Направлено письмом от 16 мая 2011 г. № 02-14/4078
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 13 мая 2011 г. № 585н
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 1 МАРТА 2001 Г. № 158 "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 16 МАРТА 2007 Г. № 388, ОТ 27 НОЯБРЯ 2008 Г.
№ 1627, ОТ 11 ИЮНЯ 2009 Г. № 648, ОТ 3 ИЮНЯ 2010 Г. № 842)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза постановления
Главы Администрации Волгоградской области от 1 марта 2001 г. № 158 "О мерах по реализации на территории Волгоградской области законодательства об охране труда" (в редакции от 16 марта 2007 г. № 388, от 27 ноября 2008 г. № 1627, от 11 июня 2009 г. № 648, от 3 июня 2010 г. № 842) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является изменение федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением
утверждено Положение
о системе управления охраной труда в Волгоградской области (далее - Положение).
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления
являются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 21.04.2011 № 69-ФЗ);
- Уставом
(Основным законом) Волгоградской области;
- Законом
Волгоградской области от 16.11.2000 № 459-ОД "Об охране труда на территории Волгоградской области" (в редакции от 09.11.2009 № 1959-ОД);
- Законом
Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 19.04.2010 № 2025-ОД).
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацами 1, 2 части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.
Согласно части 4 статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемое Постановление
издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39
Устава (Основного закона) Волгоградской области глава администрации области в пределах своих полномочий издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
1. Исследуемым нормативным правовым актом утверждено Положение
о системе управления охраной труда в Волгоградской области (далее - Положение).
Пунктом 3.3.4.1
Положения установлено, что должностные лица Комитета по труду и занятости Администрации Волгоградской области, непосредственно участвующие в управлении охраной труда и государственной экспертизе условий труда, наделены правом при предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно посещать организации и иметь доступ к необходимой им информации.
Таким образом, в тексте нормативного правового акта должностным лицам Комитета по труду и занятости Администрации Волгоградской области разрешен доступ к любой необходимой им информации.
Вместе с тем Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрены определенные ограничения доступа к информации.
Так, согласно статье 9 указанного выше Федерального закона, установлены защита информации, составляющей государственную тайну, условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, запрет требования от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получения такой информации помимо воли гражданина (физического лица), порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц).
Беспрепятственное посещение организаций и доступ к необходимой информации, установленные пунктом 3.3.4.1
Положения, не учитывают также ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающим порядок организации и проведения проверок, при которых на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не возлагаются обязанности по предоставлению информации.
Также указанной норме корреспондирует п. 6.1.12
Положения, устанавливающий соответствующую обязанность организаций.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в отсутствии в тексте исследуемого нормативного правового акта ограничений доступа к информации, предусмотренных федеральным законодательством.
2. Пунктом 1.4
Положения определено, что управление охраной труда осуществляется на трех уровнях:
органами государственной власти - Волгоградской областной Думой, Администрацией Волгоградской области;
органами местного самоуправления;
организациями.
Вместе с тем согласно статье 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Однако данные полномочия на муниципальный уровень не передавались, соответствующие законы области не издавались.
Как находящиеся во взаимосвязи с указанными нормами по тем же основаниям противоречат действующему федеральному законодательству п. п. 2.2
, 3.2.12
, 3.3.3
, раздел 5
, раздел 6
Положения.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в регулировании субъектом Российской Федерации деятельности органов местного самоуправления в сфере управления охраной труда.
Содержание и форма исследуемого нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Главы Администрации Волгоградской обл. от 01.03.2001 № 158 опубликовано в газете "Волгоградская правда" № 86, а не № 55.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 16 мая 2001 г. № 55.
Постановления Главы Администрации от 16 марта 2007 г. № 388
, от 27 ноября 2008 г. № 1627
, от 11 июня 2009 г. № 648
, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в газете "Волгоградская правда" от 28 марта 2007 г. № 55, от 3 декабря 2008 г. № 225 - 226, от 17 июня 2009 № 107.
Постановление
Главы Администрации Волгоградской области от 3 июня 2010 г. № 842, вносящее изменения в рассматриваемый нормативный правовой акт, не опубликовано.
Вместе с тем следует отметить, что постановление
от 3 июня 2010 г. № 842 не затрагивает права и свободы человека и гражданина, следовательно, его неопубликование не будет являться нарушением требований части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Вывод: Правовая экспертиза пришла к выводу, что постановление
Главы Администрации Волгоградской области от 1 марта 2001 г. № 158 "О мерах по реализации на территории Волгоградской области законодательства об охране труда" (в редакции от 16 марта 2007 г. № 388, от 27 ноября 2008 г. № 1627, от 11 июня 2009 г. № 648, от 3 июня 2010 г. № 842) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемое Постановление
в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
II класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ