Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2010 г. по делу № А14-9119-2010/275/26

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "В" (далее - заявитель, Общество, ООО "В") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании решения Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области (далее - ответчик, Департамент), изложенного в Уведомлении № 01-02/1934 от 30.06.2010 г., о запрете проведения ООО "В" негосударственной региональной стимулирующей лотереи "Л" на территории Воронежской области с 15 сентября 2010 по 10 сентября 2011 г. незаконным, как несоответствующим Федеральному закону № 138-ФЗ от 11.11.2003 г. "О лотереях"; а также обязать Департамент внести информацию о негосударственной региональной стимулирующей лотереи "Л", проводимой ООО "В" с 15 сентября 2010 по 10 сентября 2011 г., в Государственный реестр региональных лотерей Воронежской области.
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебное заседание, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, ответчик не явился. В порядке ст. 156 АПК РФ дело слушалось в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует:
16.06.2010 г. Обществом было представлено в Департамент уведомление о проведении негосударственной региональной стимулирующей лотереи "Л" со сроком проведения с 15 сентября 2010 по 10 сентября 2011 г.
Рассмотрев указанное уведомление, Департамент принял решение о запрете проведения стимулирующей лотереи. Данное решение доведено до сведения заявителя уведомлением от 30.06.2010 г. № 01-02/1934, в обоснование своего решения Департамент сослался на подпункт 2 пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ.
Полагая, что решение о запрете проведения стимулирующей лотереи противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ "О Лотереях" (далее - Закон № 138-ФЗ) одним из видов лотереи является стимулирующая лотерея.
Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном статьей 7 Закона 138-ФЗ.
Указанное Уведомление, согласно части 2 статьи 7 Закона о лотереях, должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.
В части 2 статьи 7 Закона о лотереях определен перечень документов, которые необходимо приложить к уведомлению.
В силу части 3 статьи 7 Закона № 138-ФЗ уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений;
4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Согласно статье 9 Закона условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи.
Условия стимулирующей лотереи включают в себя, в том числе, права и обязанности участников стимулирующей лотереи (п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона № 138-ФЗ).
В соответствии с Положением о департаменте по развитию предпринимательства и потребительского рынка, утвержденного постановлением правительства Воронежской области 07.05.2009 г. № 357, одной из задач указанного департамента является государственное регулирование отношений, возникающих в области региональных лотерей и их проведения (пункт 2.12 Положения).
К функциям Департамента отнесен контроль за проведением лотерей, ведение государственного реестра региональных лотерей, а также выдача разрешений на проведение региональных лотерей (пункты 3.1.10, 3.1.14, 3.2.7 Положения).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Обществом 16.06.2010 г. представлено Департаменту уведомление о проведении негосударственной региональной стимулирующей лотереи "Л".
К данному уведомлению приложены все необходимые в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона № 138-ФЗ документы, в том числе условия стимулирующей лотереи. Данное обстоятельство подтверждается описью документов, представляемых лицензиатом ООО "В" с отметкой сотрудника Департамента о принятии.
Посчитав, что представленные заявителем Условия проведения стимулирующей лотереи не содержат положений о правах и обязанностях участников лотереи, а лишь "отсылают" участников к нормам действующего законодательства РФ, Департамент на основании пункта 2 части 3 статьи 7 Закона о лотереях в установленный законом срок принял решение о запрете проведения стимулирующей лотереи, изложенное в уведомление № 01-02/1934 от 30.06.2010 г.
Данный вывод Департамента опровергается материалами дела, а именно, Условия негосударственной региональной стимулирующей лотереи "Л" содержат раздел 5 (подпункты 5.1 - 5.6), посвященный правам и обязанностям участников лотереи, где подробно разъяснены основные права и обязанности участников лотереи.
Кроме того, в других разделах Условий более конкретизированы некоторые права и обязанности участников лотереи (в том числе, в разделе 7 "Способ заключения договора между организатором и участником лотереи", в разделе 8 "Порядок проведения розыгрыша, алгоритм определения выигрышей", в разделе 9 "Порядок и сроки получения выигрышей").
При этом суд отмечает, что Федеральный закон от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ не содержит перечень прав и обязанностей участников лотереи, обязательный для внесения в Условия проведения лотереи. Перечисление основных прав и обязанностей участников лотереи наряду со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации не противоречит требованиям Закона № 138-ФЗ.
Других оснований для запрета проведения спорной лотереи ответчиком не приведено.
При таких обстоятельствах, учитывая представление заявителем полного комплекта документов, соответствующих требованиям Закона о лотереях, содержащих достоверные сведения; принимая во внимание отсутствие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов, суд приходит к выводу, что у Департамента отсутствовали основания для запрета проведения стимулирующей лотереи.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако, в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ Департаментом не представлено суду доказательств законности и обоснованности принятия оспариваемого решения о запрете проведения стимулирующей лотереи.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения дела, расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. относятся на Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным решение Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области о запрете проведения обществом с ограниченной ответственностью "В" негосударственной региональной стимулирующей лотереи "Л" на территории Воронежской области с 15 сентября 2010 по 10 сентября 2011 г., выраженное в уведомлении от 30.06.2010 г. № 01-02/1934, как не соответствующее Федеральному закону от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ "О Лотереях".
Обязать департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области устранить допущенные указанным решением нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "В" путем внесения информации о стимулирующей лотерее "Л", проводимой обществом с ограниченной ответственностью "В" на территории Воронежской области с 15 сентября 2010 по 10 сентября 2011 г., в Государственный реестр региональных лотерей Воронежской области.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, находящегося по адресу: <...> (ОГРН <...>), в пользу общества с ограниченной ответственностью "В", находящегося по адресу: <...> (ОГРН <...>), судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2010 по делу № А14-9119-2010/275/26
Суд признал незаконным решение департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка ВО о запрете проведения обществом негосударственной региональной стимулирующей лотереи, поскольку ФЗ от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О Лотереях" не содержит перечня прав и обязанностей участников лотереи, обязательного для внесения в условия проведения лотереи.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru