Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 16 мая 2011 г. № 02-14/4078

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 13 мая 2011 г. № 585н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 1 МАРТА 2001 Г. № 158 "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 16 МАРТА 2007 Г. № 388, ОТ 27 НОЯБРЯ 2008 Г.
№ 1627, ОТ 11 ИЮНЯ 2009 Г. № 648, ОТ 3 ИЮНЯ 2010 Г. № 842)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза постановления Главы Администрации Волгоградской области от 1 марта 2001 г. № 158 "О мерах по реализации на территории Волгоградской области законодательства об охране труда" (в редакции от 16 марта 2007 г. № 388, от 27 ноября 2008 г. № 1627, от 11 июня 2009 г. № 648, от 3 июня 2010 г. № 842) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является изменение федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждено Положение о системе управления охраной труда в Волгоградской области (далее - Положение).
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 21.04.2011 № 69-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 16.11.2000 № 459-ОД "Об охране труда на территории Волгоградской области" (в редакции от 09.11.2009 № 1959-ОД);
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 19.04.2010 № 2025-ОД).
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацами 1, 2 части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.
Согласно части 4 статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39 Устава (Основного закона) Волгоградской области глава администрации области в пределах своих полномочий издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
1. Исследуемым нормативным правовым актом утверждено Положение о системе управления охраной труда в Волгоградской области (далее - Положение).
Пунктом 3.3.4.1 Положения установлено, что должностные лица Комитета по труду и занятости Администрации Волгоградской области, непосредственно участвующие в управлении охраной труда и государственной экспертизе условий труда, наделены правом при предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно посещать организации и иметь доступ к необходимой им информации.
Таким образом, в тексте нормативного правового акта должностным лицам Комитета по труду и занятости Администрации Волгоградской области разрешен доступ к любой необходимой им информации.
Вместе с тем Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрены определенные ограничения доступа к информации.
Так, согласно статье 9 указанного выше Федерального закона, установлены защита информации, составляющей государственную тайну, условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, запрет требования от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получения такой информации помимо воли гражданина (физического лица), порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц).
Беспрепятственное посещение организаций и доступ к необходимой информации, установленные пунктом 3.3.4.1 Положения, не учитывают также ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающим порядок организации и проведения проверок, при которых на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не возлагаются обязанности по предоставлению информации.
Также указанной норме корреспондирует п. 6.1.12 Положения, устанавливающий соответствующую обязанность организаций.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в отсутствии в тексте исследуемого нормативного правового акта ограничений доступа к информации, предусмотренных федеральным законодательством.
2. Пунктом 1.4 Положения определено, что управление охраной труда осуществляется на трех уровнях:
органами государственной власти - Волгоградской областной Думой, Администрацией Волгоградской области;
органами местного самоуправления;
организациями.
Вместе с тем согласно статье 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Однако данные полномочия на муниципальный уровень не передавались, соответствующие законы области не издавались.
Как находящиеся во взаимосвязи с указанными нормами по тем же основаниям противоречат действующему федеральному законодательству п. п. 2.2, 3.2.12, 3.3.3, раздел 5, раздел 6 Положения.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в регулировании субъектом Российской Федерации деятельности органов местного самоуправления в сфере управления охраной труда.
Содержание и форма исследуемого нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Главы Администрации Волгоградской обл. от 01.03.2001 № 158 опубликовано в газете "Волгоградская правда" № 86, а не № 55.

Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 16 мая 2001 г. № 55.
Постановления Главы Администрации от 16 марта 2007 г. № 388, от 27 ноября 2008 г. № 1627, от 11 июня 2009 г. № 648, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в газете "Волгоградская правда" от 28 марта 2007 г. № 55, от 3 декабря 2008 г. № 225 - 226, от 17 июня 2009 № 107.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 3 июня 2010 г. № 842, вносящее изменения в рассматриваемый нормативный правовой акт, не опубликовано.
Вместе с тем следует отметить, что постановление от 3 июня 2010 г. № 842 не затрагивает права и свободы человека и гражданина, следовательно, его неопубликование не будет являться нарушением требований части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Вывод: Правовая экспертиза пришла к выводу, что постановление Главы Администрации Волгоградской области от 1 марта 2001 г. № 158 "О мерах по реализации на территории Волгоградской области законодательства об охране труда" (в редакции от 16 марта 2007 г. № 388, от 27 ноября 2008 г. № 1627, от 11 июня 2009 г. № 648, от 3 июня 2010 г. № 842) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемое Постановление в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
II класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 13.05.2011 № 585н
"На постановление Главы Администрации Волгоградской области от 1 марта 2001 г. № 158 "О мерах по реализации на территории Волгоградской области законодательства об охране труда" (в редакции от 16 марта 2007 г. № 388, от 27 ноября 2008 г. № 1627, от 11 июня 2009 г. № 648, от 3 июня 2010 г. № 842)"
(направлено письмом от 16.05.2011 № 02-14/4078)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru