АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2010 г. по делу № А14-9119-2010/275/26
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "В" (далее - заявитель, Общество, ООО "В") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании решения Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области (далее - ответчик, Департамент), изложенного в Уведомлении № 01-02/1934 от 30.06.2010 г., о запрете проведения ООО "В" негосударственной региональной стимулирующей лотереи "Л" на территории Воронежской области с 15 сентября 2010 по 10 сентября 2011 г. незаконным, как несоответствующим Федеральному закону № 138-ФЗ от 11.11.2003 г. "О лотереях"; а также обязать Департамент внести информацию о негосударственной региональной стимулирующей лотереи "Л", проводимой ООО "В" с 15 сентября 2010 по 10 сентября 2011 г., в Государственный реестр региональных лотерей Воронежской области.
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебное заседание, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, ответчик не явился. В порядке ст. 156 АПК РФ дело слушалось в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует:
16.06.2010 г. Обществом было представлено в Департамент уведомление о проведении негосударственной региональной стимулирующей лотереи "Л" со сроком проведения с 15 сентября 2010 по 10 сентября 2011 г.
Рассмотрев указанное уведомление, Департамент принял решение о запрете проведения стимулирующей лотереи. Данное решение доведено до сведения заявителя уведомлением от 30.06.2010 г. № 01-02/1934, в обоснование своего решения Департамент сослался на подпункт 2 пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ.
Полагая, что решение о запрете проведения стимулирующей лотереи противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ "О Лотереях" (далее - Закон № 138-ФЗ) одним из видов лотереи является стимулирующая лотерея.
Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном статьей 7 Закона 138-ФЗ.
Указанное Уведомление, согласно части 2 статьи 7 Закона о лотереях, должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.
В части 2 статьи 7 Закона о лотереях определен перечень документов, которые необходимо приложить к уведомлению.
В силу части 3 статьи 7 Закона № 138-ФЗ уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений;
4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Согласно статье 9 Закона условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи.
Условия стимулирующей лотереи включают в себя, в том числе, права и обязанности участников стимулирующей лотереи (п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона № 138-ФЗ).
В соответствии с Положением
о департаменте по развитию предпринимательства и потребительского рынка, утвержденного постановлением правительства Воронежской области 07.05.2009 г. № 357, одной из задач указанного департамента является государственное регулирование отношений, возникающих в области региональных лотерей и их проведения (пункт 2.12
Положения).
К функциям Департамента отнесен контроль за проведением лотерей, ведение государственного реестра региональных лотерей, а также выдача разрешений на проведение региональных лотерей (пункты 3.1.10
, 3.1.14
, 3.2.7
Положения).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Обществом 16.06.2010 г. представлено Департаменту уведомление о проведении негосударственной региональной стимулирующей лотереи "Л".
К данному уведомлению приложены все необходимые в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона № 138-ФЗ документы, в том числе условия стимулирующей лотереи. Данное обстоятельство подтверждается описью документов, представляемых лицензиатом ООО "В" с отметкой сотрудника Департамента о принятии.
Посчитав, что представленные заявителем Условия проведения стимулирующей лотереи не содержат положений о правах и обязанностях участников лотереи, а лишь "отсылают" участников к нормам действующего законодательства РФ, Департамент на основании пункта 2 части 3 статьи 7 Закона о лотереях в установленный законом срок принял решение о запрете проведения стимулирующей лотереи, изложенное в уведомление № 01-02/1934 от 30.06.2010 г.
Данный вывод Департамента опровергается материалами дела, а именно, Условия негосударственной региональной стимулирующей лотереи "Л" содержат раздел 5 (подпункты 5.1 - 5.6), посвященный правам и обязанностям участников лотереи, где подробно разъяснены основные права и обязанности участников лотереи.
Кроме того, в других разделах Условий более конкретизированы некоторые права и обязанности участников лотереи (в том числе, в разделе 7 "Способ заключения договора между организатором и участником лотереи", в разделе 8 "Порядок проведения розыгрыша, алгоритм определения выигрышей", в разделе 9 "Порядок и сроки получения выигрышей").
При этом суд отмечает, что Федеральный закон от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ не содержит перечень прав и обязанностей участников лотереи, обязательный для внесения в Условия проведения лотереи. Перечисление основных прав и обязанностей участников лотереи наряду со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации не противоречит требованиям Закона № 138-ФЗ.
Других оснований для запрета проведения спорной лотереи ответчиком не приведено.
При таких обстоятельствах, учитывая представление заявителем полного комплекта документов, соответствующих требованиям Закона о лотереях, содержащих достоверные сведения; принимая во внимание отсутствие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов, суд приходит к выводу, что у Департамента отсутствовали основания для запрета проведения стимулирующей лотереи.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако, в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ Департаментом не представлено суду доказательств законности и обоснованности принятия оспариваемого решения о запрете проведения стимулирующей лотереи.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения дела, расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. относятся на Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
Признать незаконным решение Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области о запрете проведения обществом с ограниченной ответственностью "В" негосударственной региональной стимулирующей лотереи "Л" на территории Воронежской области с 15 сентября 2010 по 10 сентября 2011 г., выраженное в уведомлении от 30.06.2010 г. № 01-02/1934, как не соответствующее Федеральному закону от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ "О Лотереях".
Обязать департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области устранить допущенные указанным решением нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "В" путем внесения информации о стимулирующей лотерее "Л", проводимой обществом с ограниченной ответственностью "В" на территории Воронежской области с 15 сентября 2010 по 10 сентября 2011 г., в Государственный реестр региональных лотерей Воронежской области.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, находящегося по адресу: <...> (ОГРН <...>), в пользу общества с ограниченной ответственностью "В", находящегося по адресу: <...> (ОГРН <...>), судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.