Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. СМОЛЕНСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2011 года

Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.,
при секретаре: Б.,
с участием прокурора: Афанасьевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Л.Л.А., Д.Т.В., Л.А.В., Я.С.В., Д.Л.Н. и других граждан о признании в части противоречащим закону решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490",

установил:

Л.Л.А., Д.Т.В., Л.А.В., Я.С.В., Д.Л.Н. и другие граждане в порядке уточнения обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490" в части включения территории СНК "Дружба" в границы территориальной зоны сельскохозяйственного использования и установления в отношении земельных участков, расположенных на территории данного товарищества градостроительного регламента СД - зоны, занятой объектами садоводства, без возможности осуществления жилищного строительства, указав, что названный нормативный акт органа местного самоуправления, устанавливая запрет на осуществление жилищного строительства в пределах границ СНК "Дружба" противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства, а также законодательства о садоводческих некоммерческих объединениях граждан, и нарушает права заявителей, являющихся собственниками земельных участков в границах упомянутой территории с расположенными на них жилыми строениями (завершенными и не завершенными строительством) на использование этих участков для возведения таких строений, правовых оснований для отнесения которых к упомянутой территориальной зоне с учетом существующего землепользования не имелось.
Кроме того, оспариваемое решение представительного органа местного самоуправления принято с нарушением установленного законом порядка (отсутствие оснований для внесения изменений в ПЗЗ, несоблюдение срока проведения публичных слушаний, неодобрение принятых по результатам публичных слушаний немотивированных рекомендаций большинством лиц, принявших участие в слушаниях).
С.Н.С., Б.А.П., Н.И.М., Б.Т.А., С.И.И., Л.Л.А., Д.Т.В., Л.А.В., Я.С.В., С.Н.О., Н.Е.Е., И.А.Н., П.Ю.А., П.С.Н., П.С.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования, приведя в их обоснование упомянутые выше доводы.
Представитель Смоленского городского Совета Б.Е.С, возражая против удовлетворения заявленных требований, указала, что принятие представительным органом местного самоуправления решения о внесении изменений в ПЗЗ отнесено к его исключительной нормотворческой прерогативе. С учетом того, что поступившие от участников публичных слушаний предложения были учтены разработчиком и включены в проект решения, оснований для возвращения на доработку внесенного на рассмотрение Смоленского городского Совета и.о. Главы администрации г. Смоленска проекта изменений в ПЗЗ не имелось.
Представитель Администрации г. Смоленска Б.С.А. счел заявленные требования необоснованными, сославшись на соответствие оспариваемого решения требованиям действующего законодательства. Отметил, что включение территории СНК "Дружба" в границы территориальной зоны сельскохозяйственного использования и установление в отношении земельных участков, расположенных на территории данного товарищества градостроительного регламента СД в силу положений ст. ст. 1, 19 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не лишает собственников названных участков права возводить на них жилые строения. Сослался также на отсутствие существенных нарушений порядка проведения публичных слушаний, способных повлечь отмену оспариваемого решения.
Представитель СНТ "Дружба" Б.А.П. в судебном заседании указал на обоснованность заявленных требований, сославшись на то, что на садовых земельных участках возведено около 60 объектов капитального строительства, построено две линии электропередач, газопровод, водопровод, канализация. В оспариваемой части нормативный акт представительного органа местного самоуправления, как противоречащий закону, нарушает права членов товарищества, которые с внесением изменений в ПЗЗ лишены возможности начать, продолжить или завершить строительство на принадлежащих им садовых участках.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора Афанасьевой Т.В., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования, приходит к следующему.
По правилам ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности, утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон; 3) градостроительные регламенты (ч. ч. 2, 4 ст. 30 ГрК РФ).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

Согласно ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
На основании ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Исходя из положений ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
По делу установлено, что решением Исполкома Смоленского городского Совета народных депутатов от 18.09.1986 г. № 486 "Об учреждении садоводческих товариществ порода Смоленска" (п. 2.6) в районе Киселевка г. Смоленска под садоводческое товарищество (в сложившихся границах) для создания СТ "Дружба" был закреплен в постоянное пользование земельный участок площадью 31,88 га (том 1 л.д. 126 - 127).
Согласно схеме-плану земельного участка от 15.11.1994 г., согласованному с председателем горкомзема г. Смоленска, главным архитектором и председателем эемлепользователя, общая площадь земель, выделенных СНТ "Дружба", с учетом канав, оврагов, заболоченных мест, в том числе земель общего пользования, фактически составила 34,7805 га (том 1 л.д. 124).
Постановлением мэра г. Смоленска от 11.09.1995 г. № 741 принято решение о передаче земельных участков, предоставленных до 23.05.1991 г. в садоводческих товариществах в собственность бесплатно членам этих товариществ (том 1 л.д. 128 - 129, 196 - 198).
Земли общего пользования переданы СНТ "Дружба" в собственность на основании приказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 07.08.2009 г. № 1377 (том 1 л.д. 130).
Заявители, как члены СНТ "Дружба", являются собственниками земельных участков (категория земель - земли поселений, разрешенное использование - садоводство), расположенных в границах данного товарищества, в состав которого входит 475 садоводческих участка. Некоторыми из них оформлено право собственности на возведенные на участках жилые строения (Л.Л.А., Д.Т.В., Л.А.В., Я.С.В., Д.Л.Н., С.Н.О., М.Т.П., Б.А.П., Б.Т.А., С.Н.С, П.Ю.А., С.И.И., Н.И.М.), другими продолжается процесс строительства или оформления в собственность жилых строений (Г.С.Н., Н.Е.Е., К.В.В., П.С.А., Р.С.Е., Л.М.А., П.А.Г., М.А.В., И.А.Н.) (том 1 л.д. 17 - 53, том 2 л.д. 1 - 20).
Решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска, которые опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета - газете "Смоленские городские известия" от 23.03.2007 г. за № 2 (11) (том 1 л.д. 88).
30.05.2008 г. между Администрацией г. Смоленска и производственным кооперативом "ГЕО" заключен муниципальный контракт № 214 на разработку проекта по внесению изменений в ПЗЗ (том 1 л.д. 89 - 91).
Постановлением Главы города Смоленска от 04.08.2010 г. № 248, опубликованным в газете "Рабочий путь" от 06.08.2010 г. за № 170 (26065), принято решение о проведении отборочных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490, которые должны были состояться 08.09.2010 г. в 15 час. 00 мин в конференц-зале Администрации г. Смоленска. Этим же постановлением организация публичных слушаний возложена на комиссию по землепользованию и застройке города Смоленска, утв. постановлением Главы города Смоленска от 20.08.2007 г. № 451 (том 1 л.д. 199 - 200).
В газете "Рабочий путь" от 06.08.2010 г. за № 170 (26065) также опубликован проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, схема границ территориальных зон, а также приведена ссылка на размещение полного текста проекта и состава графических материалов на официальном Интернет-сайте Администрации г. Смоленска.
Согласно протоколу проведения публичных слушаний от 08.09.2010 г. в ходе обсуждения проекта по внесению изменений в ПЗЗ поступили предложения по изменению границ территориальной зоны многоэтажной застройки на зону малоэтажной застройки в районе ул. Красноборской; по использованию территорий садоводческих товариществ в микрорайоне "Южный".
В целях соблюдения прав жителей города и законных интересов правообладателей земельных участков предложено всем физическим и юридическим лицам направить до 20.09.2010 г. свои предложения по границам и функциональному назначению территориальных зон, градостроительным регламентам ПЗЗ.
В соответствии с регламентом проведения публичных слушаний для голосования предложена рекомендация "О согласии с проектом по внесению изменений в правила землепользования и застройки города Смоленска с учетом доработки полученных предложений". По данным комиссии за согласие с проектом по внесению изменений в ПЗЗ проголосовало 40 лиц, против - 36 лиц, воздержалось - 3 лица. Остальные участники публичных слушаний не приняли участия в голосовании (том 1 л.д. 83 - 85).
17 сентября 2010 г. в газете "Рабочий путь" за № 204 опубликованы сведения о принятии названной рекомендации.
По результатам публичных слушаний от 08.09.2010 г. и предложениям физических и юридических лиц, поступившим в Администрацию г. Смоленска, комиссией 12.10.2010 г. составлены рекомендации, которые направлены Главе администрации г. Смоленска для принятия решения о направлении проекта по внесению изменений в ПЗЗ в Смоленский городской Совет для утверждения (том 1 л.д. 86 - 87).
26.10.2010 г. проект решения "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490" внесен на рассмотрение очередной сессии Смоленского городского Совета IV созыва (том 1 л.д. 82).
Решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490" в соответствии с проектом по внесению изменений в названные Правила, разработанным производственным кооперативом "ГЕО" (город Калуга), упомянутые Правила изложены в новой редакции. Момент вступления решения в силу определен днем его официального опубликования (том 1 л.д. 82).
Названное выше решение и приложение к нему 15.11.2010 г. опубликовано в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации г. Смоленска - газете "Смоленские городские известия", № 12 (57) от 15 ноября 2010 г. (том 1 л.д. 206).
Как усматривается из материалов дела и следует из объяснений участников процесса, территория СНТ "Дружба" (по генеральному плану города данная территория находится в функциональной жилой зоне - зоне застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа - том 1 л.д. 203) в соответствии с ПЗЗ в прежней редакции функционально располагалась в двух территориальных зонах - Ж4 (зона коллективных садов), предназначенной для ведения садоводства, огородничества и отдыха в индивидуальном (семейном) порядке с сооружениями и строениями как сезонного, так и круглогодичного использования, и преимущественно - в зоне Ж5 (зона застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками с включением дачных хозяйств), основным видом разрешенного использования которой являлось строительство 1 - 2-квартирных жилых домов усадебного типа (том 1 л.д. 205).
Согласно Правилам землепользования и застройки города Смоленска в редакции решения Смоленского городского Совета IV созыва от 09.11.2010 г. № 193 территория СНТ "Дружба" отнесена к территориальной зоне сельскохозяйственного использования (зона, занятая садоводствами) с установлением в отношении земельных участков, расположенных на территории данного товарищества градостроительного регламента СД - зоны, занятой объектами садоводства, без возможности осуществления жилищного строительства (том 1 л.д. 204).
В силу ст. 46 ПЗЗ в новой редакции градостроительный регламент данной зоны предполагает использование соответствующей территории под садоводство с формированием на ее основе зон рекреационного типа. Индивидуальное жилищное строительство на территории этой зоны не допускается.
Исходя из положений п. 6 ч. 1, ч. 11 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне сельскохозяйственного использования, к которым относятся участки земли, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
В соответствии с ч. ч. 2 - 4 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в частности, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Из приведенных норм земельного законодательства, толкуемых в нормативном единстве с п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30, ст. 36 ГрК РФ, следует, что установленный для соответствующей территориальной зоны градостроительный регламент, содержащий обязательные требования относительно видов использования соответствующих земельных участков, может существенно ограничивать право собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких участков, на осуществление их застройки, а также последующего использования объектов капитального строительства.
Как уже было отмечено, с принятием ПЗЗ в новой редакции такие ограничения для территории СНТ "Дружба" введены.
Абзац 2 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определяет садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
По смыслу приведенной нормы-дефиниции упомянутые в ней жилые строения предназначаются для отдыха, при этом норма, закрепляющая требование о первоочередном использовании садовых земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в действующем законодательстве отсутствует, а возможность постоянного проживания в таких строениях не предусматривается, но и не исключается.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 № 7-П абз. 2 ст. 1 упомянутого Закона признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Само право членов садоводческого некоммерческого объединения на осуществление на садовом земельном участке в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительства жилого строения закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии с п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также определенных ГрК РФ территориальных зон.
На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты, являющиеся в силу ч. 2 ст. 30 ГрК РФ составной частью правил землепользования и застройки, устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.
В силу ч. ч. 3, 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ, положения Правил землепользования и застройки, в том числе, относительно видов разрешенного использования земельных участков, определяемых градостроительным регламентом территориальной зоны, должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
Как уже отмечалось территория СНТ "Дружба" согласно Генеральному плану города Смоленска находится в функциональной жилой зоне - зоне застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа. Названным документом определено, что жилые зоны предназначены для размещения жилой застройки односемейными (индивидуальными) и многоквартирными жилыми домами различных типов и этажности в соответствии с параметрами, указанными в наименованиях зон. К жилым зонам относятся также территории коллективных садоводств (за исключением расположенных в шумовой зоне северного аэропорта).
Приведенные положения генерального плана полностью согласуются с нормами земельного и градостроительного законодательства, закрепленными в ч. 5 ст. 85 ЗК РФ, ч. ч. 2 - 3 ст. 35 ГрК РФ, согласно которым земельные участки в составе жилых зон могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Анализ приведенных выше нормативных положений и оценка фактических обстоятельств дела позволяет суду прийти к выводу о том, что оспариваемое заявителями решение в части включения территории садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" в границы территориальной зоны сельскохозяйственного использования и установления в отношении земельных участков, расположенных на территории данного товарищества градостроительного регламента СД, запрещающего осуществление на этих участках жилищного строительства, противоречит требованиям абзаца 2 ст. 1, п. 4 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", предусматривающих право граждан на застройку таких участков, принято в нарушение ст. ст. 34, 36 ГрК РФ без учета существующего фактического землепользования (застройки объектами капитального строительства) и не соответствует Генеральному плану города Смоленска относительно функционального назначения соответствующей территории, также предусматривающей осуществление на ней индивидуального жилищного строительства.
При таком положении, имеются основания для признания решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490" в оспариваемой заявителями части не действующим со дня принятия.
Что касается иных доводов заявителей относительно незаконности названного решения, касающихся наличия таких нарушений установленного законом порядка его принятия, которые бы могли послужить достаточным правовым основанием для признания его недействующим, то они, по мнению суда, являются необоснованными.
Проверяя утверждения заявителей об отсутствии предусмотренных ст. 33 ГрК РФ оснований для внесения изменений в ПЗЗ, суд исходит из следующего.
Исходя из положений ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Анализ карты градостроительного зонирования, которой определены границы территориальных зон в ПЗЗ в ранее действовавшей редакции свидетельствует о ее несоответствии в ряде случаев Генеральному плану г. Смоленска (несоответствие территориального зонирования функциональному), что согласно приведенным выше законоположениям являлось самостоятельным основанием для рассмотрения вопроса о внесении изменений в ПЗЗ.
Доводы заявителей о том, что принятые по результатам публичных слушаний немотивированные рекомендации в нарушение п. 4.9 Порядка проведения публичных слушаний и опросов граждан в городе Смоленске, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2006 № 237 не были одобрены большинством лиц, принявших участие в слушаниях (из 147 лиц, зарегистрированных для участия в проведении публичных слушаний за согласие с проектом проголосовало 40 лиц, против - 36 лиц, воздержалось - 3 лица) своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не получили.
Как следует из объяснений представителей Администрации г. Смоленска (также в соответствии со ст. 55 ГПК РФ являющимися доказательствами по делу) остальные зарегистрированные участники публичных слушаний не приняли участия в голосовании, поскольку не дождавшись последнего покинули актовый зал. По этой причине по результатам слушаний рекомендации приняты большинством лиц, принявших участие в голосовании, что при обеспечении права зарегистрированных лиц на участие в проведении публичных слушаний закону не противоречит.
Ссылаясь на нарушение порядка проведения публичных слушаний, заявители также указывают на несоблюдение установленного законом срока их проведения, а также немотивированность упомянутых рекомендаций.
Согласно ч. 13 ст. 31 ГрК РФ продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
Как уже было отмечено, постановление Главы города Смоленска от 04.08.2010 г. № 248 и соответствующий проект изменений в ПЗЗ опубликованы в газете "Рабочий путь" 6 августа 2010 г., тогда как рекомендация, принятая по результатам проведения соответствующих публичных слушаний опубликована в той же газете 17 сентября 2010 г.
С учетом изложенного, суд соглашается с доводами заявителей о том, что в нарушение ч. 13 ст. 31 ГрК РФ общий срок проведения публичных слушаний, завершающийся в силу ч. 3 ст. 28 ГрК РФ днем опубликования заключения о результатах публичных слушаний, в рассматриваемом случае составил менее двух месяцев.
Вместе с тем, суд находит допущенные в этой части нарушения действующего законодательства о порядке проведения публичных слушаний несущественными, отмечая, что в деле отсутствуют убедительные доказательства того, что несоблюдение срока проведения названных слушаний каким-либо образом нарушило права и законные интересы граждан и повлияло на результаты проведенного депутатами Смоленского городского Совета голосования по вопросу принятия оспариваемого заявителями решения.
По этой же причине не может служить достаточным основанием для признания оспариваемого решения недействующим немотивированность, как полагают заявители, принятых по результатам публичных слушаний рекомендаций. К тому же, суд отмечает, что подобного рода рекомендации сводились к согласию с проектом по внесению изменений в правила землепользования и застройки города Смоленска с учетом доработки полученных предложений и мотивированы в соответствующем протоколе проведения публичных слушаний от 08.09.2010 г. итогами проведенного голосования. Каких-либо иных рекомендаций относительно вопросов землепользования и застройки г. Смоленска в результате проведения публичных слушаний принято не было.
Кроме того, при разрешении настоящего гражданского дела суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 31, ст. 32 ГрК РФ, п. п. 4.9, 4.10 Порядка проведения публичных слушаний и опросов граждан в городе Смоленске, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2006 № 237 результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и рассматриваются Смоленским городским Советом при принятии муниципального правового акта, выносимого на слушания. Принятие же самих изменений в ПЗЗ находится в компетенции Смоленского городского Совета.
Таким образом, суть публичных слушаний в данном случае сводится к предоставлению рекомендаций представительному органу местного самоуправления по определенному ряду вопросов, которые в последующем могут быть отклонены депутатами Смоленского городского Совета при рассмотрении на сессии этих вопросов, и принятие окончательного решения по которым является исключительной прерогативой названного представительного органа. Вместе с тем, какие-либо доказательства того, что допущенные, по мнению заявителей, в ходе проведения публичных слушаний процедурные нарушения могли повлиять на итоги голосования депутатов Смоленского городского Совета при принятии оспариваемого решения, в деле отсутствуют.
Учитывая то обстоятельство, что мнение жителей города, выявленное в ходе публичных слушаний, носит для органов местного самоуправления рекомендательный характер, доводы заявителей о том, что любое нарушение порядка их проведения неизбежно влечет нарушение прав жителей г. Смоленска, суд признает несостоятельными. При этом, суд также исходит из того, что жители г. Смоленска реализуют свое право на решение вопросов местного значения, в том числе и путем участия в работе сессий городского Совета депутатов, через своих представителей, которых они избрали в Совет.
Руководствуясь ст. ст. 197, 199, ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня принятия решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490" в части включения территории садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" в границы территориальной зоны сельскохозяйственного использования и установления в отношении земельных участков, расположенных на территории садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" градостроительного регламента СД - зоны, занятой объектами садоводства, без возможности осуществления жилищного строительства.
Сообщение о настоящем принятом судебном решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Смоленского городского Совета - газете "Смоленские городские известия", в котором было официально опубликовано решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490".
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий
А.В.КУДРЯШОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22.03.2011
<О признании недействующим решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 № 490" в части включения территории садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" в границы территориальной зоны сельскохозяйственного использования и установления в отношении земельных участков, расположенных на территории садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба", градостроительного регламента СД - зоны, занятой объектами садоводства, без возможности осуществления жилищного строительства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru