Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 февраля 2011 г. по делу № 33-1165/2011

Судья Михайлова Т.А.
Докладчик Зиновьева Е.Ю.

Суд кассационной инстанции по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
    председательствующего     Недоступ Т.В.,
    судей                     Зиновьевой Е.Ю., Карболиной В.А.,
    с участием прокурора      Кузьменок А.А.,
    при секретаре             В.И.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 24 февраля 2011 г. дело по кассационной жалобе ФГУП "Почта России" на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 24 ноября 2010 г., которым суд признал незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ФГУП "Почта России", выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда следующих рабочих мест: начальник Карасукского почтамта; заместитель начальника Карасукского почтамта; ведущий инженер Карасукского почтамта; инженер по охране труда 1 категории Карасукского почтамта; старший инспектор Карасукского почтамта; инспектор Карасукского почтамта; главный бухгалтер Карасукского почтамта; заместитель главного бухгалтера Карасукского почтамта; ведущий бухгалтер - Карасукского почтамта; бухгалтер 1 категории Карасукского почтамта; ведущий экономист Карасукского почтамта; инженер по организации и нормированию труда 1 категории Карасукского почтамта; начальник главной кассы Карасукского почтамта; оператор связи 3 класса Карасукского почтамта; инженер-программист 1 категории Карасукского почтамта; техник 2 категории Карасукского почтамта; старший инструктор по эксплуатационным, организационным и производственным вопросам Карасукского почтамта; инструктор по эксплуатационным, организационным и производственным вопросам Карасукского почтамта; инструктор Карасукского почтамта; оператор связи 2 класса Карасукского почтамта; заведующий складом в Карасукского почтамта; товаровед: Карасукского почтамта; кладовщик Карасукского почтамта; продавец Карасукского почтамта; электромеханик почтового оборудования 4 разряда Карасукского почтамта; слесарь по ремонту автомобилей 3 разряда Карасукского почтамта; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 6 разряда Карасукского почтамта; грузчик Карасукского почтамта; уборщик производственных и служебных помещений Карасукского почтамта; механик Карасукского почтамта; водитель автомобиля по сопровождению денежных средств 7 разряда Карасукского почтамта; водитель автомобиля легкового 4 разряда участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 3 класса Карасукского почтамта; начальник участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 3 класса Карасукского почтамта; заместитель начальника участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 3 класса Карасукского почтамта; оператор связи 3 класса участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 3 класса Карасукского почтамта; почтальон по сопровождению и обмену почты, денежных средств 1 класса участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 3 класса Карасукского почтамта; начальник участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 5 класса Карасукского почтамта; оператор связи 3 класса участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 5 класса Карасукского почтамта; почтальон по сопровождению и обмену почты, денежных средств 1 класса участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 5 класса Карасукского почтамта.
Суд обязал ФГУП "Почта России" провести аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест: начальник Карасукского почтамта; заместитель начальника Карасукского почтамта; ведущий инженер Карасукского почтамта; инженер по охране труда 1 категории Карасукского почтамта; старший инспектор Карасукского почтамта; инспектор Карасукского почтамта; главный бухгалтер Карасукского почтамта; заместитель главного бухгалтера Карасукского почтамта; ведущий бухгалтер Карасукского почтамта; бухгалтер 1 категории Карасукского почтамта; ведущий экономист Карасукского почтамта; инженер по организации и нормированию труда 1 категории Карасукского почтамта; начальник главной кассы Карасукского почтамта; оператор связи 3 класса Карасукского почтамта; инженер-программист 1 категории Карасукского почтамта; техник 2 категории в Карасукского почтамта; старший инструктор по эксплуатационным, организационным и производственным вопросам Карасукского почтамта; инструктор по эксплуатационным, организационным и производственным вопросам Карасукского почтамта; инструктор Карасукского почтамта; оператор связи 2 класса Карасукского почтамта; заведующий складом в Карасукского почтамта; товаровед Карасукского почтамта; кладовщик Карасукского почтамта; продавец Карасукского почтамта; электромеханик почтового оборудования 4 разряда Карасукского почтамта; слесарь по ремонту автомобилей 3 разряда Карасукского почтамта; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 6 разряда Карасукского почтамта; грузчик Карасукского почтамта; уборщик производственных и служебных помещений Карасукского почтамта; механик Карасукского почтамта; водитель автомобиля по сопровождению денежных средств 7 разряда Карасукского почтамта; водитель автомобиля легкового 4 разряда участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 3 класса Карасукского почтамта; начальник участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 3 класса Карасукского почтамта; заместитель начальника участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 3 класса Карасукского почтамта; оператор связи 3 класса участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 3 класса Карасукского почтамта; почтальон по сопровождению и обмену почты, денежных средств 1 класса участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 3 класса Карасукского почтамта; начальник участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 5 класса Карасукского почтамта; оператор связи 3 класса участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 5 класса Карасукского почтамта; почтальон по сопровождению и обмену почты, денежных средств 1 класса участка обработки и обмена почтовыми отправлениями 5 класса Карасукского почтамта.
Заслушав доклад судьи областного суда Зиновьевой Е.Ю., пояснения прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Кузьменок А.А., суд кассационной инстанции

установил:

Прокурор Железнодорожного района г. Новосибирска обратился в Железнодорожный районный суд г. Новосибирск с иском к ФГУП "Почта России" о признании бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочих места работников Карасукского почтамта по условиям труда, незаконным, противоречащим требованиям законодательства об охране труда, просил суд обязать ответчика провести аттестацию по условиям труда вышеуказанных рабочих мест.
В обоснование искового заявления указано, что в ФГУП "Почта России" аттестация рабочих мест работников Карасукского почтамта не проводилась. Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в Карасукском почтамте в настоящее время либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренных за работу в указанных условиях.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен ответчик ФГУП "Почта России", в кассационной жалобе кассатор просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Кассатор отмечает, что утверждение о бездействии филиала, выразившимся в не проведении аттестации рабочих мест, несостоятельно, так как в соответствии с трудовым законодательством и предписаниями предприятия, а также ГУ НРО ФСС РФ, филиалом планомерно принимаются все необходимые меры к аттестации рабочих мест с явно выраженными вредными условиями труда.
По мнению кассатора, судом не принято во внимание заявление ответчика, что филиалом выделяются крупные денежные средства на охрану труда (проведение медицинских осмотров, приобретение наглядной агитации и учебных пособий, спец. одежды, защитных спецсредств) с целью сохранения здоровья и жизни работников.
Кассатор отмечает, что филиал исполняет требования трудового законодательства по охране жизни и здоровья трудящихся и без повсеместной аттестации рабочих мест (а именно, аттестации рабочих мест без опасных условий труда).
Вывод суда об обстоятельствах дела, т.е. о факте отсутствия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, как о проявлении ответчиком бездействия в обеспечении безопасных условий труда, в нарушение ст. 212 ТК РФ, не состоятелен.
Кассатор полагает, что судом неверно истолкована ч. 12 ст. 209 ТК РФ, как обязывающая проводить повсеместную аттестацию рабочих мест, тогда как исходя из смысла указанной нормы трудового законодательства, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда продиктовано необходимостью выявления вредных или опасных производственных факторов, для осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что решение суда законно и основания для его отмены отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования прокурора об обязании ФГУП "Почта России" провести аттестацию по условиям труда рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством, суд исходил из того, что ответчик не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предмет подтверждения наличия или отсутствия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Суд пришел к выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в не проведении аттестации 39 рабочих мест Карасукского почтамта, является незаконным, противоречащим ст. 22, 209, 212 ТК РФ, возлагающим обязанность по проведению аттестации рабочих мест на всех работодателей независимо от организационной формы и в отношении всех существующих рабочих мест.
Поскольку оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов ответчиком не проводится, ФГУП "Почта России" не обеспечивает работникам здоровые и безопасные условия работы, чем нарушается один из правовых аспектов охраны труда, а соответственно нарушается и вся система охраны труда, суд признал незаконным бездействие ответчика по не проведению аттестации рабочих мест
Обстоятельство не проведения аттестации 39 рабочих мест Карасукского почтамта не оспаривается ответчиком.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. При принятии решения судом правильно применены нормы материального права.
В связи с чем, несостоятельны ссылки кассатора на отсутствие нарушений со стороны ФГУП "Почта России" ст. 212 ТК РФ, и на неправильное толкование судом ст. 209 ТК РФ.
Так, согласно ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Положениями ст. 212 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 569 от 31 августа 2007 г. "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно ст. 2 которого аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Таким образом, целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. п. 1, 5, 7 Порядка). До 01 сентября 2008 г. основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от 14 марта 1097 г. № 12. В п. 1, 5 Постановления установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних изменений.
Поскольку действующим трудовым законодательством, в том числе и подзаконными актами, никаких исключений в части аттестации рабочих мест не предусмотрено, несостоятельны ссылки кассатора на то, что филиал исполняет требования трудового законодательства по охране жизни и здоровья трудящихся и без повсеместной аттестации рабочих мест, им принимаются все необходимые меры к аттестации рабочих мест с явно выраженными вредными условиями труда для осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с учетом положений трудового законодательства, обоснованно пришел к выводу о возможности и необходимости проведения аттестации рабочих мест, исходя из всех обязательных составляющих аттестации, поскольку ответчик не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предмет подтверждения наличия или отсутствия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Сам факт отсутствия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда свидетельствует о том, что ответчик ФГУП "Почта России" проявил бездействие, причем в соответствии со п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Ответчик же осуществляет мероприятия по аттестации только тех рабочих мест, которые сам определил как рабочие места с явно выраженными вредными условиями труда, что не соответствует закону.
Доводы кассатора относительно того, что судом не принято во внимание, что филиалом выделяются крупные денежные средства на охрану труда с целью сохранения здоровья и жизни работников, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными. Принятие таких мер как проведение медицинских осмотров, приобретение наглядной агитации и учебных пособий, спец. одежды, защитных спецсредств - не освобождает работодателя от несения расходов, связанных с аттестацией рабочих мест, которые согласно ст. 264 ТК РФ относит к расходам на обеспечение нормальных условий труда;
Кроме того. в силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает решение суда законным, обоснованным. Судом обстоятельства дела установлены правильно, к правоотношениям сторон суд применил закон, подлежащий применению, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы процессуального права не нарушены.
С учетом изложенного, кассационная жалоба ФГУП "Почта России" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, суд кассационной инстанции

определил:

Решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 24 ноября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП "Почта России" - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Новосибирского областного суда от 24.02.2011 № 33-1165/2011
Непроведение аттестации рабочих мест признано незаконным, поскольку данным бездействием ответчик нарушает права работников на безопасные условия труда.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru