Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ингушетия


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2010 г. № 2-О

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ПО ЗАПРОСУ ГРУППЫ
ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ ОТ 16 ДЕКАБРЯ
2009 ГОДА № 60-РЗ "О РЕСПУБЛИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ НА 2010 ГОД"

Конституционный Суд Республики Ингушетия в составе Председателя А.К. Гагиева, судей И.Б. Доскиева и И.М. Евлоева,
с участием: заявителей - депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия Албогачиева Р.Ш., Гагиева Р.М., Дзаурова М.О. и Могушкова Ш.Х., полномочного представителя Президента Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия Бештоева Р.М., полномочного представителя Правительства Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия Костоевой П.М., представителя Министерства финансов Республики Ингушетия Чапанова М.Р.,
руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 96 Конституции Республики Ингушетия, подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3, статьями 34, 80, 81, 82 и 83 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Закона Республики Ингушетия от 16 декабря 2009 года № 60-РЗ "О республиканском бюджете на 2010 год".
Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия в составе Татриева М.Б., Могушкова Ш.Х., Албогачиева Р.Ш., Костоева Ю.Б., Дзаурова М.О., Орцханова Х.А., Амриевой М.С., Белхороева Я.К., Алиева М.Ж., Гагиева Р.М. о проверке конституционности Закона Республики Ингушетия от 16 декабря 2009 года № 60-РЗ "О республиканском бюджете на 2010 год".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Ингушетия Закон Республики Ингушетия от 16 декабря 2009 года № 60-РЗ "О республиканском бюджете на 2010 год", в той мере, в какой он не предусматривает увеличение (индексацию) размеров окладов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия, с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации.
Заслушав сообщение судьи-докладчика И.М.Евлоева, объяснения представителя заявителей - депутата Народного Собрания Республики Ингушетия Дзаурова М.О., выступления полномочного представителя Президента Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия Бештоева Р.М., полномочного представителя Правительства Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия Костоевой П.М. и приглашенного к участию в заседании представителя Министерства финансов Республики Ингушетия Чапанова М.Р., исследовав представленные документы и иные материалы дела, Конституционный Суд Республики Ингушетия

установил:

1. Закон Республики Ингушетия "О республиканском бюджете на 2010 год" принят Народным Собранием Республики Ингушетия 12 декабря 2009 года и подписан Президентом Республики Ингушетия 16 декабря 2009 года, опубликован в газете "Ингушетия" 24 декабря 2009 года. Законом Республики Ингушетия от 20 февраля 2010 года № 7-РЗ, опубликованным в газете "Ингушетия" 13 марта 2010 года, в него внесены изменения и дополнения.
По мнению заявителей, данный Закон противоречит части 3 статьи 36 Конституции Республики Ингушетия, в соответствии с которой каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. По утверждению заявителей, в развитие этой нормы Конституции Республики Ингушетия частью 8 статьи 14 Закона Республики Ингушетия от 30 ноября 2005 года № 45-РЗ "О государственной гражданской службе Республики Ингушетии" и статьей 9 Закона Республики Ингушетия от 28 февраля 2007 года № 6-РЗ "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия" установлено, что размеры окладов денежного содержания ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом Республики Ингушетия о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в части 12 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Принятие закона о республиканском бюджете на 2010 год без учета перечисленных норм федерального и республиканских законов нарушает положение части 3 статьи 36 Конституции Республики Ингушетия о справедливом вознаграждении за труд.
Согласно части третьей статьи 70 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" Конституционный Суд Республики Ингушетия принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является Закон Республики Ингушетия от 16 декабря 2009 года № 60-РЗ "О республиканском бюджете на 2010 год" (далее - Закон Республики Ингушетия № 60-РЗ) в редакции Закона Республики Ингушетия от 20 февраля 2010 года № 7-РЗ, только в той мере, какой им не предусмотрено увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия, с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации.
2. В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" законодательство о государственной службе в Российской Федерации относится к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
В силу частей второй и пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относено решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Республика Ингушетия вправе осуществлять правовое регулирование в указанной сфере в соответствии с федеральными законами.
3. В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Республики Ингушетия каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Исходя из этой нормы, государство обязано принимать меры, направленные на обеспечение справедливого вознаграждения работников за труд. При этом предусмотрено установление минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.
Вместе с тем, статья 36 Конституции Республики Ингушетия непосредственно не регулирует вопрос, связанный с увеличением (индексацией) размеров окладов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы. Нормы республиканских законов, предусматривающие увеличение (индексацию) размеров окладов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности, и государственных гражданских служащих Республики Ингушетия с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации, приняты не в соответствии с указанной статьей Конституции Республики Ингушетия, поскольку не касаются вопроса справедливого вознаграждения за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Указанные положения республиканских законов основаны на части 12 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Таким образом, заявители фактически оспаривают Закон Республики Ингушетия № 60-РЗ не на предмет соответствия Конституции Республики Ингушетия, а в связи с тем, что вопреки положениям части 12 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", части 8 статьи 14 Закона Республики Ингушетия "О государственной гражданской службе Республики Ингушетии" и статьи 9 Закона Республики Ингушетия "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия" в нем не содержится норм, предусматривающих увеличение (индексацию) размеров окладов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности, и государственных гражданских служащих Республики Ингушетия с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации.
Однако, в соответствии со статьей 3 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" проверка соответствия республиканского закона федеральному закону и иным республиканским законам не относится к полномочиям Конституционного Суда Республики Ингушетия.
Согласно статье 65 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" Конституционный Суд Республики Ингушетия прекращает производство по делу в случае, если в ходе заседания будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом или не вступившим в силу договором Республики Ингушетия, конституционность которых предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции Республики Ингушетия или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. В связи с этим производство по настоящему делу подлежит прекращению.
4. Конституция Республики Ингушетия согласно ее статье 7 (часть 1) имеет высшую юридическую силу в системе нормативных правовых актов Республики Ингушетия, а ее нормы - прямое действие на всей территории Республики Ингушетия. В соответствии с частью 2 указанной статьи законы Республики Ингушетия, изданные по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Ингушетия не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Статьями 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации к числу основных государственных гарантий по оплате труда работников отнесены меры по обеспечению повышение уровня реального содержания заработной платы, к числу которых относится и индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В отношении государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации обязанность индексации денежного содержания закреплена в части 12 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Отсутствие в Конституции Республики Ингушетия нормы, предусматривающей индексацию денежного содержания лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия, не освобождает органы государственной власти Республики Ингушетия от обязанности принимать необходимые меры, направленные на реализацию требований соответствующих федеральных и республиканских законов.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Исходя из изложенного, Правительству Республики Ингушетия при подготовке проекта закона Республики Ингушетия о республиканском бюджете на очередной финансовый год надлежит с учетом требования части 12 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" обеспечить реализацию положений Закона Республики Ингушетия "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия", предусматривающих увеличение (индексацию) размеров окладов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия, с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации.
Народному Собранию Республики Ингушетия в целях обеспечения соблюдения принципа конституционной законности, закрепленного в статье 7 Конституции Республики Ингушетия, при рассмотрении и принятии республиканского закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год необходимо обеспечить правовое регулирование вопроса увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия, с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации.
Приведенная правовая позиция не исключает правомочие Народного Собрания Республики Ингушетия и Правительства Республики Ингушетия по инициированию и внесению изменений в Закон Республики Ингушетия "О республиканском бюджете на 2010 год" с целью увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия, с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в республиканский бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов республиканского бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 6, 65, 75 и 83 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия", Конституционный Суд Республики Ингушетия

определил:

1. Прекратить производство по делу о проверке конституционности Закона Республики Ингушетия от 16 декабря 2009 года № 60-РЗ "О республиканском бюджете на 2010 год".
2. Настоящее определение Конституционного Суда Республики Ингушетия окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее определение подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Ингушетия.

Председатель
Конституционного Суда
Республики Ингушетия
А.К.ГАГИЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Конституционного Суда РИ от 20.05.2010 № 2-О
"О прекращении производства по делу по запросу группы депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия о проверке конституционности Закона Республики Ингушетия от 16 декабря 2009 года № 60-РЗ "О республиканском бюджете на 2010 год"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru