Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2011 г. по делу № А12-1555/2011

Арбитражный суд Волгоградской области в составе
председательствующего: судьи Романова С.П.,
судей: Пономарева А.В., Пономаревой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серовой О.Л..
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской (ИНН 3444134770, ОГРН 1073444004920) области к администрации Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области об оспаривании постановления Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 30.04.2010 г. № 31 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги на территории Плотницкого сельского поселения" и постановления главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 17.03.2008 г. "Об установлении тарифов", заинтересованное лицо - прокуратура Волгоградской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя - К.Д.Г., доверенность от 03.03.2011 г.
от ответчика - извещен, не явился
от заинтересованного лица - С.А.В., удостоверение <...>.
Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (далее - Управление) в порядке ст. 192 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области о признании недействующими нормативных актов - постановления Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 30.04.2010 г. № 31 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги на территории Плотницкого сельского поселения" и постановления главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 17.03.2008 г. "Об установлении тарифов" в части применения утвержденных администрацией и главой Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области тарифов для населения на коммунальную услугу водоснабжение и тарифов на подключение к центральной системе водоснабжения.
В обоснование требований заявитель указал на то, что оспариваемые постановления вынесены с нарушением положений статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" и постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 20.11.2009 № 32 (в ред. постановления УРТ от 24.03.2010 г. № 9/5) "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год".
В частности, установленные постановлением Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 30.04.2010 г. № 31 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги на территории Плотницкого сельского поселения" тарифы превышают предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги, на 2010 г., утвержденные постановлением УРТ Администрации Волгоградской области от 20.11.2009 № 32 (в ред. постановления УРТ от 24.03.2010 г. № 9/5).
Кроме того, Управление указало на не соответствие положений постановления главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 17.03.2008 г. "Об установлении тарифов" постановлению Правительства от 14 июля 2008 года № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Плотниковское сельское поселение и прокуратура Волгоградской области, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в удовлетворении требований просят отказать по тем основаниям, что заявителем не доказан факт несоответствия оспариваемых постановлений требованиям нормативных актов, не представлен расчет, подтверждающий размер превышения установленных индексов цен.
Управление и Плотниковское сельское поселение представителей в судебное заседание не направили, о дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Изучив представленные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд

установил:

Как следует из материалов дела, постановлением Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 30.04.2010 г. № 31 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги на территории Плотницкого сельского поселения" и постановления главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 17.03.2008 г. "Об установлении тарифов" утверждены тарифы на услуги по обслуживанию и ремонту водопроводов, и в частности, подключение к услугам водоснабжения (с 02.04.2008 г.), а также размер платы за услуги водоснабжения (с 01.06.2010).
В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. № 674-п "Об утверждении Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области", Управление является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
В силу ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 184-ФЗ) размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 6 Закона № 184-ФЗ в случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении указанных индексов.
Предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год утверждены постановлением УРТ Администрации Волгоградской области от 20.11.2009 № 32 (в ред. постановления УРТ от 24.03.2010 г. № 9/5).
Протокольным решением совещания у заместителя Председателя Правительства РФ К.Д.Н. от 15.03.2010 г. № ДК-П9-34пр органам исполнительной власти субъектов РФ поручено во всех случаях роста совокупного размера платежей гражданина за коммунальные услуги более чем на 25% (независимо от такого превышения) обеспечить устранение таких фактов.
Во исполнение решения Правительства Российской Федерации об ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги в 2010 году предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденные постановлением УРТ от 20.11.2009 № 32, были приведены в соответствие с предельным (25%) ростом по всем муниципальным образованиям региона (постановление УРТ от 24 марта 2010 г. № 9/5).
Так, для Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги был установлен в следующих величинах:
- постановлению УРТ от 20.11.2009 г. № 32 был мин. 116,07% мах. 116,07%.
- постановление УРТ от 24.03.2010 г. № 9/5 мин. 116,07% мах. 116,07%.
В целях проверки соблюдения указанных требований Управлением, в период со 02.11.2010 г. по 01.12.2010 г., проведено контрольное плановое мероприятие в отношении комиссии по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области, связанного с применением предельных индексов изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, изменения размера платы граждан за жилое помещение, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также обоснованности установления и изменения тарифов организаций коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости на территории Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области на 2010 год.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт № 03-21/10-276 от 24.12.2010 г., которым зафиксирован факт превышения роста платы за коммунальные услуги и предельно максимального индекса, составившего на момент проверки 117,22% (при максимально установленном 116,07%).
В связи с этим, в адрес поселения вынесено предписание от 24.12.2010 г. № П03-21/10-059 о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами.
Указанным предписанием комиссии по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса администрации Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области предписывалось в тридцатидневный срок со дня получения предписания привести в соответствие с действующим законодательством постановление администрации Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района от 30 апреля 2010 г. № 31 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги на территории Плотниковского сельского поселения", принятого с нарушением федерального законодательства в части установления тарифов с превышением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги и постановление главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 17 марта 2008 года № 8 "Об установлении тарифов", а также выполнить следующие мероприятия:
1. Привести в соответствие с предельными индексами, утвержденными постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 20 ноября 2009 г. № 32 "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год" изменение платы граждан за коммунальные услуги в течение тридцати дней, со дня получения предписания.
2. Осуществить досрочный пересмотр тарифа на подключение к центральной системе водоснабжения, установленного постановлением постановление главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 17 марта 2008 года № 8 "Об установлении тарифов" в соответствие с действующим законодательством о государственном регулировании цен (тарифов), в течение тридцати дней со дня получения предписания.
3. Информацию о принятых мерах представить в Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, по форме, вместе с документальным подтверждением, заверенным должным образом, в течение тридцати дней, со дня получения настоящего предписания по адресу: 400005, г. Волгоград, ул. 7-ой Гвардейской, д. 12, факс 23-33-47.
Согласно Закону № 184-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе выдавать предписание органу местного самоуправления о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными для соответствующего муниципального образования. В случае неисполнения указанного предписания до истечения 45 дней со дня выдачи этого предписания орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обращается в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления об установлении тарифов и (или) надбавок, не соответствующих установленным предельным индексам.
В судебном заседании установлено, что в сроки предусмотренные предписанием - до 07.02 2011 г. содержащиеся в нем требования не исполнены.
В связи с этим, по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 53 АПК РФ, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным нормативного правового акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае судом установлено, что постановление администрации Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района от 30 апреля 2010 г. № 31 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги на территории Плотниковского сельского поселения" принято с нарушением законодательства в части установления тарифов с превышением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, и в частности, ст. 6 Закона № 184-ФЗ, Протокольного решения совещания у заместителя Председателя Правительства РФ К.Д.Н. от 15.03.2010 г. № ДК-П9-34пр, постановления УРТ Администрации Волгоградской области от 20.11.2009 № 32 (в ред. постановления УРТ от 24.03.2010 г. № 9/5). Постановление опубликовано в общественно-политической газете "Центральная" (№ 56 от 04.05.2010 г.)
Оценивая доводы заявителя, приведенные в обоснование требований, о признание недействующим постановления главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 17.03.2008 г. № 8 "Об установлении тарифов" в части применения утвержденных администрацией и главой Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области тарифов для населения на коммунальную услугу водоснабжение и тарифов на подключение к центральной системе водоснабжения следующие постановления, суд принимал во внимание следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно статьи 44 Устава Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Совета депутатов Плотниковского сельского поселения от 27.01.2006 г. № 1/8, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликования.
Судом установлено, что оспариваемое заявителем постановление главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 17.03.2008 г. № 8 "Об установлении тарифов" нормативные правовые акты в установленном законом порядке не опубликовано.
Доказательств обратного заявитель, по требованию суда, не представил.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду необходимо выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Судом установлено, что при принятии оспариваемых правовых актов нарушены требования действующего законодательства о порядке их опубликования, что в соответствие с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", является безусловным основанием для признания судом оспариваемых распоряжений недействующими, без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемых актов.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
По указанным основаниям суд считает несостоятельными доводы ответчика и прокурора, приведенные в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области требования удовлетворить.
Признать не действующими и не соответствующими части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановление главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 17.03.2008 г. "Об установлении тарифов".

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду постановление Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района от 30.04.2010 № 31 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги на территории Плотниковского сельского поселения", а не постановление главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 17.03.2008 "Об установлении тарифов".

Признать не действующими и не соответствующими статье 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" Закона № 184-ФЗ, Протокольному решению совещания у заместителя Председателя Правительства РФ К.Д.Н. от 15.03.2010 г. № ДК-П9-34пр, постановлению УРТ Администрации Волгоградской области от 20.11.2009 № 32 (в ред. постановления УРТ от 24.03.2010 г. № 9/5) постановление главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 17.03.2008 г. "Об установлении тарифов",
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренным Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.П.РОМАНОВ

Судьи
И.В.КУЛИК
А.В.ПОНОМАРЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 29.04.2011 по делу № А12-1555/2011
<О признании недействующими постановления Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 30.04.2010 № 31 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги на территории Плотницкого сельского поселения" и постановления главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от 17.03.2008 "Об установлении тарифов">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru