Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2011 г. по делу № А29-10488/2010

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2011 года, полный текст решения изготовлен 15 апреля 2011 года
Арбитражный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Василевской Ж.А.
судей Гайдак И.Н., Огородниковой Н.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мишариной Э.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Коми, Отдела культуры Администрации МР "Троицко-Печорский"
о признании пункта 5 решения Совета муниципального образования городское поселение "Троицко-Печорск" от 27.04.2010 № 30/157 "О ставках земельного налога на территории муниципального образования городского поселения "Троицко-Печорск" не соответствующим части 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
при участии в заседании:
от прокурора - Проскурова В.Н. (удостоверение ТО № 061693)
от ответчика - Леконцева Г.А. (представитель по доверенности б/н от 01.03.2011)

установил:

Первый заместитель прокурора Республики Коми и Отдел культуры Администрации муниципального района "Троицко-Печорский" обратились с заявлениями о признании пункта 5 решения Совета муниципального образования городское поселение "Троицко-Печорск" от 27.04.2010 № 30/157 "О ставках земельного налога на территории муниципального образования городского поселения "Троицко-Печорск" не соответствующим части 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Определением суда от 18.03.2011 (л.д. 108 - 109) дела N№ А29-10488/2010 и А29-10843/2010, возбужденные на основании заявлений Первого заместителя прокурора Республики Коми и Отдела культуры Администрации муниципального района "Троицко-Печорский", объединены в одно производство, делу присвоен номер А29-10488/2010.
Отдел культуры Администрации муниципального района "Троицко-Печорский", надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии с положениями ст. ст. 156, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Первый заместитель прокурора Республики Коми (далее по тексту - Прокурор), уточнив обоснование предъявленных требований заявлением от 17.03.2011 (л.д. 59 - 60), на требованиях настаивает, указав, что пункт 5 решения Совета муниципального образования городское поселение "Троицко-Печорск" (далее по тексту - Совет, ответчик) от 27.04.2010 № 30/157 "О ставках земельного налога на территории муниципального образования городского поселения "Троицко-Печорск" не соответствует части 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку определяет момент вступления в силу нормативного акта с 1 июля 2010 года, чем нарушаются права и интересы бюджетных учреждений, финансируемых из местного бюджета городского поселения "Троицко-Печорск", муниципального района "Троицко-Печорский", учебных заведений, финансируемых из республиканского и федерального бюджетов, которым вышеуказанным решением Совета отменена льгота по уплате земельного налога.
Совет муниципального образования городское поселение "Троицко-Печорск", представив письменный отзыв по существу спора (л.д. 35, 51), а также дополнения к нему, требования не признает, считает оспариваемый в части нормативный акт соответствующим части 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", просит в удовлетворении требований отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
27 апреля 2010 года Советом муниципального образования городское поселение "Троицко-Печорск" принято решение № 30/157 "О ставках земельного налога на территории муниципального образования городского поселения "Троицко-Печорск". Решение Совета от 27.04.2010 № 30/157 опубликовано в газете "Заря" 20 мая 2010 года № 62 и обнародовано на стенде в холле второго этажа здания администрации городского поселения "Троицко-Печорск" по адресу: пгт. Троицко-Печорск, ул. Мира, 26, что согласно п.п. 3, 4 ст. 36, п. 2 ст. 39 Устава муниципального образования городского поселения "Троицко-Печорск" (далее Устав) считается официальным обнародованием оспариваемого в части правового акта Совета муниципального образования городское поселение "Троицко-Печорск".
Решением Совета от 27.04.2010 № 30/157 установлены правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере уплаты земельного налога.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с положениями статей 12, 130, 131 Конституции Российской Федерации, нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление есть самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, в частности, через свои, не входящие в систему органов государственной власти, органы по разрешению вопросов местного значения.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с Российской Федерации о налогах и сборах находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п.п. 3 п. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
В соответствии со статьями 15, 76 Конституции РФ, статьями 1, 7, 34 Федерального закона № 131-ФЗ органы и должностные лица местного самоуправления только по вопросам своего ведения и в пределах полномочий принимают (издают) муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 21, подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 24 Устава муниципального образования городского поселения "Троицко-Печорск" предусмотрено, что Совет городского поселения является представительным органом городского поселения, в исключительной компетенции которого находятся вопросы по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов, установлению ставок в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; предоставлению налоговых и социальных льгот гражданам, а также гарантий, компенсаций и надбавок за счет средств муниципального бюджета.
Согласно статье 39 Устава Совет городского поселения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным законодательством, законами Республики Коми, настоящим Уставом, принимает нормативные правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на всей территории городского поселения, оформляемые в виде решений.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 судам разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Судом установлено, что оспариваемый в части правовой акт принят уполномоченным органом, опубликован в официальном печатном издании в газете "Заря" и обнародован в соответствии с требованиями Устава, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, участвующих в отношениях в сфере уплаты земельного налога, рассчитан на неоднократное применение, и, как следствие, является муниципальным нормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в арбитражном суде.
В Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (Кодекса).
Из приведенных норм следует, что вопросы установления земельного налога на территории муниципального образования находятся в компетенции органов местного самоуправления, а оспариваемый в части по настоящему делу нормативный правовой акт принят Советом муниципального образования в пределах предоставленных ему полномочий.
На территории городского поселения "Троицко-Печорск" земельный налог на 2010 год был установлен и введен в действие решением Совета городского поселения от 01.11.2007 № 24/123 "Об установлении земельного налога" в редакции решений Совета № 4/22 от 20.06.2008, № 17/103 от 06.07.2009, в пункте 4.1 которого предусмотрено, что от уплаты налогов освобождаются: граждане пожилого возраста, получающие трудовые пенсии по старости или за выслугу лет, которым предоставлены земельные участки под садоводство, огородничество, личное подсобное хозяйство, сенокошение, пастбище, для обслуживания жилого дома, а также дачное хозяйство; бюджетные учреждения, финансируемые из местного бюджета городского поселения "Троицко-Печорск", муниципального района "Троицко-Печорский"; учебные заведения, финансируемые из республиканского и федерального бюджетов.
27 апреля 2010 года Советом городского поселения "Троицко-Печорск" принято решение № 30/157 "О ставках земельного налога на территории муниципального образовании городского поселения "Троицко-Печорск", согласно которому из списка льготников по земельному налогу исключены бюджетные учреждения, финансируемые из местного бюджета городского поселения "Троицко-Печорск" и учебные заведения, финансируемые из республиканского и федерального бюджетов, а также в пункте 5 которого указано, что настоящее решение вступает в силу с 01 июля 2010 года.
Пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 42 Устава муниципального образования городского поселения "Троицко-Печорск" также предусмотрено, что нормативные правовые акты Совета городского поселения о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей.
В Налогового кодекса Российской Федерации определено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Решение Совета городского поселения "Троицко-Печорск" от 27.04.2010 № 30/157, которым сужен круг налогоплательщиков, имеющих возможность воспользоваться налоговой льготой, является актом законодательства о налогах и сборах, ухудшающим положение налогоплательщиков. Следовательно, данный нормативный акт обратной силы не имеет.
В соответствии с Постановления Пленума ВАС РФ № 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что такой акт вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Учитывая, что налоговым периодом по земельному налогу в силу положений ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации является календарный год, то моментом вступления в законную силу решения Совета городского поселения "Троицко-Печорск" № 30/157 от 27.04.2010 является первое число очередного налогового периода, т.е. 01.01.2011.
Ссылка ответчика на утрату юридической силы оспариваемого в части нормативного правового акта, поскольку с 01.01.2011 на территории муниципального образования земельный налог установлен решением Совета городского поселения "Троицко-Печорск" от 29.11.2010 № 38/195, в связи с чем, производство по делу надлежит прекратить, судом не принимается по следующим основаниям.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Информационного письма от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом согласно разъяснениям, данным в Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О, положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со и данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, - утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим фактом (абз. 6 п. 3.2 указанного определения).
Судом установлено, что при подаче заявления по настоящему делу прокурор выступил в защиту неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку принятие оспариваемого решения повлекло нарушение прав налогоплательщиков, в том числе, заявителя по делу, а именно, бюджетных учреждений, финансируемых из местного бюджета городского поселения "Троицко-Печорск" и учебных заведений, финансируемых из республиканского и федерального бюджетов муниципального образования в части надлежащего использования предоставленной решением Совета городского поселения от 01.11.2007 № 24/123 "Об установлении земельного налога" в редакции решений Совета № 4/22 от 20.06.2008, № 17/103 от 06.07.2009 льготы до конца налогового периода в силу требований ст. 57 Конституции Российской Федерации и положений Налогового кодекса Российской Федерации, а также нарушение установленного порядка вступления в силу нормативного правового акта налогового законодательства.
В соответствии со ст. 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Таким образом, закон не обязывает суд принимать решение о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью, в том случае, если оспариваются отдельные положения нормативного правового акта либо если признаны не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отдельные положения оспариваемого нормативного правового акта.
На основании изложенного, суд считает, что пункт 5 решения Совета муниципального образования городское поселение "Троицко-Печорск" от 27.04.2010 № 30/157 "О ставках земельного налога на территории муниципального образования городского поселения "Троицко-Печорск" следует признать не соответствующим части 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не действующим в указанной части.
В соответствии со ст. ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании п.п. 1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать пункт 5 решения Совета муниципального образования городское поселение "Троицко-Печорск" от 27.04.2010 № 30/157 "О ставках земельного налога на территории муниципального образования городского поселения "Троицко-Печорск" не соответствующим части 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не действующим.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Ж.А.ВАСИЛЕВСКАЯ

Судьи
И.Н.ГАЙДАК
Н.С.ОГОРОДНИКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.04.2011 по делу № А29-10488/2010
<О признании недействующим пункта 5 решения Совета городского поселения "Троицко-Печорск" от 27.04.2010 № 30/157 "О ставках земельного налога на территории муниципального образования городского поселения "Троицко-Печорск".>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru