Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2011 г. по делу № А79-11132/2010

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2011 года.

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва
к федеральному государственному учреждению "Государственный природный заповедник "Присурский", г. Чебоксары
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя - Х. (копия доверенности в деле);
от заповедника - А., З. (копия доверенности в деле);

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к федеральному государственному учреждению "Государственный природный заповедник "Присурский" (далее - ФГУ "ГПЗ "Присурский", Заповедник) о признании незаконным и отмене постановления № 25 от 08.11.2010 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.
Постановление № 25 от 08.11.2010 ОАО "РЖД" считает незаконным, так как вырубка деревьев на территории Заповедника проводилась в состоянии крайней необходимости. Письмом от 04.08.2010 исполняющий обязанности заместителя начальника Горьковской железной дороги обратился к директору заповедника с просьбой разрешить вырубку деревьев, угрожающих движению поездов за пределами отводы железной дороги на территории заповедника на участке Атрать-Киря с 208 км. ПК 0 по 218 км. ПК 2. Просьба была мотивирована тем, что при возникновении лесных пожаров происходит падение деревьев на линии электропередач, что приводит к длительным задержкам пассажирских, грузовых и пригородных поездов.
Представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Присурский" просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в пояснениях, и пояснил, что сотрудниками ОАО "РЖД" в период с 22.08.2010 г. по 05.09.2010 г. было вырублено 436 деревьев, сумма ущерба составила 4 206 052 руб. Сумма ущерба рассчитана исходя из количества срубленных деревьев, их диаметра, пород и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 года М" 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" взята в 50-кратной величине в связи с вырубкой деревьев на особо охраняемой территории заповедника.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 33-Ф3 принят 14.03.1995, а не 14.03.1999.

Вырубка деревьев на территории Заповедника противоречит установленному режиму его охраны, а именно п.п. 12, 16 Положения о ФГУ ГПЗ "Присурский", ст. 9 Федерального закона от 14.03.1999 г. № 33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон № 33-Ф3), п. 2.1.1. Лесохозяйственного регламента ФГУ "ГПЗ "Присурский". Вырубка деревьев нарушает режим особой охраны природных растительных комплексов в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания их в естественном состоянии на территории заповедника, ведет к их уничтожению.
По мнению Заповедника, значительное количество пожаров произошло с территории полосы отчуждения железной дороги. Данное обстоятельство свидетельствует о невыполнении (не надлежащем выполнении) ОАО "РЖД" требований пожарной безопасности, установленных Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 "Об Утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (устройство минерализованных полос вдоль полотна железной дороги).
Оснований для освобождения ОАО "РЖД" от административной ответственности по ст. 2.7 КоАП РФ не имеется, так как для обеспечения безопасного движения поездов на перегоне Атрать-Киря ОАО "РЖД" было достаточно вырубить деревья в пределах полосы отвода, которая на указанном участке составляет ширину от 30 до 70 м. Полоса отвода определяется исходя конкретных условий местности, в том числе ее заселенности (Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог (утв. постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611, далее Правила № 611).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Письмом от 04.08.2010 исполняющий обязанности заместителя начальника Горьковской железной дороги (по Казанскому региону) К.И. обратился к Федеральному государственному учреждению "Государственный природный заповедник "Присурский" с просьбой разрешить вырубку деревьев, угрожающих безопасности движению поездов за пределами полосы отвода железной дороги, так как при наступлении сложных метеоусловий и лесных пожаров происходит падение деревьев на линии электропередач. Данное письмо получено представителем ФГУ "ГПЗ "Присурский" 05.08.2010.
В ответе от 20.08.2010 Заповедник сообщил, что в соответствие с заявкой производится перечет древостоя. Материалы перечета будут направлены в Министерство природных ресурсов России для согласования. Как указывает представитель Заповедника, ответ был направлен по факсу 20.08.2010. Заявитель в судебном заседании отрицает факт получения ответа по факсимильной связи.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не Арбитражного процессуального кодекса РФ.

22.10.2010 ФГУ "ГПЗ "Присурский" составлен протокол об административном правонарушении № 000200 в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по ст. 8.39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В протоколе указано, что по состоянию на 09.09.2010 на территории ФГУ "ГПЗ "Присурский" сотрудниками железной дороги срублено 436 деревьев разных пород.
Постановлением от 08.11.2010 года № 25 открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела ОАО "РЖД" уведомлена надлежащим образом.
ОАО "РЖД" не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось с заявлением в суд.
Изучив доводы сторон, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
В соответствие с пунктами 12, 13, 15 Положения о ФГУ "ГПЗ "Присурский" (утв. МПР России от 11.01.2001) на территории заповедника запрещена любая деятельность, противоречащая задачам и режиму особо охраняемой природной территории, в том числе, все виды лесопользования, за исключением заготовки древесины для обеспечения потребностей заповедника.
Факт рубки деревьев на территории Заповедника заявителем не оспаривается.
В соответствии со статьей 2.7 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии в рассматриваемом случае причинения вреда в состоянии крайней необходимости.
Таким образом, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если оно своими действиями пыталось предотвратить опасность, угрожающую интересам личности, государства, а также частным интересам.
Вырубка деревьев проводилась с целью обеспечения безопасности граждан, движения поездов и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередач.
Установившееся аномально жаркое лето привело к увеличению лесных пожаров на территории Чувашской Республики, о чем в частности свидетельствует протокол совещания у Президента Чувашской Республики от 06.08.2010 № 3.
В соответствии с предоставленной Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике информации в 2010 году на территории ФГУ "ГПЗ "Присурский" зафиксировано 23 лесных пожара, в том числе на территории, прилегающей в железной дороге 11 лесных пожаров.
Учитывая данные обстоятельства, ОАО "РЖД" необходимо было принять срочные меры для предотвращения последствий лесных пожаров при осуществлении пассажирских и грузовых перевозок.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ОАО "РЖД" производило рубку леса для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица в случае массового возгорания лесного массива.
В рассматриваемом случае, учитывая большое количество пожаров, необходимо было принять действенные меры для защиты линий электропередач, в связи с чем, суд считает обоснованным частичную вырубку деревьев вдоль линий электропередач, так как опасность не могла быть устранена иными средствами в короткий срок.
Довод Заповедника о наличии полосы отвода железной дороги, суд считает несостоятельным.
Из представленных фотографий следует, что линии электропередач, расположены вблизи лесного массива, и в случае возникновения пожара возможно падения деревьев на линии электропередач. В случае возникновения обширных лесных пожаров полосы отвода может быть недостаточно для обеспечения безопасности эксплуатации железной дороги.
Увеличение размера полосы отвода в соответствие с требованиями законодательства, а также согласования рубки с Заповедником занимает длительное время. Так на письмо ОАО "РЖД" о выдаче разрешения на рубку деревьев Заповедник ответил через 15 дней. (20.08.2010). Из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2011 следует, что ФГУ "ГПЗ "Присурский" в Министерство с ходатайством о выдаче такого разрешения для ОАО "РЖД" не обращалось.
ФГУ "ГПЗ "Присурский" не принимал мер к предотвращению рубки деревьев, ходя сотрудники Заповедника были очевидцами рубки, о чем свидетельствуют протоколы допроса свидетелей - сотрудников Заповедника М. и К.Н.
Следует отметить, что в соответствии с расчетом исчисления размера ущерба, причиненного незаконной рубкой деревьев однократная стоимость срубленной древесины составляет 16 824, 21 рублей. Вследствие рубки деревьев на особо охраняемой природной территории при расчете ущерба применена 250-кратная стоимость древесины.
В соответствие с представленными справками заявителя, сумма ущерба от задержек поездов на участке Киря-Атрать по причине лесных пожаров составила 12 792,08 руб., материальные затраты для ликвидации последствий лесных пожаров составили 72 392,44 руб.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, то вырубка леса проводилась в аномальных жарких погодных условий в условиях массовых возгораний на территории Чувашской Республики и была направлена на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размера ущерба и потерь в случае возникновения новых лесных пожаров.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации совершение лицом в состоянии крайней необходимости действий, содержащих состав административного правонарушения, относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении: производство в этом случае не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
Суд приходит к выводу, что ОАО "РЖД" совершены действия содержащие состав административного правонарушения в состоянии крайней необходимости, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене.
В связи с тем, что уплата государственной пошлины по данной категории дел законом не предусмотрена, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление № 25 от 08.11.2010 ФГУ "Государственный природный заповедник "Присурский" о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.02.2011 по делу № А79-11132/2010
<Об удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления ФГУ "Государственный природный заповедник "Присурский" о привлечении к административной ответственности за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru