Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2011 г. по делу № А12-2133/2011

Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 16 мая 2011 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Пономаревой Елены Викторовны,
судей Наумовой Марины Юрьевны, Романова Сергея Петровича,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.,
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры Волгоградской области - Павлова Е.Н., помощник прокурора, удостоверение ТО № 075892;
от Главы Администрации Волгоградской области - Я., старший консультант, доверенность <...>;
от Администрации Волгоградской области - Я., старший консультант, доверенность <...>;
от государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" - Ж., представитель по доверенности <...>; Т., представитель по доверенности <...>;
от Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области - О., старший консультант, доверенность <...>;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению прокуратуры Волгоградской области (ОГРН 1023400323560, ИНН 3444048120) к Главе Администрации Волгоградской области о признании нормативного правового акта недействующим в части, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Волгоградской области (ОГРН 10234003444547, 3444051965), государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности", Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области,

установил:

Прокуратура Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Главе Администрации Волгоградской области о признании недействующими пунктов 2.1 - 2.3, 3.1, абзацев 1, 3 - 10 пункта 3.2, пунктов 3.3, 4.1 - 4.4, раздела 5 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, абзаца 8 пункта 2.2 Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области, утвержденных постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" в действующей редакции, как несоответствующих Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Впоследствии, в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель в судебном заседании уточнил свои требования, просит признать недействующими пункты 2.1 - 2.3, 3.1, абзацы 1, 3 - 10 пункта 3.2, пункты 3.3, 4.1 - 4.4, раздел 5 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, абзац 8 пункта 2.2 Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области, утвержденных постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" в действующей редакции, как несоответствующие Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в участию в деле привлечены Администрация Волгоградской области, государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности", Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области.
В судебном заседании прокуратура Волгоградской области заявленные требования поддерживает.
Представитель Главы Администрации Волгоградской области, Администрации Волгоградской области, ссылаясь на доводы, приведенные в отзыве на заявление, полагает заявленные требования неправомерными и не подлежащими удовлетворению.
Присутствующие в судебном заседании представители государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности", Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области против удовлетворения требований заявителя возражают.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон и заинтересованных третьих лиц, суд считает, что требования прокуратуры Волгоградской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении Пленума от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Главой Администрации Волгоградской области принято постановление от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области", которое опубликовано в газете "Волгоградская правда" № 174 от 20.09.2006.
Постановлениями Главы Администрации Волгоградской области от 06.09.2007 № 1603, от 14.07.2008 № 887, от 16.09.2008 № 1229, от 29.12.2009 № 1579, от 04.08.2010 № 1219 в постановление от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" внесены изменения и дополнения.
Указанные постановления опубликованы в газетах "Волгоградская правда" № 175 от 19.09.2007, № 130 от 23.07.2008, № 175 от 24.09.2008, № 4 от 13.01.2010, № 146 от 11.08.2010.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 29.12.2010 № 1990 в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" внесены изменения, а именно Положение о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, Состав совета по энергосбережению Волгоградской области, Положение о Совете по энергосбережению Волгоградской области изложены в новой редакции согласно приложениям 1, 2, 3.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 29.12.2010 № 1990 опубликовано в газете "Волгоградская правда" № 2 - 3 от 12.01.2011.
Согласно подпунктам 65 - 66 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение следующих вопросов: утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; осуществления регионального государственного контроля за соответствием жилых домов, многоквартирных домов в процессе их эксплуатации установленным законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Статьей 7 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. К таким полномочиям, в частности, относятся: проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из данного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 39 Закона Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД, а не статья 40.

Согласно пункту 3 статьи 7 и статье 40 Закона Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД "Устав (Основной закон) Волгоградской области" глава Администрации Волгоградской области входит в систему органов государственной власти Волгоградской области и издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, так как обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим решением.
Поскольку оспариваемый прокурором нормативный правовой акт является частью правового регулирования в области электроэнергетики, данное дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, за счет внебюджетных источников государственным учреждением Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" открывается в банке специальный счет (далее именуется - специальный счет энергосбережения), на котором аккумулируются целевые средства.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П, именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности не обеспечивает единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона, установленного статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем пункт 2.1 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, не отвечает требованиям определенности, ясности и не обеспечивает его единообразного понимания и толкования всеми правоприменителями. Имеющаяся в тексте данного пункта формулировка позволяет буквально распространять ее действие только на юридические лица. Такое толкование делает невозможным получение финансирования на мероприятия по энергосбережению из средств, находящихся на специальном счете, иными участниками экономических отношений.
Из содержания пункта 2.2 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, следует, что целевые средства формируются за счет: денежных средств, безвозмездно передаваемых физическими лицами и организациями, в том числе иностранными инвесторами; денежных средств, возвращаемых контрагентами по заключенным на возвратной основе договорам о финансировании мероприятий по энергосбережению.
Согласно пункту 2.3 вышеуказанного Положения на специальном счете энергосбережения должны находиться только целевые средства.
Статьей 7 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесены проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации; осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В части 1 статьи 27 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены следующие направления, по которым может осуществляться государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов); содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность; содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности; поддержка региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих, в частности, достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности; реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, для обеспечения их в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей, при установлении запрета или ограничения производства и оборота аналогичных по цели использования товаров, результатом использования которых может стать непроизводительный расход энергетических ресурсов; содействие в осуществлении образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и информационной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; иные предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности направления.
В части 2 статьи 27 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ предусмотрены такие возможные формы осуществления государственной поддержки инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, как применение мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с пунктами 65, 66 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в данной сфере отнесено лишь решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; осуществления регионального государственного контроля за соответствием жилых домов, многоквартирных домов в процессе их эксплуатации установленным законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Кроме Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" сфера правоотношений в области электроэнергетики регулируется Федеральными законами от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 30.12.2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Однако указанные правовые акты не относят к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации ведение самостоятельной деятельности по заключению на возвратной основе договоров о финансировании мероприятий по энергосбережению с зачислением их на специальные счета.
Приведенные положения федерального законодательства не предусматривают иного механизма финансирования мероприятий по энергосбережению за счет ранее сформированных внебюджетных средств кроме как посредством их включения в качестве мероприятий в региональную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ предусматривает, что региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать требованиям к таким программам, установленным данной статьей, и требованиям, утвержденным Правительством Российской Федерации.


Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" содержится Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Исходя из анализа указанных положений федерального законодательства целевые средства, полученные с применением регулируемых тарифов, допускается использовать только в качестве внебюджетного источников для выполнения мероприятий утвержденных региональных программ.
В целях реализации на территории Волгоградской области Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Администрации Волгоградской области от 26.07.2010 № 347-п утверждена и действует Долгосрочная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоградской области на 2010 - 2020 годы.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 13.10.2008 № 88-п утвержден Порядок разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ, которым определена процедура подготовки и внесения предложений для включения в программу в качестве ее мероприятий, уполномоченные на это лица.
Согласно пункту 2.1 названного Порядка инициаторами решения проблем программными методами на областном уровне могут выступать Глава Администрации Волгоградской области и Волгоградская областная Дума. Предложения о программной разработке проблемы с обоснованиями направляются в Комитет экономики Администрации области, а предложения о программной разработке научно-технических проблем гражданского назначения направляются также в управление науки, промышленности и ресурсов аппарата Главы Администрации области.
Предложения о программной разработке проблемы должны содержать в числе прочих предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществить для решения проблемы, возможные сроки их реализации, потребность в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения (федеральный бюджет, областной бюджет, местный бюджет и внебюджетные средства) (пункт 2.3).
Глава Администрации области на основе представленных предложений своим распоряжением принимает решение о подготовке соответствующей целевой программы, сроках и стоимости ее разработки, определяет государственного заказчика (пункт 2.5).
Государственный заказчик несет ответственность за своевременную и качественную подготовку целевой программы, а после ее утверждения осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, несет ответственность за реализацию целевой программы; по мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком программы и предприятиями, организациями; заключает договоры, регламентирующие имущественные права Волгоградской области и других лиц, участвующих в реализации целевой программы, на создаваемое (приобретаемое) в ходе ее выполнения имущество (пункт 3.1).
Целевая программа утверждается постановлением Администрации Волгоградской области (пункт 5.1).
Допускается со финансирование областной целевой программы из внебюджетных источников, средств юридических и физических лиц, заинтересованных в реализации областной целевой программы или ее частей (пункт 6.1).
Вместе с тем пунктом 3.1 оспариваемого Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, предусмотрено, что Совет по энергосбережению Волгоградской области, действующий на основании Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области, согласовывает мероприятия по энергосбережению, определяет размеры целевых средств, направляемых на финансирование этих мероприятий, и возмездность (безвозмездность) их предоставления, утверждает отчет государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" по управлению целевыми средствами.
Данные полномочия Совета по энергосбережению детализируются в пунктах 3.2, 4.1 - 4.4 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области. Аналогичная норма содержится также в абзаце 8 пункта 2.2 Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области (приложение 3 к постановлению Администрации области от 15.09.2006 № 1145 в редакции от 29.12.2010 № 1990).
При этом из текста пунктов 3.2, 4.1 - 4.4 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, и абзаца 8 пункта 2.2 Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области не усматривается, реализуются ли указанные полномочия Совета по энергосбережению в рамках подготовки областной целевой программы по энергосбережению либо помимо программы.
В рамках программных мероприятиях согласование Советом по энергосбережению Волгоградской области этих мероприятий, определение объемов финансирования должно осуществляться в соответствии с процедурой, установленной Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденным постановлением Администрации области от 13.10.2008 № 88-п.
Однако пункт 3.1, абзацы 1, 3 - 10 пункта 3.2, пункты 4.1 - 4.4 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, не соответствуют Порядку разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ.
При этом ни государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" ни Совет по энергосбережению в силу положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не обладают полномочиями по организации и проведению иных, кроме программных, мероприятий, по энергосбережению, сопряженных с финансовыми обязательствами.
Согласно абзацу 8 пункта 3.2 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" уполномочено выступать в суде в качестве истца или ответчика при рассмотрении споров, связанных с формированием и использованием целевых средств, в том числе обращаться в суд с требованием о взыскании отчислений, включенных до 1 января 2011 года в структуру цен (тарифов) на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пункту 5 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, отчисления, включенные до 1 января 2011 года в структуру цен (тарифов) на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Волгоградской области, подлежат перечислению на специальный счет энергосбережения в порядке, действовавшем до 1 января 2011 года.
Абзацем 6 статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 № 28-ФЗ "Об энергосбережении" (действовавшего до 27.11.2009) предусматривалось, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Однако Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ "Об энергосбережении" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие: целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.
В части 7 вышеупомянутой статьи установлено, что расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, с даты начала действия Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подлежат прекращению перечисления на специальный счет энергосбережения отчисления организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Следовательно, распространение обязанности по перечислению на специальный счет энергосбережения средств, включенных до 1 января 2011 в структуру цен (тарифов) на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, является необоснованной.
С учетом изложенных обстоятельств пункт 3.3 Положение о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, предусматривающий финансирование государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" за счет целевых средств согласно смете, утверждаемой в установленном порядке, не соответствует Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предоставляют право органам государственной власти создавать государственные учреждения для осуществления определенных управленческих функций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.
Государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" создано постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 19.07.2006 № 878 "О создании государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности".
Из устава государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" не следует, в какой форме создано учреждение. При этом ни Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ни иными федеральными законами не предусмотрено создание автономных учреждений в целях реализации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере энергосбережения.
Пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерации, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ статья 9.7 отсутствует, имеются в виду части 8, 14 статьи 9.2.

В соответствии с частями 8, 14 статьи 9.7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом), и не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с абзацем 3 статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации лицевые счета для учета операций по исполнению бюджета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации, открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации. В Волгоградской области таковым финансовым органом является Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.
Приказом Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области от 01.07.2010 № 161/2 утверждена Инструкция о порядке ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств и исполнения областного бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита областного бюджета Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Инструкции лицевые счета получателей бюджетных средств ведутся Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области в программном комплексе "АПК-Финансы". В числе прочих в Комитете бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области открываются и ведутся: лицевой счет, предназначенный для отражения сведений о сметных назначениях, утвержденных сметой доходов и расходов дополнительного бюджетного финансирования по приносящей доход деятельности, принятие бюджетных обязательств за счет средств дополнительного бюджетного финансирования от приносящей доход деятельности, а также осуществления операций по осуществлению расходов за счет средств дополнительного бюджетного финансирования от приносящей доход деятельности (подпункт 3 пункта 2.1 Инструкции); лицевой счет, предназначенный для учета операций по кассовым поступлениям средств от приносящей доход деятельности, а также операций по перечислению налогов в налоговую систему Российской Федерации и оставшейся части средств от приносящей доход деятельности, в доход областного бюджета (подпункт 5 пункта 2.1 Инструкции).
Таким образом, в Инструкции не предусмотрено открытие и ведение специальных счетов.
Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
Суд не может согласиться с доводом ответчика о законности оспариваемого прокурором в части нормативного правового акта со ссылкой на то, что Региональная программа была предметом анализа федеральных органов исполнительной власти, что отражено в Государственной программе Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 27.12.2010 № 2446-р, и при этом в приложении 12 к Региональной программе закреплен перечень мероприятий по энергосбережению, в котором участвует государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности".
В рамках настоящего дела оспаривается постановление Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области", которое не было предметом вышеуказанного анализа федеральных органов.
Указанный довод Администрации Волгоградской области опровергает другой довод Администрации, что оспариваемое постановление не является долгосрочной областной целевой программой.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые положения постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" не соответствуют приведенным законодательным нормам и нарушают права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно возлагают на них обязанность по производству на специальный счете государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" отчислений, включенных до 01.01.2011 в структуру цен (тарифов) на товары и услуги, тогда как с вступлением в силу 27.11.2009 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" им предоставлено право самостоятельно утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и энергоэффективности; ущемляют их права, как потенциальных участников региональной программы по энергосбережению, на получение в большем объеме финансирования на мероприятия по энергосбережению за счет внебюджетных средств, находящихся на специальном счете ввиду расходования целевых средств специального счета на полное финансирование деятельности государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности".
Заявленные прокуратурой требования подлежат удовлетворению.
Статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам в арбитражных судах, освобождаются от уплаты государственной пошлины как истцы и как ответчики. Поэтому вопрос о взыскании по данному делу государственной пошлины арбитражным судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующими и не соответствующими Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации пункты 2.1 - 2.3, 3.1, абзацы 1, 3 - 10 пункта 3.2, пункты 3.3, 4.1 - 4.4, раздел 5 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, абзац 8 пункта 2.2 Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области, утвержденных постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" в действующей редакции.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий судья
Е.В.ПОНОМАРЕВА

Судьи
С.П.РОМАНОВ
М.Ю.НАУМОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 16.05.2011 по делу № А12-2133/2011
<О признании недействующими отдельных положений Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, и абзаца 8 пункта 2.2 Положения о совете по энергосбережению Волгоградской области, утв. постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 15.09.2006 № 1145>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru