Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2010 г. по делу № 03-03/119-10

Решение изготовлено в полном объеме 14 января 2011 года.
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - руководитель Ярославского УФАС России Сибрикова Н.М.,
члены Комиссии - специалист 1-го разряда отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Опарин А.Л., специалист 3-го разряда отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Ганина А.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Я" (общества с ограниченной ответственностью "Г") представителя Я.П.О. (по доверенности), К.О.В. (по доверенности), С.Н.Н. (по доверенности);
от департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области представителя Н.А.М. (по доверенности);

установила:

22 июня 2010 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление (вх. № 5086) товарищества собственников жилья "Л" (далее - Заявитель, ТСЖ "Л") на действия общества с ограниченной ответственностью "Я" (в соответствии с протоколом № 3 от 15.10.2010 - решением общего собрания участников ООО "Я" было заменено название на общество с ограниченной ответственностью "Г" и внесены соответствующие изменения в учредительные документы общества) (далее - ООО "Я").
Заявитель указывает на необоснованность применяемого к нему ООО "Я" тарифа при расчетах за поставляемый природный газ. По мнению Заявителя, к ТСЖ "Л" должен применяться тариф для населения, а не для коммерческих потребителей. Данные обстоятельства, по мнению Заявителя, нарушают законодательство Российской Федерации.
Представители ООО "Я" письменно (вх. № 6760 от 30.08.2010, исх. № 12-3951 от 10.12.2010) и устно (на заседании Комиссии) пояснили, что ООО "Я" не могло нарушить порядок ценообразования (запрет, установленный пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"), так как не является уполномоченным субъектом по установлению тарифов на природный газ.
В числе контрагентов ООО "Я", имеющих крышные (автономные) котельные, находятся девять организаций: ТСЖ "Р", ТСЖ "С", ТСЖ "Ф", ТСЖ "А", ТСЖ "В", ТСЖ "Н", ТСЖ "У", ООО "З", ООО "Р".
Вопрос о порядке и правомерности применения тех или иных тарифов к вышеуказанным организациям возник у ООО "Я" с 2006 года (с момента вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307). По мнению представителей ООО "Я", существует коллизия норм указанного Постановления и положений Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ России от 23.11.2004 № 194-э/12. ООО "Я" неоднократно обращалось за разъяснением сложившейся коллизии в ФСТ России и ООО "М". Данные организации подтверждали необходимость применения тарифа в соответствии с вышеуказанными методическими указаниями, то есть тарифа для коммерческих потребителей, что, по мнению ООО "Я", подтверждает отсутствие вины со стороны ООО "Я" в любой форме.
Помимо прочего, ООО "Я" полагает, что в настоящее время отсутствует механизм разграничения объемов потребляемого газа гражданами, проживающими в многоквартирном доме, имеющем крышную котельную, и предпринимателями, которые арендуют помещение в данном многоквартирном доме.
Представители ООО "Я" полагают также, что в данном случае более целесообразным является возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ФАС России в отношении ФСТ России.
Представитель департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области пояснил, что в функции департамента входит исключительно установление тарифа на газ для населения путем сложения составляющих тарифа, установленных Федеральной службой по тарифам России. Регламентацией выбора того или иного тарифа каким-либо хозяйствующим субъектом департамент не занимается.
Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.
Между ООО "Я" и ООО "Р" в соответствии с договорами поставки газа № 60-4-0092/08 от 23.08.2007 и № 60-4-0092/10 от 20.11.2009 установлены правоотношения по поставке газа для крышной котельной для целей теплоснабжения и горячего водоснабжения жителей дома <...>.
В процессе рассмотрения дела было установлено, что договоры поставки газа для крышных (автономных) котельных были заключены также с ТСЖ "Р" (договоры № 60-4-0973/10 от 20.11.2009, № 60-4-0973/08 от 27.08.2007), ТСЖ "С" (договоры № 60-4-0930/10 от 20.11.2009, № 60-4-0930/08 от 27.08.2007), ТСЖ "Ф" (договоры № 60-4-0979/10 от 20.11.2009, № 60-4-0979/09 от 19.11.2008), ТСЖ "А" (договоры № 60-4-0139/10 от 20.11.2009, № 60-4-0141/08 от 24.07.2008), ТСЖ "В" (договоры № 60-4-0901/10 от 20.11.2009, № 60-4-0901/08 от 27.08.2007), ТСЖ "Н" (договоры № 60-4-5085/10 от 20.11.2009), ТСЖ "У" (договоры № 60-4-0020/10 от 20.11.2009, № 60-4-0020/08 от 27.08.2007), ООО "З" (договоры № 60-4-5082/10 от 28.12.2009, № 60-4-05082/09 от 21.04.2009) (далее - договоры поставки газа) в интересах граждан для обеспечения тепловой энергией и горячей водой.
Таким образом, договоры поставки газа были заключены в интересах граждан - собственников многоквартирных домов города Ярославля для обеспечения последних тепловой энергией и горячей водой.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (вместе с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации) Федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) осуществляет государственное регулирование, в том числе, оптовых цен на газ.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" установлено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, существуют две "системы" тарифов на газ: первая - тарифы, установленные федеральным органом исполнительной власти (Федеральная служба по тарифам России) для так называемых коммерческих потребителей, и вторая - тарифы, установленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в данном случае) для бытовых нужд населения.
В рамках этих "систем" соответствующими уполномоченными органами установлены тарифы на газ. Так, например, приказом Федеральной службы по тарифам России от 18.12.2009 № 440-э/2 установлены на 2010 год предельные максимальные и минимальные оптовые цены на газ для коммерческих потребителей.
Постановлением правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 09.12.2009 № ППр-205-Г/Пр, утвержденного приказом от 15.12.2009 № 205, установлены на 2010 год цены на газ, реализуемый населению, жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели. Соответствующие распоряжения уполномоченных органов имеются также на 2008 и 2009 год.
В соответствии с платежными документами (счета-фактуры и платежные поручения), представленными ООО "Я", расчеты за поставленный газ в рамках договоров поставки газа за период с января 2008 года по август 2010 года, заключенных с ООО "Р", ТСЖ "Р", ТСЖ "С", ТСЖ "Ф", ТСЖ "А", ТСЖ "В", ТСЖ "Н", ТСЖ "У", ООО "З", производились в рамках тарифов для коммерческих потребителей, утвержденных Федеральной службой по тарифам России на 2008, 2009 и 2010 год.
В соответствии с пояснениями ООО "Я" и представленными сведениями (исх. № 12-4078 от 23.12.2010) в многоквартирных домах ТСЖ "Р", ТСЖ "Н", ООО "З" и ООО "Р" отсутствуют лица, арендующие помещения в данных многоквартирных домах с целью осуществления предпринимательской деятельности.
Принимая решение о нарушении ООО "Я" антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307), в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, расчет размера платы за приобретенный управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и иными специализированными организациями газ для нужд жильцов многоквартирных домов должен осуществляться по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (населением), то есть в данном случае по тарифам, утвержденным департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Приказом Ярославского УФАС России № 51 от 08.12.2000 ООО "Я" внесено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности "оптовая торговля газообразным топливом, а также реализация природного газа населению" с долей на рынке более 65%.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2007 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Исходя из вышеизложенного, ООО "Я" занимает доминирующее положение на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а также реализации природного газа населению в границах Ярославской области.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, действия ООО "Я" (противоречащие требованиям абзаца 2 пункта 15 Правил № 307) по применению в период с января 2008 года по август 2010 года тарифа для коммерческих потребителей на услуги по поставке газа для крышных (автономных) котельных при расчетах с ООО "Р", ТСЖ "Р", ТСЖ "С", ТСЖ "Ф", ТСЖ "А", ТСЖ "В", ТСЖ "Н", ТСЖ "У", ООО "З" являются нарушением антимонопольного законодательства - пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования).
Разница между оплатой, полученной ООО "Я" по тарифам на 2008, 2009 и 2010 год для коммерческих потребителей, утвержденным Федеральной службой по тарифам России, и оплатой, полученной ООО "Я" по тарифам на 2008, 2009 и 2010 год для населения, утвержденными департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, является доходом ООО "Я", полученным в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая положения статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия находит основания для выдачи ООО "Я" предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, путем осуществления перерасчета за период с января 2008 года по август 2010 года с ООО "Р", ТСЖ "Р", ТСЖ "С", ТСЖ "Ф", ТСЖ "А", ТСЖ "В", ТСЖ "Н", ТСЖ "У", ООО "З" за поставленный газ по тарифам для населения (вместо тарифов для коммерческих потребителей), утвержденным департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, а также о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства за период с января 2008 года по август 2010 года, с управляющих компаний, товариществ собственников жилья и других специализированных организаций (ТСЖ "Р", ТСЖ "Н", ООО "З" и ООО "Р"), в многоквартирных домах которых отсутствуют лица, арендующие помещения с целью осуществления предпринимательской деятельности, в размере 989 тысяч 185 рублей 41 копейка.
Указанные выше доводы ООО "Я" об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях (см. стр. 1 - 2 настоящего решения) Комиссия Ярославского УФАС России полагает несостоятельными по следующим основаниям.
Общеизвестно, что все нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе (иерархии), предписывающей каждому следующему по иерархии нормативному правовому акту невозможность вступать в противоречие с актом, имеющим большую юридическую силу. В данном случае, по мнению Комиссии, является очевидным тот факт, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, обладают большей юридической силой нежели Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденные приказом ФСТ России от 23.11.2004 № 194-э/12, и иные всевозможные разъяснения ФСТ России и других организаций. Таким образом, применению подлежат положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, в силу их большей юридической силы.
Порядком ценообразования, по мнению Комиссии, является не только правильный учет составляющих того или иного тарифа (формирование тарифа) согласно соответствующим методическим и иным указаниям, но и правильный (обоснованный) выбор тарифа для конкретной группы потребителей, что обусловливает образование цены на конкретном рынке. В данном случае выбор ООО "Я" не соответствовал положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, что привело к нарушению порядка ценообразования, установленного нормативно-правовыми актами.
Отсутствие правовой регламентации механизмов разграничения объемов потребляемого газа не может являться основанием для нарушения прав граждан - потребителей коммунальных услуг, права которых, в том числе на расчеты по соответствующему тарифу, регламентированы нормативно-правовыми актами. В конечном итоге основным принципом любой деятельности, в том числе и деятельности по поставке газа, является принцип соблюдения прав граждан, которым и нужно руководствоваться при производстве тех или иных действий, например, действий по выбору тарифа.
Учитывая вышеизложенное и на основании статьи 23, части 1 статьи 39, частей 1 - 4 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

решила:

1. Признать общество с ограниченной ответственностью "Г" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Г" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Г" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
Н.М.СИБРИКОВА

Члены Комиссии:
А.Л.ОПАРИН
А.А.ГАНИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ярославского УФАС РФ от 23.12.2010 по делу № 03-03/119-10
<О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оптовой торговли газообразным топливом и реализации природного газа населению, выразившемся в применении тарифа для коммерческих потребителей вместо тарифа для бытовых нужд населения на услуги по поставке газа для крышных котельных нескольким организациям>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru