях, создание органов управления технопарками, проведение предпроектных и проектных работ для начала строительства, строительство объектов, в том числе базовой инфраструктуры, разработка программы, направленной на продвижение инновационных организаций и их разработок на межрегиональные и мировой рынки, реализация маркетинговых и других организационных мероприятий;
2015 - 2020 годы - развитие инфраструктуры технопарков, привлечение ведущих отечественных и мировых высокотехнологичных компаний для размещения своих производств в технопарках, реализация программы, направленной на продвижение инновационных организаций на мировой рынок.

IX. Ожидаемые результаты реализации Концепции

В результате реализации Концепции к 2020 году на территории области предполагается создать не менее 3 технопарков (первоочередными местами создания технопарков являются могонорода Череповец и Сокол, город Вологда), обладающих развитой инженерной, транспортной, производственной инфраструктурой, осуществляющих разработку и производство новой, высокотехнологичной и инновационной продукции.
Стоимость совокупного объема произведенной резидентами технопарков продукции, выполненных работ и оказанных услуг в результате деятельности технопарков к 2015 году составит не менее 1 млрд. рублей, к 2020 году - не менее 5 млрд. рублей. Реализация Концепции приведет к увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней ежегодно в размере 300 млн. рублей с 2015 года, положительно повлияет на обеспечение устойчивых темпов развития новых (высокотехнологичных) производств, что в свою очередь будет способствовать повышению производительности труда, а также эффективности использования человеческих и материальных ресурсов.




Официальная публикация в СМИ:
"Красный Север", № 123, 08.07.2011


Начало действия документа - 04.07.2011.

Постановление Правительства Вологодской области от 04.07.2011 № 777
"О концепции создания и развития технопарков в Вологодской области до 2020 года"
(вместе с "Концепцией создания и развития технопарков в Вологодской области до 2020 года")

Постановление
Концепция создания и развития технопарков в Вологодской области до 2020 года
I. Введение
II. Обоснование целесообразности создания технопарков
III. Цель и задачи Концепции
IV. Направления деятельности технопарков
V. Резиденты технопарков
VI. Государственная поддержка создания технопарков
VII. Управление технопарками
VIII. Основные этапы реализации Концепции
IX. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru