Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 сентября 2010 г. по делу № А14-5614-2010/183/26

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 09 сентября 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2010 г.
Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - Управление Росимущества, заявитель) обратились в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра, ответчик) по удостоверению кадастровой выписки в отношении лесного участка Гремяченского лесничества с кадастровым номером <...> в части его отнесения к категории земель населенных пунктов; а также обязании Управления Росреестра и Федерального государственного учреждения "З" по Воронежской области (далее - ФГУ "З" по Воронежской области) в отношении лесного участка Гремяченского лесничества с кадастровым номером <...> внести в Государственный кадастр недвижимости следующие изменения: земли населенных пунктов изменить на категорию - земли лесного фонда (с учетом уточнений).
Представитель ФГУ "З" по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело слушалось в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 02.09.2010 г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 09.09.2010 г.
Из материалов дела следует:
19.03.2010 г. территориальным управлением Росимущества в Воронежской области была кадастровая выписка из государственного кадастра недвижимости № <...> от 19.03.2010 г. о земельном участке, расположенном по адресу: <...>, общей площадью 9 000 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов".
Управление Росимущества, полагая, что указание в кадастровой выписке в отношении указанного земельного участка, относящегося к категории земель лесного фонда, такой категории земель как "земли населенных пунктов", является незаконным и нарушает права и законные интересы Российской Федерации как собственника земельного участка, обратилось в суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на земли, а также земельные участки, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статья 19 Лесного кодекса РФ 1997 года (в редакции, действовавшей на момент регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок) к федеральной собственности относила лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны. Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 ФЗ от 04.12.2006 г. № 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 71 Конституции РФ федеральная государственная собственность и управление ею находится в ведении Российской Федерации.
В силу ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения осуществляется только собственником земельного участка.
Состав земель в Российской Федерации определен статьей 7 Земельного кодекса РФ.
Земли лесного фонда и земли населенных пунктов относятся к различным категориям по своему целевому назначению. При этом, землями лесного фонда признаются лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (часть 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ); землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (части 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ).
14.12.2005 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись № <...> о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, расположенный по адресу: <...>, площадь 0,9 га.
При этом в качестве наименования объекта регистрации в ЕГРПН указанный земельный участок значится как участок лесного фонда, а документы-основания возникновения права собственности - ст. 19 Лесного кодекса РФ.
Действующим законодательством предусмотрена возможность осуществления перевода земель из одной категории в другую, в том числе земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности.
Однако, согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон № 172-ФЗ). Согласно положениям указанного закона для осуществления перевода земель из одной категории в другую требуется, в числе прочего, согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Кроме того, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается лишь в строго ограниченных случаях, предусмотренных ст. 11 Закона № 172-ФЗ, а также в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий".
Однако, в материалы дела не представлено доказательств перевода спорного земельного участка кадастровый номер <...> из категории земель: "земли лесного фонда" в категорию: "земли населенных пунктов" с соблюдением вышеуказанного порядка перевода земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отнесение спорного земельного участков к категории земель населенных пунктов до их перевода в данную категорию в установленном законом порядке противоречит законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющий государственный кадастровый учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Статья 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" устанавливает, что право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса РФ, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, созданной в установленном Правительством Российской Федерации порядке и объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Таким образом, с учетом документального подтверждения наличия в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на момент осуществления кадастрового учета спорного земельного участка, записи о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок лесного фонда Гремяченского лесничества, с указанием в ЕГРПН в качестве наименования объекта регистрации - участок лесного фонда, отнесение данного земельного участка к категории земель - "земли населенных пунктов". А также удостоверение кадастровой выписки в отношении земельного участка Российской Федерации с указанием в качестве категории земель - "земли населенных пунктов" не соответствует действующему законодательству.
Однако, в соответствии со статьями 197, 198 АПК РФ ненормативные правовые акты, решения, и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: оспариваемый акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан и организаций.
В судебном заседании представителем заявителя в материалы дела представлена кадастровая выписка из государственного кадастра недвижимости № <...> от 07.09.2010 г. о земельном участке, расположенном по адресу: <...>, общей площадью 9 000 кв. м, категория земель - "земли лесного фонда".
Таким образом, на момент рассмотрения судом настоящего заявления ответчиками добровольно устранены нарушения прав заявителя, а именно в Государственный кадастр недвижимости в отношении спорного участка внесены изменения в части указания категории земель: земли населенных пунктов изменены на категорию - земли лесного фонда.
Поскольку на момент рассмотрения судом настоящего заявления ответчиками устранены допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, предмет спора по настоящему делу отсутствует, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.09.2010 по делу № А14-5614-2010/183/26
Суд отказал в удовлетворении требований ТУФА УГИ об обязании Управления Росреестра по ВО и ФГУ "З" по ВО в отношении лесного участка внести в Государственный кадастр недвижимости следующие изменения: земли населенных пунктов изменить на категорию - "земли лесного фонда" в связи с тем, что в материалах дела не представлено доказательств перевода спорного земельного участка из категории земель "земли лесного фонда" в категорию "земли населенных пунктов" с соблюдением установленного порядка перевода земель лесного фонда в земли иных категорий.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru