ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. АБАЗА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2011 г. № 365
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АБАЗА
На основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях определения основных целей, задач и принципов политики муниципального образования город Абаза по управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза, обеспечивающих решение социально-экономических проблем, эффективности использования муниципальных имущественных ресурсов, руководствуясь Уставом
муниципального образования город Абаза, постановляю:
1. Утвердить Концепцию
управления муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза (приложение к настоящему Постановлению).
2. Отделу по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза обеспечить реализацию утвержденной Концепции
.
3. Данное Постановление опубликовать в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Администрации МО г. Абаза в сети Интернет.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Глава
муниципального образования
С.В.ФЕФЕЛОВ
Приложение
к Постановлению
Администрации муниципального
образования город Абаза
от 3 мая 2011 года № 365
КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АБАЗА
Общие положения
Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы политики муниципального образования город Абаза в сфере управления муниципальным имуществом, закрепленным за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, казны муниципального образования, а также имущественных прав муниципального образования, вытекающих из его участия в коммерческих организациях.
Предметом Концепции являются модели организации и механизмы управления муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза, обеспечивающие достижение целей и решение задач в данной сфере, определенных в рамках политики социально-экономического развития муниципального образования.
Концепция исходит из основного принципа, согласно которому управление муниципальным имуществом должно быть направлено на решение социально-экономических проблем населения муниципального образования город Абаза и обеспечение экономического роста в целом и осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.
Концепция содержит разделы:
1. Цели, задачи и принципы управления муниципальным имуществом.
2. Управление муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями.
3. Управление муниципальной недвижимостью.
1. Цели, задачи и принципы управления
муниципальным имуществом
Муниципальная политика в сфере управления муниципальным имуществом должна:
- носить публичный характер, обеспечивать участие граждан и их объединений в подготовке решений и осуществление мероприятий, направленных на формирование и реализацию этой политики;
При проведении балансовых комиссий, а также аттестации руководителей унитарных предприятий использовать современные методы оценки. При этом в состав аттестационных комиссий необходимо включать представителей отдела экономики и прогнозирования, финансового управления, а также отраслевых структурных подразделений.
Ужесточить контроль за деятельностью руководителей унитарного предприятия и учреждения.
Отраслевым структурным подразделениям по согласованию с отделом по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования город Абаза установить порядок принятия решений о применении мер ответственности к руководителям предприятий за невыполнение обязательных требований и несоответствие результатов деятельности предприятий утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям.
Результатами реализации мероприятий по эффективности управления унитарными предприятиями и учреждениями должно явиться:
- снижение издержек производства и управления;
- улучшение финансово-экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий и учреждений;
- снижение расходов бюджета муниципального образования на их содержание;
- определение каждому муниципальному предприятию сбалансированных с бюджетом муниципального образования муниципальных задач.
3. Управление объектами недвижимого имущества
Муниципальным образованием город Абаза ведется работа по совершенствованию управления объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Абаза.
Создается программное средство "Реестр муниципального имущества". В основу реестра были положены пообъектный учет имущества и регистрация правообладателей для каждого объекта учета. Ведется работа по регистрации права собственности муниципального образования на объекты недвижимости. В ходе этой работы проводится проверка полноты и точности информации об объектах недвижимости, находящихся на балансе муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципального образования. При реализации отношений собственности муниципальное образование выступает как властная структура, устанавливающая нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов и обеспечивающая их выполнение. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в собственности муниципального образования могут находиться только три категории имущества:
1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных данным Федеральным законом;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
При этом органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать, какие виды муниципального имущества в пределах перечня, определенного законом, необходимы им для решения вопросов местного значения. В случае возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не относящееся ни к одной из вышеперечисленных категорий, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в этом случае органы местного самоуправления лишаются дополнительных доходов, поступающих в местные бюджеты от использования муниципальной собственности.
В связи с этим по-прежнему остается актуальной задача повышения эффективности использования муниципального имущества. Эту задачу необходимо решать, в частности, за счет обеспечения полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, проведения государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности, установления жесткого контроля за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Необходимо создать методическое обеспечение эффективного управления, в основу которого должны быть положены научно обоснованные, достоверные оценки эффективности управления объектами муниципальной собственности. При этом необходимо выделить основные понятия эффективности управления муниципальным имуществом:
экономическую эффективность, определяемую отношением доходов муниципального образования, получаемых за определенный период от принадлежащих ему объектов, к затратам на содержание, использование, функционирование указанных объектов, обусловившим получение доходов, включая затраты на управление;
социальную эффективность, которая определяется отношением социальных результатов, приносимых объектами муниципальной собственности за определенный период, измеренных в денежном выражении, к затратам на получение этих результатов;
функциональную эффективность системы управления муниципальной собственностью, определяемую полнотой реализации функций управления, которая может быть выражена в виде соотношения набора реализуемых функций управления муниципальной собственностью к расходам на управление ею.
К основным социальным эффектам, достигаемым за счет муниципальной собственности, следует отнести:
- повышение уровня и качества жизни, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения непосредственно и путем развития сферы социальных услуг;
- расходование на социальные нужды части дохода, приносимого муниципальным имуществом;
- создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Настоящая Концепция основывается на следующих основных принципах:
1) решение о целесообразности приватизации муниципального имущества разрабатывают органы по управлению муниципальным имуществом совместно с заинтересованными структурными подразделениями администрации с позиции повышения эффективности его использования;
2) способ приватизации каждого объекта определяется на основании анализа его эффективности.
Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели в области приватизации, должны стать:
дифференцированный подход к приватизации объектов муниципальной собственности;
расширение способов приватизации;
продажа муниципального имущества с рассрочкой.
Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой муниципальной политики, направленной на получение в перспективе отдачи от приватизации в форме налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей.
При принятии решений о приватизации необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых объектов, охраны окружающей среды и здоровья граждан.
Методы реализации муниципальной политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида муниципального имущества.
При приватизации необходимо:
1) определить оптимальное количество объектов, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарными предприятиями, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;
2) провести в сжатые сроки приватизацию зданий и сооружений, не используемых для муниципальных нужд.
Заключение
Предлагаемая Концепция разработана в связи с необходимостью активизации работы всех структур муниципального образования в направлении эффективного управления муниципальным имуществом, включая увеличение поступлений доходов в местный бюджет.
Исходя из учета имеющегося опыта работы структурных подразделений, тенденций экономического и социального развития муниципального образования город Абаза в Концепции сформулированы основные направления и инструменты, которые должны применяться как при разработке конкретных направлений, так и в целом по муниципальному образованию.
Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата муниципального образования.
Полная инвентаризация муниципального имущества, вовлечение его в гражданский оборот позволят сформировать баланс имущества муниципального образования, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования.