Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чукотский АО


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУКОТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

РЕШЕНИЕ

(извлечение)

24 сентября 2010 г.г. Анадырь
Резолютивная часть решения объявлена 14.09.2010
Полный текст решения изготовлен 24.09.2010

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 12/3-01/10 по признакам нарушения открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Ч" (далее - Общество), находящимся по адресу: <...>, в лице обособленного подразделения Анадырская ТЭЦ, требований, установленных пунктами 3, 5 и 8 части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Чукотское УФАС России 13 августа 2010 г. поступила жалоба Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Г" (далее - МП "Г", Предприятие) на действия ОАО ЭиЭ "Ч" в лице ОП Анадырская ТЭЦ, которые, по мнению Предприятия, навязывают невыгодные условия договора электроснабжения и создают в отношении МП "Г" дискриминационные условия. Указанные действия Общества выразились в отказе Предприятию перевода со второго полугодия части объектов на двухставочный тариф, дифференцированный по зонам суток, на основании п. 58 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования) по причине отсутствия уведомления об этом не менее чем за месяц до вступления в силу указанных тарифов и предоставлении права изменения тарифного плана со второго полугодия ОАО "А" (далее - М).
В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Общества нарушения пункта 3 и пункта 8 части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Закона о защите конкуренции.
Данный вывод Комиссии основан на следующем.
Постановлением ФЭК от 29 января 1999 г. № 3/6 Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по виду деятельности в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии. В связи с этим на Общество в полной мере распространяется запрет, установленный статьей 10 Закона о защите конкуренции, который запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, указанные в п. 3, - навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, а также в п. 8 - создание дискриминационных условий.
Постановлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 16.12.2009 № 11-э/1 с 1 января 2010 г. установлены тарифы на электроэнергию, поставляемую Обществом, в трех вариантах: 1) одноставочный тариф, дифференцированный по числу часов использования заявленной мощности; 2) двухставочный тариф; 3) тарифы, дифференцированные по зонам суток. Постановление опубликовано в СМИ 25.12.2009, в связи с этим МП "Г" не имело возможности уведомить Общество о выборе тарифа на электроэнергию на 2010 год в установленный пунктом 58 Основ ценообразования срок. Указанные варианты тарифов установлены впервые на территории Чукотского автономного округа. В период подготовки Постановления № 11-э/1 Общество представляло в Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа расчеты, обосновывающие тарифы электроэнергии по каждому варианту, но не уведомило Предприятие о возможности с 2010 года самостоятельного выбора одного из вариантов тарифа для проведения расчетов за электрическую энергию. Следовательно, реализация права по выбору варианта тарифа на 2010 г., принадлежащего МП "Г", поставлена в зависимость от издания Постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа. Предприятие было лишено возможности заблаговременно заявить о выборе варианта тарифа, а также имея на балансе более 20 объектов, не было готово в короткий срок провести анализ возможности перевода на более удобный для них вариант оплаты электроэнергии.
Обществом 3 февраля 2010 г. направлен Предприятию договор энергоснабжения № 86 на 2010 год, на который Предприятием был подготовлен и направлен 26 марта 2010 г. протокол разногласий. Одним из спорных пунктов являлся п. 37 договора, не допускающий изменения варианта тарифа, за исключением двух случаев: 1) систематического (2 и более раза в течение календарного года) превышения Потребителем величины заявленной мощности более чем на 10% (далее определен порядок действий); 2) соглашение сторон. В первом случае при превышении потребителем величины заявленной мощности предусмотрена возможность Общества в одностороннем порядке изменять вариант тарифа. Предприятие в протоколе разногласий предложило пп. 1 п. 37 дополнить словами или недобора, что в случае согласования редакции МП "Г", давало право Предприятию при недоборе заявленной мощности возможность изменения варианта тарифа. В примечании к указанному пункту протокола разногласий МП "Г" ссылается на п. 58 Основ ценообразования.
Обществом в ОАО "А" был направлен 19 января 2010 г. договор энергоснабжения № 23 на 2010 год, на который М был подготовлен и направлен 22 января 2010 г. протокол разногласий, в котором также имелись разногласия с Обществом по п. 37 договора. В своей редакции М предлагал внести дополнение в указанный пункт договора, в том числе и дополнить договор пунктом 37.1, предусматривающим переход на другой тариф с 1 июля 2010 г. при условии установления им соответствующих приборов учета электроэнергии. После завершения процедуры согласования пункт 37.1 договора с М был согласован 30 апреля 2010 года, который предусматривает переход объектов М на тариф оплаты электроэнергии, дифференцированный по зонам суток, при условии установления и введения в эксплуатацию соответствующих приборов учета.
Согласно Постановлению Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 14.11.2006 № 16-э/1 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Чукотского автономного округа" Общество является гарантирующим поставщиком электроэнергии, в том числе в границах городского округа Анадырь. Существенным условием договора снабжения электроэнергией является его предмет. Количество поставляемой электроэнергии определяется и согласовывается сторонами в договоре. Пунктом 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, установлено, что договор энергоснабжения заключается в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 64 настоящих Правил. Лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения, направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением других документов. В договоре энергоснабжения № 23 от 31.12.2009 с протоколом разногласий, направленном М от 22 января 2010 г., бланк заявки режима потребления электроэнергии (мощности) на 2010 год (приложение 7 к договору) не был заполнен. В договоре энергоснабжения № 86 с протоколом разногласий, направленном Предприятием 26 марта 2010 г., бланк заявки (приложение 7 к договору) также не был заполнен. Письмом от 22 марта 2010 г. Общество согласовало установку необходимых типов счетчиков электроэнергии и сообщило М, что для перехода на тариф, дифференцированный по зонам суток, им необходимо представить до 1 апреля 2010 года заявку по форме, указанной в приложении № 7 к договору электроснабжения. М представлено уведомление о планируемом использовании с 1 января 2011 года тарифа, дифференцированного по зонам суток, с приложением заявок на 2011 год. Заявка М на 2010 год о планируемых объемах электроэнергии Обществом не представлена в Чукотское УФАС России. МП "Г" направило 31 марта 2010 г. (исх. № 01-01/1695) Обществу извещение о намерении перевести часть своих объектов на двухставочный тариф, дифференцированный по зонам суток, с двумя экземплярами заявок режима потребления электрической энергии на второе полугодие 2010 г., которые являются приложением № 7 к договору электроснабжения № 86 от 31.12.2009. Указанные документы были получены Обществом 1 апреля 2010 года. Обществом направлен Предприятию отказ (исх. № 20/17-19-1537 от 13.04.2010) со ссылкой на п. 58 Основ ценообразования на основании отсутствия уведомления Предприятием Общества не менее чем за месяц до вступления в силу указанных тарифов и рекомендациями по установке необходимых приборов, учитывающих электроэнергию по двухставочному тарифу. На основании полученных рекомендаций МП "Г" установило новые многотарифные счетчики учета электроэнергии, которые были допущены в эксплуатацию в период с 15 до 23 июля 2010 г. согласно представленным актам допуска, и направило письмо с просьбой производить расчеты за потребленную электроэнергию с 25 августа 2010 года на объектах, оснащенных соответствующими приборами учета, по тарифам, дифференцированным по зонам суток. Общество отказало (исх. № 20/17-09-2777 от 05.08.2010) в переводе части объектов Предприятия изменять тарифный план со ссылкой на п. 58 Основ ценообразования на основании отсутствия уведомления не менее чем за месяц до вступления в силу указанных тарифов. Пункт 58 Основ ценообразования не несет однозначного запрета изменения варианта тарифа в расчетном периоде регулирования, поскольку допускает его изменение по взаимному соглашению сторон. На этом основании Общество по соглашению с М изменило вариант тарифа в расчетном периоде регулирования, в то же время и при одинаковых условиях отказало в возможности перейти на другой тариф МП "Г".
Статья 426 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора, к которым относятся договоры энергоснабжения № 23 и № 86 от 31.12.2009, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ Общества в изменении варианта тарифа в расчетном периоде регулирования Предприятию ставит различные условия в публичных договорах МП "Г" и М, допускающие изменения варианта тарифного плана в расчетном периоде регулирования.
Договорная величина потребления электроэнергии М на 2010 год, согласно приложению № 1 к договору энергоснабжения № 23 от 31.12.2009, составляет 1077500 кВт.ч, договорная величина потребления электроэнергии МП "Г" на 2010 год, согласно приложению № 1 к договору энергоснабжения N 89 от 31.12.2009, составляет 6313000 кВт.ч. Потребление электроэнергии Предприятием почти в 6 раз больше, чем в М. Отказ Общества в возможности перехода части объектов МП "Г" на двухставочный тариф, дифференцированный по зонам суток, ущемляет интересы МП "Г", что выражается в переплате денежных средств за потребленную электроэнергию. Представленный Предприятием анализ потребления электроэнергии 13 объектами, оснащенными многофункциональными многотарифными счетчиками учета, в августе 2010 года показывает, что стоимость потребленной электроэнергии 13 наиболее энергоемких объектов по одноставочному тарифу, установленному в размере 8,08 руб./кВт.ч, составляет 151956 x 8,08 = 1227804,48 руб. без НДС. Стоимость по тарифу, дифференцированному по зонам суток, составляет 111131,01 руб. без НДС, в т.ч. для дневной зоны суток (7,98 руб./кВт.ч) 109849 x 7,98 = 876595,02 руб.; тариф для ночной зоны суток (5,57 руб./кВт.ч) 42107 x 5,57 = 234535,99 руб. Разница стоимости потребленной Предприятием электроэнергии на 13 объектах при применении разных тарифов за август 2010 года составляет 116673,47 руб. без НДС, которую МП "Г" вынуждено оплачивать при имеющейся возможности самостоятельного выбора варианта тарифа по той причине, что Постановление Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 16.12.2009 № 11-э/1, впервые на территории округа предусматривающее возможность выбора тарифа, издано 25.12.2009 и Предприятие не было извещено о такой возможности в период его подготовки.
Таким образом, Обществу как субъекту естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии статьей 10 Закона о защите конкуренции введен запрет на осуществление действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Общество, отказывая МП "Г" в праве самостоятельного выбора варианта тарифа, тем самым навязывает Предприятию невыгодные условия договора, выразившиеся в том, что Предприятие вынуждено вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях, предусматривающих более высокую оплату потребленной электроэнергии. Действия Общества по изменению варианта тарифа в расчетном периоде регулирования по взаимному соглашению сторон с М и отказ при равных условиях в этом МП "Г" являются созданием Предприятию дискриминационных условий и ставят его в неравное положение по условию приобретения электроэнергии по сравнению с другим хозяйствующим субъектом, пользующимся услугой по приобретению электроэнергии, что является ущемлением прав и законных интересов Предприятия.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ч", являющегося субъектом естественной монополии по передаче электрической, в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль, нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных пунктом 3 и 8 части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него и создании дискриминационных условий.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.
2. Признать действия открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ч" нарушающими антимонопольное законодательство в части соблюдения требований, установленных пунктом 3 и пунктом 8 части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающих навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, и создание дискриминационных условий, что является ущемлением интересов МП "Г".
3. Признать наличие оснований для выдачи открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Ч" предписания на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства, включающего в себя следующий перечень действий, подлежащих выполнению:
- прекратить действия, ущемляющие интересы Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Г", в части отказа в праве самостоятельного выбора варианта тарифа по оплате электрической энергии в 2010 году;
- прекратить действия, ущемляющие интересы Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Г", в части создания дискриминационных условий.
4. Поскольку действия открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ч" содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ч".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУКОТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

ПРЕДПИСАНИЕ № 14/3-01Ж

(извлечение)

24 сентября 2010 г.г. Анадырь
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 24 сентября 2010 г. по делу № 12/3-01/10 о нарушении ОАО ЭиЭ", находящимся по адресу: <...>, пункта 3 "навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)", а также п. 8 "создание дискриминационных условий" части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Чукотэнерго" в срок до 30 сентября 2010 г. прекратить нарушение пункта 3 и пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- прекратить действия, ущемляющие интересы Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Г", в части отказа в праве самостоятельного выбора варианта тарифа по оплате электрической энергии в 2010 году;
- прекратить действия, ущемляющие интересы Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Г", в части создания дискриминационных условий.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение УФАС по Чукотскому автономному округу от 24.09.2010
<О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства>

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru