Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карачаево-Черкесская республика


ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
"ОБЩАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ С СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ГРАЖДАН
В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ

1. Введение

Седьмой ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 15.10.2003 № 40-РЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике".
Настоящий доклад имеет своей целью привлечь внимание органов законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественности Карачаево-Черкесской Республики к существующим проблемам с соблюдением конституционных прав и свобод граждан, дальнейшее содействие усилению гарантий государственной правовой защиты населения республики, принятию необходимых мер по устранению выявленных фактов нарушений прав и свобод граждан.
В основу доклада положен, прежде всего, анализ обстоятельств, изложенных в жалобах, заявлениях, ходатайствах и других обращениях граждан к Уполномоченному и выводы, сделанные после их рассмотрения.
При подготовке и написании настоящего доклада были использованы также сведения, полученные Уполномоченным и сотрудниками его аппарата в ходе проведения личного приема граждан, целевых выездов в районы и города республики; информация, предоставленная органами исполнительной власти, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления, общественными организациями.
Также использовались факты и материалы, полученные Уполномоченным при посещении мест лишения свободы, анализ публикуемых в республиканских средствах массовой информации различных критических материалов, связанных с соблюдением прав и свобод наших граждан.
Доклад о деятельности Уполномоченного в 2010 году не претендует на полное и всестороннее изложение дел с состоянием и соблюдением прав и свобод граждан, так как основан на обобщении и анализе лишь тех фактов, с которыми Уполномоченному и сотрудникам аппарата пришлось сталкиваться в течение года, затрагивает наиболее значимые и существенные проблемы обеспечения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, а также международными актами, подписанными и ратифицированными Российской Федерацией.
В силу специфики деятельности института Уполномоченного по правам человека доклад по своему содержанию разносторонен, затрагивает много тем, но все они напрямую связаны с теми вопросами и проблемами, которые ставили перед Уполномоченным жители республики, граждане, чьи права были нарушены на территории Карачаево-Черкесии в течение 2010 года.
При этом необходимо отметить, что по какому бы поводу ни приходили к Уполномоченному люди, какие бы проблемы они ни поднимали, о чем бы ни говорили, первоосновой их тревог и чаяний всегда был один вопрос - вопрос о качестве власти, ее способности разрешать те или иные вопросы, связанные с соблюдением прав и свобод человека.
Представленный доклад наглядно показывает о реагировании Уполномоченного на конкретные факты нарушений прав жителей нашей республики, так как именно гласность, открытое апеллирование к общественному мнению, является главным инструментом Уполномоченного в деле восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Конечно, доклад содержит часто и густо нелицеприятную критику, а также повествует о сложных проблемах, происходящих вокруг нас и в обществе в целом, требующих как разрешения, так и решения.
При подготовке ежегодных докладов Уполномоченный постоянно стремится полностью исключить личностные отношения к тем или иным персоналиям, организациям и ведомствам.
Как показывает практика, использование выводов и рекомендаций, содержащихся в докладах Уполномоченного, в определенной степени, способствовало, прежде всего, более эффективной реализации прав и свобод граждан в республике. С учетом этого Уполномоченный выражает надежду, что приведенные в настоящем докладе факты нарушений прав граждан и рекомендации по их устранению будут использованы соответствующими органами, что, несомненно, явится важным фактором предупреждения нарушений конституционных прав и свобод граждан, снижением их количества.
В соответствии со статьей 13 Республиканского закона "Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике" и сложившейся практикой доклад направляется Президенту Карачаево-Черкесской Республики, Народному Собранию (Парламенту) Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Верховному суду Карачаево-Черкесской Республики, Прокурору Карачаево-Черкесской Республики.
Уполномоченный также считает необходимым направить доклад Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в другие заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные правозащитные организации, а также в соответствии с законом в средства массовой информации для опубликования.

2. Общая оценка ситуации с соблюдением прав граждан
в Карачаево-Черкесской Республике

Основной деятельностью аппарата Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике, как и прежде, было рассмотрение письменных обращений о нарушениях прав человека, а также оказание действенной помощи в ходе личных приемов, проводимых Уполномоченным и сотрудниками аппарата.
Необходимо отметить, что рост количества обращений граждан в 2010 году, к сожалению, свидетельствует о том, что нарушения прав граждан остаются достаточно распространенным явлением.
В 2010 году за содействием в реализации и защитой своих прав к Уполномоченному поступило 1032 обращения. Все поступившие обращения были рассмотрены, более 60% обратившихся граждан получили необходимую помощь.
Анализ обращений свидетельствует о том, что в 2010 году их количество увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 16%, а с момента начала деятельности института Уполномоченного по правам человека в республике на 47%.
Наибольшее количество жалоб поступило на нарушения прав граждан органами власти различных уровней (19%), жилищных прав и жилищно-коммунального обслуживания (16%), социальной защиты, пенсионного обеспечения и льгот (8%), на действия и бездействие сотрудников правоохранительных органов (28%), землепользования (4%), ликвидации последствий стихий 2002 - 2004 г.г. аварийного состояния жилья (6%), нарушения прав в области трудовых отношений и заработной платы (5%).
220-ти заявителям разъяснены средства, которые они вправе использовать для защиты своих прав и свобод, в том числе даны ответы по существу - 180.
Отказано в принятии обращений к рассмотрению - 38.
Отправлено обращений после предварительной проверки по подведомственности с изложением доводов - 160.
Принято к тщательному рассмотрению и устранению нарушенных прав - 527 обращений.
Зарегистрировано поступившей корреспонденции - 351.
Зарегистрировано исходящей корреспонденции - 503.
Остаток неразрешенных обращений на конец отчетного периода - 87, 49 из которых приняты к рассмотрению в декабре.
В каждом конкретном случае Уполномоченным давались разъяснения норм действующего законодательства и рекомендации по разрешению поставленных вопросов.
В целом по результатам работы можно судить, что институт Уполномоченного по правам человека уже сформировался как инструмент действенной защиты конституционных и гражданских прав граждан, стал привычным и понятным для людей, которые в большинстве своем осознают его компетенцию и реальную возможность отстаивания их законных интересов. Вместе с тем, имеются случаи, когда люди обращаются с вопросами, не входящими в компетенцию Уполномоченного, но, отчаявшись обивать пороги учреждений, от которых зависит решение их вопросов, идут на прием в аппарат Уполномоченного, как в последнюю инстанцию, в поисках справедливости и порядка. К таким проблемам можно отнести правоотношения между гражданами. Это и границы землепользования, совместное проживание в многоквартирных домах, известные конфликты "отцов и детей". Примером таких обращений может служить приход к Уполномоченному пенсионерки тети Зои, проживающей в многоквартирном жилом доме по ул. Калантаевского в городе Черкесске. В их подъезде в одной из квартир на втором этаже обосновался гражданин Володя, нигде не работающий, ведущий антиобщественный образ жизни. Постоянные кампании, увеселительные застолья, всенощные дебоши и разборки, постоянные грязь и пустые бутылки в подъезде, возгорания на кухне, протечки воды в санузлах - это только небольшой перечень неудобств, доставляемых соседям. Многократные обращения к участковым уполномоченным, прокуратуру положительных результатов не дали. И, как итог, решили жильцы этого дома на общем собрании обратиться со своей бедой в аппарат Уполномоченного, резюмировав, что, если кто и способен повлиять на эту ситуацию, то только он. И, хотя в соответствии со статьей 14 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 15.10.2003 № 40-РЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике" к рассмотрению не принимаются заявления по спорам, связанным с правоотношениями между гражданами, Уполномоченный вынужден был вмешаться в данную ситуацию (чтобы не умалять у граждан веру в справедливость), преломив ее в зону недостаточного влияния сотрудников правоохранительных органов на правоотношения между гражданами.
Изучение причин роста жалоб свидетельствует о том, что произошел он из-за негативных последствий мирового финансового кризиса, повлекшего за собой рост безработицы, задержку выплаты заработной платы, а также ее снижение, сокращение рабочих мест, непомерный и неконтролируемый рост цен на товары и услуги, а также ограничение финансовых возможностей органов власти и местного самоуправления в вопросах текущих жизненных проблем.
Однако объяснять причины роста количества обращений на нарушения прав и свобод исключительно негативными последствиями экономического кризиса будет совершенно необъективным. Прежде всего, нарушения прав и свобод человека нередко являются результатом ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, плохого контроля за прохождением и рассмотрением обращений граждан, зачастую носящим характер элементарной отписки, нежеланием или неумением видеть и решать судьбоносные для человека проблемы, но вполне посильные для власти, а в большинстве своем и входящие в их прямые обязанности. И, как следствие, перенос обиды заявителя с конкретного должностного лица на всю власть.
Очень часто практикуется порочная практика отписки обращения граждан, причем это происходит и на федеральном уровне, именно тем государственным органам или должностному лицу, на которого и жалуется заявитель, вопреки требованиям статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", строго регламентирующей, что "запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется".
Зачастую в ответах на письменные обращения граждан, содержащих вопросы, решение которых не входит в компетенцию получивших эти обращения государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, даются рекомендации об обращениях с подобными вопросами в тот орган, в ведении которого находится их разрешение. Но ведь в вышеназванной статье четко оговорено, что такое обращение должно быть направлено в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о его переадресации. И здесь налицо грубое нарушение норм действующего законодательства.
Рост числа обращений граждан на нарушение их конституционных и гражданских прав правоохранительными органами свидетельствует о возрастающей активности населения в отстаивании своих прав, желании жить достойно, без унижений и дискриминации, в соответствии с духом времени и требованиями Конституции Российской Федерации. Хочется надеяться и верить, что начатые реформы в правоохранительной системе не сведутся только к переименованию, а действительно приведут к сокращению проявлений в их деятельности формализма, закрытости, обвинительного отношения к тем, кто невольно оказался в их поле деятельности.
Немало обращений граждан поступает в аппарат Уполномоченного о нарушении прав в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. При этом люди жалуются не только на безудержный рост тарифов, но и на резко ухудшившееся в последние годы качество их предоставления. Грязные подъезды, отсутствие тепла, воды в квартирах, неухоженные придомовые территории, свалки мусора стали уже привычным и обычным явлением. Однако не все граждане согласны мириться с подобными грубейшими нарушениями своих прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и с упорством отстаивают свое право на достойную жизнь и нормальное существование. Кстати, вопрос формирования цен в сфере предоставления услуг зачастую вызывает недоумение и требует особого осмысления и анализа. Прежде всего, удивляет то, что энергопоставщики четко поднимают расценки на 15%. Тогда, как пенсии у наших ветеранов растут от силы на 6 - 8%, вот и вынуждены наши пенсионеры последние свои копейки отдавать за "народное достояние" - энергоносители. Непонятны в этом вопросе и позиции Государственного комитета по тарифам и ценам, управления федеральной антимонопольной службы, потому что действительно тарифы постоянно растут, а качество и объем поставляемых услуг неизменно ухудшается и сокращается.
Вообще-то вопрос соблюдения прав человека должен стать в нашей республике приоритетным направлением государственной политики, как того требуют Конституции Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, объявившие высшей ценностью человека, его права и свободы. При этом необходимо руководствоваться исключительно принципами справедливости, гуманизма и совести, даже в тех случаях, когда формальные требования закона не нарушены.

3. О соблюдении личных гражданских прав на территории
Карачаево-Черкесской Республики

В своих ежегодных докладах Уполномоченный постоянно поднимает проблему применения пыток и жестокого унижающего обращения с задержанными, как одну из острейших проблем в области соблюдения прав и свобод человека в Карачаево-Черкесской Республике.
По итогам 2010 года вновь вынужден констатировать, что пытки и жестокое унижающее обращение с гражданами продолжают иметь место в нашей республике.
Количество обращений и жалоб к Уполномоченному, в которых содержится информация о том, что к ним в ходе предварительного расследования применялись методы недозволенного физического и психического воздействия, возрастает.
В адрес Уполномоченного по правам человека в республике в течение 2010 года поступили более 20 заявлений и обращений граждан с жалобами на жестокое, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение со стороны работников правоохранительных органов. Обращения приходят как от тех, кто находится под следствием, как от тех, кто уже осужден и находится в местах отбывания наказаний, а также и от их родственников. Выявлено 20 случаев доставления граждан из ИВС горрайотделов с телесными повреждениями в ФБУ ИЗ-9/1 ОФСИН по КЧР.
В жалобах, адресованных Уполномоченному, встречаются описания различных видов пыток, которые сотрудники милиции применяли к подозреваемым в совершении того или иного преступления.
Как показывает анализ обращений и их проверка, пытки с применением физической силы практически всегда используются работниками милиции в сочетании с психологическим давлением, грубостью, оскорблениями, угрозами в адрес самого задержанного лица или в адрес его близких родственников.
Пережив насилие со стороны работников правоохранительных органов, пережив тяжесть происходящего, граждане часто просто опасаются обращаться с жалобами на творимый беспредел и причина, по моему мнению, одна, как бы не ухудшить и без того свое тяжелое положение.
Работа Уполномоченного и его аппарата по рассмотрению жалоб и заявлений на незаконные действия работников правоохранительных органов представляет огромную сложность в плане достижения положительных результатов.
Анализируя случаи, о которых становится известно Уполномоченному по правам человека и его аппарату, надо сказать, что на сегодняшний день затруднительно даже вообще посчитать не только количество случаев применения пыток и иных видов жестокого обращения, но и более менее точно оценить масштабы этого явления.
Связано это с тем, что пытки и жестокое унижающее обращение с гражданами относятся к числу латентных нарушений прав человека (латентная преступность связана с отсутствием сообщения о совершенном преступлении, с тем, что имеющиеся сообщения не зарегистрированы соответствующими органами и т.д.).
Понимая сложность происходящих процессов, руководствуясь действующим законодательством, все обращения граждан, в которых изложены факты насилия над нашими людьми, немедленно направляются Прокурору Республики и Руководителю следственного комитета, а также Министру внутренних дел по КЧР. Обосновано это тем, что в соответствии с действующим законодательством Уполномоченный не имеет права вмешиваться каким-либо образом в ход расследования уголовных дел. Как правило, приходят стандартные ответы: по фактам, изложенным в заявлении (обращении), проведена проверка. В ходе проверки факты, изложенные в заявлении (обращении), не нашли подтверждения, в возбуждении уголовного дела отказано.
Наглядным примером недобросовестного отношения к своим служебным обязанностям со стороны работников правоохранительных органов могут служить рассмотренные Уполномоченным обращения граждан о нарушении прав и свобод граждан и реакция на них вышестоящих органов.
В адрес Уполномоченного обратилась гражданка "А" проживающая в Тюменской области с просьбой пресечь произвол, творимый сотрудниками правоохранительных органов Зеленчукского района в отношении ее брата "К", помещенного в ИВС Зеленчукского района по подозрению в совершении преступления, и применения к нему недозволенных методов ведения допроса. Гражданка "А" также назвала фамилию, имя и отчество нанятого адвоката, а также контактный телефон. Связавшись с адвокатом, Уполномоченный получил подтверждение фактов, озвученных сестрой гражданина "К". Понимая, что добиться реальной правды от работников правоохранительных органов в таких случаях практически невозможно, принял решение выехать в РОВД района для встречи с потерпевшим. К сожалению, встретиться с гражданином "К" в ИВС не представилось возможным, так как из ИВС его вынуждены были перевезти в хирургическое отделение районной больницы, а затем, учитывая тяжесть полученных травм, в хирургическое отделение Республиканской больницы.
В ходе встречи с работниками прокуратуры и милиции Уполномоченный получил информацию, что гражданин "К" получил телесные повреждения, когда якобы упал дома с лестницы. Посещение Уполномоченным хирургического отделения больницы не дало никаких результатов, пришлось делать официальный запрос. Из которого следует, что гражданин "К" находился на лечении в хирургическом отделении Зеленчукской ЦРБ с 04 октября 2010 г. по 08 октября 2010 г.
Диагноз при поступлении: резаные раны обеих предплечий с повреждением поверхностной венозной сети. Геморрагический шок третьей степени. Множественные ссадины кистей, предплечий, груди. Множественные ушибы и подкожные гематомы груди, живота, бедер, стоп. Ожоги правой ушной раковины, тыла обеих стоп. Закрытый перелом седьмого ребра справа. Пневмоторакс справа.
Ознакомившись с данным документом, Уполномоченный вынужден был задуматься, это с какой же лестницы и какой высоты надо упасть, чтобы получить такие травмы, если с потолка, то в хатах потолок находится на высоте максимум 2 м 20 см, и обо что же надо удариться так, чтобы иметь такие телесные повреждения. Уполномоченному так и не удалось получить вразумительные ответы на эти вопросы от работников милиции и прокуратуры.
Хотелось бы остановиться еще на одном примере.
В соответствии с Конституцией РФ оценку и меру ответственности за совершенные преступления может определить и дать только суд и никто больше. В марте 2010 года к Уполномоченному на прием пришла делегация, состоящая из адвоката, отца, сестры и жены гражданина "Д", который, по их мнению, неизвестно где содержится уже 4 месяца, но по имеющейся информации к нему применяются самые различные меры физического воздействия. Адвокатов к задержанному почему-то не допускают. Вообще-то для меня это не было новостью, так как адвокаты систематически жалуются на это Уполномоченному, а многие, просто-напросто, подписывают протоколы допросов задним числом.
В этот день, когда они пришли на прием к Уполномоченному, им удалось увидеть гражданина "Д" в Республиканском суде, куда его доставили для рассмотрения вопроса о продлении срока содержания его под стражей.
Конечно, его вид и состояние шокировали многих, в том числе и родственников. Он был доведен до такого состояния, что потерял в суде сознание и работники суда вынуждены были вызывать скорую помощь.
Слезы и крики в кабинете Уполномоченного собрали множество любопытных глаз и зевак.
Успокоив родственников, Уполномоченный пообещал разобраться по существу вопроса.
Первое, что было сделано - это определено место нахождения гражданина "Д", это был ИВС г. Черкесска.
Второе, необходимо было встретиться с гражданином "Д" и убедиться в его физическом состоянии, так как полученная информация от адвоката и родственников была крайне удручающая.
Третье, попытаться совместно с работниками следственного комитета произвести в присутствии работников аппарата Уполномоченного по правам человека в КЧР судебно-медицинское освидетельствование гражданина "Д".
В течение часа шли переговоры с руководителем следственного комитета по КЧР Наумовым Виктором Анатольевичем, после долгих дебатов все-таки удалось договориться, что экспертиза будет сделана в присутствии работников аппарата Уполномоченного.
Как окажется потом, возражения против экспертизы в присутствии работников аппарата Уполномоченного были обоснованы тем состоянием, в котором находился гражданин "Д". Работник аппарата поехал в республиканскую больницу для участия в экспертизе, куда гражданина "Д" доставили через 3 часа, а Уполномоченный с советником отправились в ИВС г. Черкесска. Проверив ИВС, внимательно изучил записи в журналах. Запись в регистрационном журнале прибывших в ИВС и выбывших из него гласит, что гражданин "Д" доставлен в ИВС г. Черкесска 08 апреля в 4 часа 40 минут, то есть утром.
Возник вопрос, откуда и почему в такое позднее ночное время перемещали задержанного?
Запись фельдшера Агеевой Л.В. в журнале приема (думаю, была сделана задним числом и в соответствии с констатацией, сделанной работниками скорой помощи при осмотре гражданина "Д" в Верховном суде КЧР, для этого есть все основания). Запись гласит: на теле гражданина "Д" обнаружены телесные повреждения в виде 5 порезов на левой руке, гематом под глазами, синяки в районе плеч, локтей, коленей и в области грудной клетки, глубокие ушибы в теменной и височной областях головы, глубокие царапины на шее справа.
Работники скорой помощи констатировали еще и такой факт, что у гражданина "Д" закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб грудной клетки.
Получилось таким образом, что некоторые милицейские чиновники, а может и представители других ведомств не очень-то хотели, чтобы Уполномоченный своими глазами увидел в каком состоянии находится гражданин "Д", поэтому всячески препятствовали этому. Понимая, что гражданина "Д" не возвращают в камеру специально, Уполномоченный покинул изолятор, через 20 минут вернулся вновь в ИВС. Работникам ИВС деваться было некуда, пришлось показать гражданина "Д", ощущение как вроде бы смотришь фильм о событиях 1937 года, перед тобою стоит человек готовый подписать любую бумагу и оговорить не только себя, а любого на кого покажут пальцем. По информации, полученной в ИВС и Следственном комитете, выходило, что телесные повреждения гражданину "Д" нанесены в СИЗО.
9-го марта Уполномоченный для установления истины посетил СИЗО ФБУ ИЗ 9/1 ОФСИН России по КЧР.
По данным, полученным из ФБУ ИЗ 9/1 ОФСИН России по КЧР, 07.04.2010 года в 18-30 часов гражданин "Д" был этапирован из специзолятора в ИВС УВД г. Черкесска по постановлению следователя СУ СК при прокуратуре РФ по КЧР Татаршао А.М. для проведения следственных и оперативных мероприятий. Однако, в ИВС УВД г. Черкесска он, согласно записи в журнале регистрации ИВС, был доставлен только в 04-40 часов 08.04.2010 года.
Изучая географию путешествий гражданина "Д" по ИВС республики, натолкнулись еще на один "интересный" в кавычках эпизод, как следует из ответа Главного врача МЛПУ "Адыге-Хабльская ЦРБ" установлено, что гражданин "Д" 04.02.2010 г. в 01-50 часов был доставлен сотрудниками РОВД в приемный покой Адыге-Хабльской ЦРБ для оказания медицинской помощи. При осмотре доставленного поставлен диагноз: ушиб мягких тканей головы.
Из вышеперечисленных фактов усматривается, что следственные работники предпочитают проводить следственные мероприятия исключительно в ночное время, хотя в соответствии с пунктом 3 ст. 164 Уголовно-процессуального кодекса РФ "производство следственного действия в ночное время (промежуток времени с 22-00 часов до 06-00 часов, п. 21 ст. 5 УПК РФ) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства". Учитывая то обстоятельство, что гражданин "Д" содержится под стражей со 02 февраля 2010 года, возникают большие сомнения в обоснованности совершения принудительных процессуальных действий в марте 2010 года в ночное время. Имеются все основания полагать, что промедление с совершением принудительных процессуальных действий уже не может реально повлечь:
а) утрату следов преступления;
б) сокрытие лиц, его совершивших;
в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением (статья 157 УПК РФ).
Необходимо отметить, что сложившаяся хорошая практика работы медицинских работников СИЗО требует распространения и на работу медработников в ИВС. Граждане, прибывающие в СИЗО и убывающие из СИЗО, хотя это многим не нравится, в обязательном порядке подвергаются медицинскому освидетельствованию с фиксацией результатов осмотра в журнале, что, как уже многократно подтверждено практикой, доказывает невиновность работников СИЗО в нанесении телесных повреждений задержанным гражданам. Да это подтверждают и сами граждане в личной беседе.
Внимательно изучив журнал убывающих, Уполномоченный зафиксировал, что гражданин "Д" 07 марта в 18-30 часов находился в нормальном состоянии, без телесных повреждений и был этапирован из СИЗО в ИВС г. Черкесска. Как было отмечено ранее в ИВС УВД г. Черкесска он прибыл только в 4 часа 40 минут уже 08 марта. Где он был и что с ним делали, приходится только догадываться, исходя из его состояния, в котором он находился, когда его осматривали медработники скорой помощи и увидел Уполномоченный.
По мнению Уполномоченного, сложность вопроса для работников следственного комитета состояла в том, что они по каким-то причинам упустили факт того, что 08 марта у задержанного гражданина "Д" закончился срок содержания его под стражей, деваться было некуда. Необходимо было решать две задачи: отпускать его в соответствии с законом на свободу или везти в суд на продление срока содержания его под стражей. Учитывая в соответствии с какой статьей был задержан гражданин "Д", отпускать его они не могли, надо было через нельзя и не могу везти в суд на продление, несмотря на его состояние, что они и сделали.
Хотелось бы еще раз вернуться к тем фактам нарушения прав гражданина "Д".
В соответствии со статьей 75 УПК РФ при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц (п. 4 статьи 164 УПК РФ).
Обвиняемый "Д" в ходе проведения следственных мероприятий неоднократно подвергался пыткам и бесчеловечному обращению, имеющиеся у него телесные повреждения на основании заключения судебно-медицинской экспертизы № 303 от 25.03.2010 года не могли произойти при однократном падении или соударении с тупым предметом. Все это подтверждает целенаправленные и умышленные противоправные действия сотрудников следственного комитета, ЦПЭ при МВД по КЧР для получения признательных показаний у обвиняемого "Д".
Данный пример является вопиющим фактом беззакония, творимого работниками правоохранительных органов, который уже невозможно стало просто скрывать. Необходимы кардинальные меры для пресечения противоправных действий отдельных сотрудников следственного комитета, ЦПЭ Министерства внутренних дел КЧР, наказания виновных, грубо попирающих права граждан. В соответствии со статьей 13 Конвенции каждый человек, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе. Но что делать, если именно работники органов, призванных в соответствии с законом защищать права человека, сами их нарушают.


Одним из приоритетных направлений социальной политики государства является усиление адресной поддержки малообеспеченных граждан. Это особая категория населения, требующая постоянного внимания, заботы со стороны органов социальной защиты. Необходимо отметить, что комиссиями, созданными при органах исполнительной власти на местах, регулярно обследуются социально-бытовые условия низко доходных семей, выявляются нуждающиеся в поддержке ветераны, принимается решение о предоставлении социальной помощи на дому.
В 2010 году Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике за оказанные медицинские услуги женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, за осуществление диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни медицинским учреждениям перечислено 52 млн. рублей, на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком - около 188 млн. рублей, на выплату пособия при рождении ребенка неработающим матерям - около 22 млн. рублей. Льготной категории граждан выдано 597 санаторно-курортных путевок, 336 талонов на проезд в автомобильном транспорте к месту лечения и обратно, 974 талона на проезд на железнодорожном транспорте. Выдано технических средств инвалидам для реабилитации на сумму около 50 млн. рублей, изготовлено 845 протезно-ортопедических протезов верхних и нижних конечностей, ортезов, 3140 полупар ортопедической обуви, пострадавшим на производстве выдано 12 автомобилей.
В то же время вопрос всеобщей доступности и качества социальных услуг в республике остается далеко не решенным. Среди основных причин этого - достаточно значительная численность нуждающихся в этих услугах, слабое развитие учреждений социального обслуживания, недостаточное финансирование деятельности действующих учреждений, слабая материально-техническая база, нехватка квалифицированных кадров. Только официально в очереди на социальное обслуживание в настоящее время стоит около 350 человек, более ста человек нуждаются в помещении их в дома-интернаты психоневрологического типа. Поэтому Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству труда и социального развития, Министерству здравоохранения необходимо безотлагательно уделить пристальное внимание вопросам развития и совершенствования материально-технической базы учреждений социального обслуживания, приведение имеющихся в соответствие современным нормам и требованиям, обеспечить безусловное выполнение Комплексной программы социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2015 г.г. по этим направлениям.
С 01 января 2010 года в республике отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, натуральные скидки на их оплату были заменены денежными выплатами в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Как всегда, так называемая "монетизация" льгот в начале года привела к неразберихе, путанице и недовольству граждан качеством предоставления данной услуги. Неоправданно большие очереди в отделениях связи и банках, задержка выплат, ошибки в расчетах начисления причитающихся льготнику сумм привели к резкому скачку жалоб и заявлений в адрес Уполномоченного по правам человека. "Монетизация" жилищно-коммунальных услуг коснулась в общей сложности более 160 тысяч человек. За 2010 год воспользовались правом на получение субсидии более 7 тысяч семей, средний размер субсидий на одну семью составил 1385 рублей. На эти цели из федерального и республиканского бюджетов потрачено более 690 млн. рублей.
Необходимо отметить, что все возникающие у населения вопросы и замечания удавалось решить положительно и в кратчайшие сроки в ходе переговоров с руководителями учреждений, отвечающих за предоставление социальных услуг.
Так, в адрес Уполномоченного по правам человека обратилась жительница города Черкесска Елена К. с просьбой о выяснении правильности начисления компенсации за коммунальные услуги и организации ее своевременной доставки. В ходе выяснения возникшей ситуации было установлено, что с 01.01.2010 года, льготы, предоставляемые при оплате коммунальных услуг, стали выплачиваться в виде компенсации. При этом гражданин, пользующийся льготами, сам выбирает способ доставки. Заявителем был выбран способ доставки через ФГУП "Почта России". Из-за различных недоразумений при взаимодействии с Управлением социальной защиты населения города Черкесска действительно происходили сбои в правильности начисления и доставки компенсации.
В ходе рассмотрения данного вопроса с работниками Управления социальной защиты населения города Черкесска удалось выяснить всю картину происходящего, восстановить сумму недовыплаченных денег, нормализовать доставку компенсации в необходимых по закону объемах.
Заявитель был удовлетворен результатами рассмотрения обращения.
Таким образом, напряжения, возникающие из-за перебоев с доставками, были сняты, поток жалоб заметно сократился, в настоящее время не наблюдается очередей за получаемой гражданами субсидией.
Бывают и другого рода недоразумения, требующие вмешательства не только Уполномоченного по правам человека, но и Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики. Дагужей Сахатович Т. не согласившись с порядком начисления его семье компенсации за предоставление коммунальных услуг, как реабилитированному от политических репрессий, обратился к Уполномоченному по правам человека с просьбой разобраться в правомерности действий сотрудников Управления социальной защиты населения города Черкесска. Как установлено в ходе разбирательства, при исчислении суммы компенсации заявителю сотрудники Управления социальной защиты населения города Черкесска руководствовались письмом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 10.12.2009 года № 1972, предусматривающим, что к членам семьи гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, относятся совместно проживающие с ним супруг, родители и дети (усыновители и усыновленные), а также иные лица, признанные в законном порядке членами его семьи, то есть исключительно по решению суда. На основании этого льгота предоставлялась на состав семьи, состоящей из двух человек, а не из пяти. Чтобы устранить всякую возможность разночтения в части понятия членов семьи Уполномоченный обратился в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, которое постановлением от 03 июня 2010 года № 110 дало разъяснение, что к членам семьи реабилитированного лица следует относить супругов, родителей и детей (усыновителей и усыновленных), а также иных лиц, связанных с реабилитированным родством и (или) свойством, которые совместно проживают с реабилитированным и имеют регистрацию по месту жительства и регистрации реабилитированного и ведут с ним совместное хозяйство. Это позволило устранить имеющееся противоречие, восстановить заявителя в правах.
Решение вопросов соблюдения социальных прав граждан, обеспечение отдельных категорий граждан ежемесячными денежными выплатами, а также мерами социальной поддержки в натуральном выражении должны стать одной из главных задач органов исполнительной власти всех уровней, обеспечив принцип социальной справедливости.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы сказать, что проведенный анализ соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории республики, статистика обращений к Уполномоченному, а также оценка результатов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления позволяют охарактеризовать положение с соблюдением прав и основных свобод человека в Карачаево-Черкесской Республике в 2010 году как удовлетворительное.
Уполномоченный отмечает готовность должностных лиц органов власти республики, местного самоуправления, а также руководителей предприятий и организаций к сотрудничеству при решении вопросов восстановления нарушенных прав и свобод наших граждан и оказания помощи по конкретным вопросам, поставленным в заявлениях и обращениях жителей республики.
Однако, при обращении граждан с аналогичными вопросами непосредственно в органы или учреждения, минуя Уполномоченного, их проблемы не всегда решаются положительно. В частности, это касается вопросов получения средств реабилитации, лекарственных препаратов, госпитализации и устройства в медицинские и социальные учреждения, решения вопросов связанных с жильем, особенно находящегося в аварийном состоянии, а также в зоне происходящих техногенных процессов.
Безусловно, многие проблемы требуют своего урегулирования на федеральном уровне, в том числе путем внесения изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство, однако, большинство подлежит решению на местном уровне.
Уполномоченный в своем докладе обозначил ряд проблем, связанных с нарушением прав и свобод наших граждан и требующих устранения и пересмотра отношения к выполнению своих обязанностей должностными лицами в соответствии с действующим законодательством. Надеюсь, что органы власти Республики примут их во внимание и учтут в своей работе.

Уполномоченный по правам человека
в Карачаево-Черкесской Республике
В.В. Титаренко




Официальная публикация в СМИ:
"День Республики", № 117-118(18258), 16.06.2011, № 119-120(18260), 21.06.2011


Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике "Общая оценка ситуации с соблюдением прав граждан в Карачаево-Черкесской Республике в 2010 году"

1. Введение
2. Общая оценка ситуации с соблюдением прав граждан в Карачаево-Черкесской Республике
3. О соблюдении личных гражданских прав на территории Карачаево-Черкесской Республики
4. О соблюдении прав несовершеннолетних, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Улучшения положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-реабилитационная работа с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
5. Право граждан на жилище
6. О соблюдении социальных прав граждан
7. Заключение

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru