Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2011 г. № А54-1692/2011

(извлечение)

Прокуратура Железнодорожного района г. Рязани (далее - административный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СтройАгрегат" (далее - Общество, ООО "СтройАгрегат") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения в помещении, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Первомайский проспект, д. 60. Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Общества в судебном заседании заявленные требования отклонил. Из материалов дела следует, что 27.12.2010 сотрудниками ОБППР и ИАЗ МОБ УВД по г. Рязани в помещении, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Первомайский проспект, д. 60, была проведена проверка, в ходе которой был произведен осмотр помещения, арендуемого ООО "СтройАгрегат", в котором установлены 64 игровых автомата без купюроприемников, подключенные к электросети и находящиеся в рабочем состоянии.
На мониторах данных автоматов отображались меняющиеся символы в нескольких линиях. Движение символов запускается и останавливается игроком. Каждый электронный автомат представляет собой единый блок, состоящий из защитного корпуса, монитора, кнопок, расположенных на передней части автомата. При помощи кнопок происходит управление игрой.
В ходе проверки установлено, что посетителю платная услуга доступа к сети интернет, а также платная услуга доступа к иным функциям персонального компьютера не предоставляется, от организатора лотереи призовой билет, дающий право на участие в проводимой лотерее не выдается, посетителем действия по проведению нанесенных на билет скрытых надписей, рисунков или знаков не производится.
Посетитель заключает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры. На момент осмотра в клубе находилось 11 посетителей, которые самостоятельно путем нажатия на клавиши и изменений ставок на игровом оборудовании производят розыгрыш призового фонда. Для участия в розыгрыше участник приобретает скретч-карту, стоимостью от 100 руб. Уплаченная сумма зачисляется на игровое оборудование в виде баллов (1 балл - 1 рубль).
В случае выигрыша денежные средства выдаются из фонда, сформированного участниками лотереи. Игровое оборудование не изымалось, протокол изъятия вещей и документов не составлялся. Оператор лотерейного клуба ООО "СтройАгрегат" К.С.А. пояснил, что в указанном клубе находятся 65 лотерейных аппаратов и одна электронная рулетка.
На момент проверки осуществлялся розыгрыш лотереи "Выигрывай с нами", организатором которой является ООО "Кристалл". Розыгрыш лотереи осуществляется на указанных лотерейных аппаратах, за период работы оператора с июня 2010 г. лотерейные аппараты не менялись, не вывозились, новые не завозились, на аппараты наклеены стикеры "Развлекательный аттракцион без денежного выигрыша".
Телеграммой, направленной по юридическому адресу Общества (г. Рязань, ул. Интернациональная, д. 22а), общество было уведомлено о необходимости явиться в прокуратуру Железнодорожного района г. Рязани по адресу: г. Рязань, ул. Чкалова, д. 33а, каб. 2 для решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Телеграмма возвращена с отметками об отсутствии учреждения.
28.02.2011 в отсутствие законного представителя ООО "СтройАгрегат" прокурором Железнодорожного района г. Рязани вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
В указанном постановлении сделан вывод о том, что под видом проведения стимулирующей лотереи "Выигрывай с нами!" ООО "СтройАгрегат" в помещении по адресу: г. Рязань, ул. Первомайский проспект, д. 60, осуществляло деятельность по проведению азартных игр с использованием игрового оборудования - 65 игровых автоматов и 1 электронной рулетки без специального разрешения (лицензии).
С целью привлечения ООО "СтройАгрегат" к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением. Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, Арбитражный суд считает, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ, а не Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ.

Статьей 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 244-ФЗ) определено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 данного Закона.
Согласно статье 3 Федерального закона № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Частью 2 статьи 9 Закона № 224-ФЗ определено, что игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Ростовской области и Краснодарского края. В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса. Исходя из системного толкования норм Закона № 244-ФЗ существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон. Таким образом, запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.10.2010 № 5889/10. Согласно протоколу осмотра организации по вопросам соответствия лотерей условиям их проведения и законодательству от 18.02.2011 в помещении по адресу: г. Рязань, ул. Первомайский проспект, д. 60, находилось 65 игровых автоматов и 1 электронная рулетка, у которых отсутствовали средства приема-выдачи денежных знаков или их заменителей. Указанные автоматы были подключены к электросети и находились в рабочем состоянии.
На момент начала осмотра и в его процессе в помещении ООО "СтройАгрегат", расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Первомайский проспект, д. 60, находилось 11 посетителей, которые самостоятельно путем нажатия на клавиши и изменений ставок на игровом оборудовании производят розыгрыш призового фонда. Для участия в розыгрыше участник приобретает скретч-карту, стоимостью от 100 руб. Уплаченная сумма зачисляется на игровое оборудование в виде баллов (1 балл - 1 рубль).
В случае выигрыша денежные средства выдаются из фонда, сформированного участниками лотереи. Как следует из условий лотереи "Выигрывай с нами!", она является бестиражной, стимулирующей. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 "О лотереях" стимулирующей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы, и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Согласно условиям проведения стимулирующей лотереи "Выигрывай с нами!" для того, чтобы стать участником лотереи, лицу необходимо совершить следующие действия: оплатить услугу, с оказанием которой непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, и получить купон с предложением на участие в Лотерее, сопровождающееся изложением настоящих условий: платная услуга доступа к сети Интернет, а также платная услуга доступа к иным функциям персонального компьютера в местах организации указанных услуг Организатором Лотереи, где методом, позволяющим без специальных знаний, установить взаимосвязь оказываемых услуг и проводимой Лотереи, распространяется информация о Лотерее; воспользоваться Услугой и получить от представителя организатора призовой билет, дающий право на участие в проводимой Лотерее; провести действия по выявлению нанесенных на билет скрытых надписей, рисунков или знаков.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (часть 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Арбитражный суд, исследовав и оценив доказательства по делу, пришел к выводу о том, что фактически возможность стать участником лотереи обусловлена внесением наличных денежных средств, после чего с посетителем заключается соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.
Выигрыш определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого оборудования, без участия организатора или его работников. Эти обстоятельства свидетельствуют об использовании Обществом оборудования, которое подпадает под признаки игрового оборудования.
Следовательно, деятельность Общества (по организации игры на электронном оборудовании) не является деятельностью по проведению стимулирующей лотереи, она не отвечает признакам лотереи, поименованным в Федеральном законе от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О лотереях" поскольку организована по принципу азартной игры. Таким образом, ООО "СтройАгрегат" осуществляло деятельность по проведению азартных игр.
В силу части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Порядок и особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регламентируются главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в Арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности.
Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела (часть 2 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ, а не часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Как следует их материалов дела, заявителем факт совершения административного правонарушения был выявлен 18.02.2011, что подтверждается протоколом осмотра организации по вопросам соответствия лотерей условиям их проведения и законодательству от 18.02.2011. Таким образом, срок привлечения Общества к ответственности - до 18.05.2011. В Арбитражный суд Рязанской области заявление прокуратуры Железнодорожного района г. Рязани о привлечении ООО "СтройАгрегат" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поступило 22.04.2011.
В связи с чем, срок для рассмотрения судом материалов дела и принятия решения - до 22.06.2011, с учетом продления срока рассмотрения дела - до 22.07.2011 Судом определение о принятии заявления к производству было принято 29.04.2011, заседание суда назначено на 03.06.2011, т.е. в пределах установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации срока для рассмотрения данной категории дел.
При этом, исходя из смысла действующего законодательства, административный орган, направляя заявление в Арбитражный суд, должен учитывать установленные сроки рассмотрения такой категории дел в арбитражном суде. Из разъяснений, изложенных в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что установленные статьей 4.5 Кодекса сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, может быть объявлена только резолютивная часть принятого решения.
В этом случае Арбитражный суд объявляет, когда будет изготовлено решение в полном объеме, и разъясняет порядок доведения его до сведения лиц, участвующих в деле. Изготовление решения в полном объеме может быть отложено на срок, не превышающий пяти дней.
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения. На момент изготовления решения по настоящему делу (09.06.2011) предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях трехмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса, истек, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что срок давности привлечения к ответственности ООО "СтройАгрегат" истек, заявление прокуратуры Железнодорожного района г. Рязани о привлечении ООО "СтройАгрегат" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворению не подлежит.
Игровое оборудование не изымалось.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления прокуратуры Железнодорожного района г. Рязани о привлечении ООО "СтройАгрегат", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Интернациональная, д. 22а, ИНН 6229040815, ОГРН 1116229000106, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула). На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.06.2011 № А54-1692/2011
<Учитывая, что срок давности привлечения к ответственности истек, заявление прокуратуры о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, удовлетворению не подлежит>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru