Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 марта 2010 г. по делу № А03-11735/2009

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 1 марта 2010 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи С., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Б", г. Барнаул, к муниципальному унитарному предприятию "У" Центрального района г. Барнаула, о взыскании 70 018 руб. 29 коп.,
При участии представителей сторон:
от истца: Л. по доверенности от 30.12.2009 г.;
от ответчика: Б. по доверенности от 11.09.2009 г.;

установил:

открытое акционерное общество "Б", г. Барнаул, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к муниципальному унитарному предприятию "У" Центрального района г. Барнаула, г. Барнаул, о взыскании 10 000 руб., в том числе: 9 800 руб. - часть суммы задолженности за потребленную в период с 01.06.2009 г. по 31.07.2009 г. электроэнергию и 200 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно, на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, уточнял исковые требования, в конечном итоге просит взыскать с ответчика 70 018 руб. 29 коп., из них: 43 892 руб. 98 коп. долга за потребленную в декабре 2009 г. электроэнергию и 26 125 руб. 31 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исковые требования обоснованы ссылками на статьи 307, 309, 310, 395, 539, 544 Гражданского кодекса РФ и мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по оплате электрической энергии.
Ответчик иск не признал, сославшись на то, что истцом неверно определено количество подлежащей оплате электрической энергии, в силу того, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг. Также считает необоснованным начисление процентов за пользование чужими денежными средствами.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ОАО "Б" в силу своей уставной деятельности осуществляет отпуск электрической энергии потребителям г. Барнаула.
Электроэнергия отпускается также в многоквартирные жилые дома, которые находятся на обслуживании ответчика.
Электрическая энергия, отпускаемая на объекты жилищного фонда, используется для освещения внутридомовых мест общего пользования и работу силовых установок лифтов.
Ответчик в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ является управляющей организацией.
Письменный договор энергоснабжения между сторонами отсутствует. Тем не менее, ответчик ведет учет отпущенной на обслуживаемые им дома электрической энергии, на основании данных которого ему предъявляются к оплате счета-фактуры. Кроме того, им подписаны гарантийные обязательства об оплате электроэнергии, отпущенной жилому фонду.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
При указанных обстоятельствах к отношениям сторон подлежат применению нормы Гражданского кодекса РФ об энергоснабжении (статьи 539 - 548), а также согласно пункту 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ положения Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530.
Согласно пункту 88 Правил собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
По правилам статей 155 и 161 Жилищного кодекса РФ абонентами, приобретающими электрическую энергию в целях предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (собственники, наниматели), являются управляющие организации многоквартирных домов (за исключением непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений), товарищества собственников жилья, жилищных кооператив или специализированный потребительский кооператив.
Наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации (пункты 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).
В пункте 89 Правил закреплено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
При этом внешней границей сетей электроснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 названных Правил).
Часть многоквартирных жилых домов, находящихся на обслуживании ответчика, оборудована общедомовыми приборами учета электрической энергии, часть объектов такими приборами не оборудована.
Количество подлежащей оплате электрической энергии по объектам, оборудованным приборами учета, истцом определено на основании показаний приборов учета, с учетом определенной сторонами в гарантийных обязательствах величины потерь - при установке приборов учета не на границе раздела электросети. По объектам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, количество подлежащей оплате электрической энергии определено истцом по мощности энергопринимающих устройств и числу часов их работы, как предусмотрено разделом 2 гарантийных обязательств.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 307 издано 23.05.2006, а не 26.05.2006.

Ответчик, в свою очередь, предоставил контррасчет, в котором количество подлежащей оплате электрической энергии определил: по объектам, оборудованным общедомовыми приборами учета - по показаниям приборов учета, без учета потерь в сетях; по объектам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, количество подлежащей оплате электроэнергии считает необходимым определять исходя из показаний индивидуальных приборов учета, в соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 г. № 307 (далее Правила № 307).
В целях оказания населению коммунальной услуги по электроснабжению ответчик в силу пунктов 3 и 49 Правил № 307, как исполнитель коммунальных услуг, обязан приобретать у ресурсоснабжающей организации, к которой относится истец, электроэнергию для освещения мест общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых соответствующими органами.
Пунктом 8 Правил № 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, вопрос о методе определения количества потребленной электроэнергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил № 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Определение количества энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречат названным нормам.
Правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по применению в отношениях между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями нормативов потребления определена в Постановлении № 525/09 от 09.06.2009.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно пункту 136 Правил № 530, оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Во исполнение статьи 157 Жилищного кодекса РФ, Постановлений Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и от 13.06.2006 № 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края (далее - Главэкономики) Решением от 25.10.2006 № 10 установлены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.
В решении указано, что при наличии приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления к нормативу потребления следует добавить 7 кВт. ч на 1 человека; в многоквартирном доме, оборудованном лифтом, - 14 кВт. ч на 1 человека.
Составленный истцом расчет подлежащей оплате электрической энергии по объектам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, исходя из мощности энергопринимающих устройств и числа часов их работы, противоречит нормам жилищного законодательства и не может быть признан обоснованным.
Контррасчет ответчика также не может быть признан обоснованным по следующим основаниям.
Индивидуальные приборы учета не учитывают электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 г. № 5290/09, при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и потребителем, объем отпущенной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета. Указанный порядок соответствует п. 8 Правил № 307, предписывающему, что условия договора, заключенного с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам. Применение к отношениям между истцом и ответчиком п. 16 Правил № 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ресурсоснабжающую организацию ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении исполнителя коммунальных услуг. Кроме того, такой подход лишает смысла установки общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг.
Не обоснованным суд находит также исключение ответчиком величины согласованных потерь, поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что общедомовые приборы учета расположены на границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Начисление и сбор денежных средства с населения за жилищно-коммунальные услуги и распределение этих средства между поставщиками услуг осуществляется ООО "В".
Согласно ответу ООО "В" № 01/41 от 14.01.2010 г. на запрос суда, ООО "В" производит начисление за электроснабжение мест общего пользования. Начисление за электроснабжение мест общего пользования осуществляется с применением нормативов потребления и тарифов, установленных Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.
Из представленных в материалы дела оборотно-сальдовых ведомостей ООО "В" (форма № 23) следует, что в период с 01.06.2009 г. по 31.12.2009 г. за энергоснабжение мест общего пользования начислено, с учетом перерасчета, 719 175 руб. 84 коп., в том числе: в июне 2009 г. - 83 442 руб. 13 коп.; в июле 2009 г. - 82 863 руб. 80 коп.; в августе 2009 г. - 95 091 руб. 56 коп.; в сентябре 2009 г. - 99 917 руб. 05 коп.; в октябре 2009 г. - 110 637 руб. 67 коп.; в ноябре 2009 г. - 115 977 руб. 22 коп.; в декабре 2009 г. - 131 246 руб. 41 коп.
Согласно представленному истцом лицевому счету, в период с 13.07.2009 г. по 14.02.2010 г. ответчиком оплачена электрическая энергия на сумму 780 651 руб. 60 коп.
Оплату в указанном размере ответчик признал, что удостоверено подписью представителя ответчика в протоколе судебного заседания.
Платежи, произведенные до 13.07.2009 г., учтены при определении задолженности за потребленную электроэнергию в период с апреля по май 2009 г., взысканную с ответчика решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.08.2009 г. по делу № А03-5094/2009.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что на дату рассмотрения дела задолженность за потребленную в спорный период электрическую энергию отсутствует, поскольку сумма оплаты в период с 13.07.2009 г. по 14.02.2010 г. превышает сумму начислений за потребленную в период с июня по декабрь 2009 г. электрическую энергию, при надлежащем способе определения количества электрической энергии.
Кроме того, истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму задолженности за потребленную электрическую энергию, взысканную с ответчика в пользу истца решениями Арбитражного суда Алтайского края от 03.07.2008 г. по делу № А03-4965/2008 и от 05.08.2009 г. по делу № А03-5094/2009.
За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (ч. 1 ст. 395 ГК РФ).
За просрочку оплаты истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 26 125 руб. 31 коп. за период с 04.07.2008 г. по 14.02.2010 г. исходя из ставки рефинансирования Центробанка РФ 9%. Проценты начислены в соответствии со ст. 395 ГК РФ и Постановлением Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 13/14 от 08.10.98 г., в п. 6 которого указано, что в денежных обязательствах, предусматривающих обязанность должника произвести оплату товаров, работ или услуг либо уплатить полученные на условиях возврата денежные средства, на просроченную сумму подлежат начислению проценты на основании ст. 395 ГК РФ.
Представленный расчет процентов суд признает верным.
Доводы ответчика о том, что поскольку потребители оплачивают денежные средства непосредственно на счет истца, следовательно, ответчик не использует их, что исключает возможность взыскания процентов по ст. 395 Гражданского кодекса РФ, суд находит необоснованными в силу следующего.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов признаются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (подпункт "а" пункта 17 статьи 2 названного Закона).
В соответствии п. 3 Правил № 307 ответчик является "исполнителем", то есть юридическим лицом, непосредственно предоставляющим коммунальные услуги гражданам путем приобретения коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающих предприятий.
Таким образом, ответчик непосредственно перед истцом несет ответственность за платежи, в связи с чем требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на остаток задолженности, взысканной вступившими в законную силу решениями суда, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь статьями 27, 49, 65, 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

взыскать с муниципального унитарного предприятия "У" Центрального района г. Барнаула, г. Барнаул, в пользу открытого акционерного общества "Б", г. Барнаул, 26 125 руб. 31 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "У" Центрального района г. Барнаула в доход федерального бюджета РФ 970 руб. 32 коп. государственной пошлины.
Взыскать с открытого акционерного общества "Б" в доход федерального бюджета РФ 1 130 руб. 23 коп. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.09.2010 по делу № А03-11735/2009 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 № 07АП-3604/10 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.03.2010 по делу № А03-11735/2009
Требования удовлетворены в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку на дату рассмотрения дела задолженность за потребленную в рассматриваемый период электрическую энергию отсутствует, так как сумма оплаты превышает сумму начислений за электрическую энергию.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru