Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2010 г. по делу № А82-8132/2010-27

Резолютивная часть решения объявлена 17.09.2010.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Н.А. Розовой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Н.А. Розовой,
рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Ярославльводоканал"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля,
с привлечением к участию в деле в качестве второго ответчика инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля,
о признании недействительным решения инспекции от 21.04.2010 № 06-08/008020 об отказе в возврате излишне уплаченного водного налога в сумме 851225 руб.,
при участии:
от заявителя: Подчищалова Н.В. - представитель по доверенности от 18.02.2009, Быстров И.В. - представитель по доверенности от 01.08.2010,
от ответчика 1: Малышева Т.К. - начальник юридического отдела, доверенность от 11.01.2010,
от ответчика 2: Алексеева Н.Н. - специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность от 11.01.2010,

установил:

открытое акционерное общество "Ярославльводоканал" (далее - ОАО "Ярославльводоканал", Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля от 21.04.2010 № 06-08/008020 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного водного налога за 1 квартал 2007 г. в сумме 851225 руб. и обязании инспекции устранить нарушение прав и законных интересов общества.
В обоснование предъявленных требований Общество указывает, что излишняя уплата водного налога в сумме 851225 руб. образовалась в связи с подачей уточненной декларации по водному налогу за 1 квартал 2007 г., декларация подана в надлежащий налоговый орган по месту нахождения обособленного структурного подразделения - водопользователя, заявление о возврате представлено в инспекцию своевременно, 19.04.2010, и подлежит исполнению. Заявитель ссылается на ст. ст. 30, 50, 80, 81, 78 НК РФ, приказы МНС и ФНС России, указывает, что налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов и сборов, в связи с чем возврат налога должен осуществить налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения, а реорганизация предприятия и закрытие инспекцией лицевого счета правопредшественника не лишает организацию - правопреемника права на возврат излишне уплаченного налога.
Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что уточненная налоговая декларация и заявление о возврате налога поданы в ненадлежащий налоговый орган, возврат должен осуществляться Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, где организация состоит на налоговом учете как крупнейший налогоплательщик. Кроме того, лицевой счет правопредшественника МУП "Ярославльводоканал" закрыт в связи с реорганизацией юридического лица, переплата образовалась у вновь возникшей организации ОАО "Ярославльводоканал", состоящей на налоговом учете в ИФНС по Ленинскому району г. Ярославля, и инспекция не может возвратить излишне уплаченный налог в связи с отсутствием переплаты по лицевому счету МУП "Ярославльводоканал".
Определением суда от 28.07.2010 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля, в которой ОАО "Ярославльводоканал" состоит на учете по месту своего нахождения и в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Ответчиком ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля предъявленные требования не признаны, в судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля пояснил, что уточненная налоговая декларация была представлена заявителем в ИФНС по Ленинскому району г. Ярославля, и инспекция передала эту декларацию в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля, поскольку не могла провести камеральную проверку уточненной налоговой декларации, так как объект налогообложения водным налогом находится не на территории ИФНС России по Ленинскому району. Лицевые карточки МУП "Ярославльводоканал" закрыты, ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля осуществить возврат излишне уплаченного налога не может.
Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Ярославльводоканал" создано 04.06.2008 путем реорганизации в форме преобразования и является правопреемником муниципального унитарного предприятия "Ярославльводоканал" города Ярославля (далее - МУП "Ярославльводоканал"). С этой даты Общество состоит на налоговом учете по месту нахождения и в качестве крупнейшего налогоплательщика в Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля.
26.06.2008 Общество поставлено на налоговый учет в инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля по месту нахождения обособленного подразделения - Центра по работе с населением. До этого в данной инспекции с 07.05.2001 налогоплательщик состоял на учете по месту нахождения обособленного подразделения МУП "Ярославльводоканал".
Согласно пояснениям представителя заявителя, в Дзержинском районе г. Ярославля у организации находится Северная водопроводная станция, через которую осуществляется водопользование (забор воды), существовавшая и до проведения реорганизации.
В соответствии с первоначальной декларацией по водному налогу за 1 квартал 2007 г., представленной в Инспекцию ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля 18.04.2007, МУП "Ярославльводоканал" исчислило к уплате налог в сумме 2895348 руб. исходя из объема забранной воды. Сумма налога перечислена в бюджет полностью платежным поручением от 19.04.2007 № 2367.
По уточненной декларации за 1 квартал 2007 г. от 19.04.2010, поданной ОАО "Ярославльводоканал" - правопреемником МУП "Ярославльводоканал" по телекоммуникационным каналам связи в инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, за указанный период к уплате заявлено 2044123 рубля. На титульном листе этой декларации указано, что декларация подается ОАО "Ярославльводоканал" в "ИФНС России по Дзержинскому р-ну г. Ярославля". Налоговая декларация передана инспекцией в ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля.
Сумма излишне уплаченного водного налога составила 851225 руб.
В этот же день, в пределах установленного статьей 78 НК РФ трехлетнего срока со дня уплаты налога, ОАО "Ярославльводоканал" подано заявление № 15-01/1960 в Инспекцию ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля о возврате в соответствии со ст. 78 НК РФ денежных средств в сумме 851225 руб. по уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2007 г. по водному налогу.
Письмом от 21.04.2010 № 06-08/008020 ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля сообщила Обществу, что представленная уточненная декларация по водному налогу за 1 квартал 2007 г. не принята к исполнению в связи с тем, что в соответствии со ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником. Инспекция со ссылкой на п. 2 ст. 50, п. 3 ст. 80 НК РФ сообщила, что уточненные налоговые декларации по обособленным подразделениям реорганизованной организации представляются в налоговый орган по месту учета организации - правопреемника. В связи с этим Обществу предложено направить декларацию по месту учета головной организации, представить ее в налоговый орган по месту учета головной организации. Также в письме указано, что письмо от 19.04.2010 № 15-01/1960 о возврате денежных средств по уточненной декларации не может быть исполнено.
Отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного налога послужил основанием для обращения организации с рассматриваемыми требованиями в суд.
Настаивая на правомерности своих требований, представитель Общества указал, что заявление о возврате налога подано своевременно и в надлежащий налоговый орган применительно к установленному порядку подачи отчетности, месту водопользования и администрированию налога.
Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3). В силу п.п. 7, 8 и 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом.
Из положений указанных норм следует, что налогоплательщик в течение трех лет со дня уплаты налога (пени) вправе предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Судом установлено, что у ОАО "Ярославльводоканал" образовалась переплата по водному налогу за 1 квартал 2007 г. в сумме 851225 руб., заявленная к возврату путем подачи заявления в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля. Уточненная декларация от 19.04.2010 инспекцией получена.
Установленный статьей 78 НК РФ трехлетний срок обращения в налоговый орган за возвратом излишне уплаченного налога заявителем соблюден, факт наличия подлежащей возврату переплаты в сумме 851225 руб. за 1 квартал 2007 г. инспекции не отрицают. При этом оба налоговых органа считают, что на них не лежит обязанность по возврату излишне уплаченного налога. ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля полагает, что Обществом не соблюден порядок подачи в налоговый орган уточненной декларации и заявления о возврате излишне уплаченных сумм.
Данный довод ответчика суд считает не соответствующим нормам действующего налогового законодательства.
Согласно п. 10 ст. 50 Налогового кодекса РФ при отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса РФ. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса. При этом в данной норме не содержится какого-либо специального указания на то, что возврат сумм в таком случае осуществляет исключительно инспекция по месту нахождения реорганизованного юридического лица.
Аналогичным образом порядок подачи деклараций, установленный в ст. 80, 81 и 333.15 Налогового кодекса РФ, не предусматривает специальных требований для представления уточненных деклараций в отношении реорганизованных организаций.
В соответствии со ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Согласно п. 4 Положения о федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
В связи с этим суд считает, что при наличии нескольких инспекций, в которых налогоплательщик состоит на учете, он имеет право самостоятельно определить налоговый орган, ответственный за исполнение соответствующей обязанности по возврату налога.
Как видно из материалов дела, заявитель является единственным правопреемником муниципального унитарного предприятия "Ярославльводоканал" города Ярославля, что подтверждается уставом ОАО "Ярославльводоканал", выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.06.2010, содержащей сведения о порядке создания ОАО "Ярославльводоканал". Налогоплательщик состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля в связи с наличием обособленного структурного подразделения и сдает в данную инспекцию отчетность по водному налогу по месту водопользования. После реорганизации организации осуществляемые налоговыми органами обязанности перед налогоплательщиком, в том числе по возврату налога, не прекратились и не изменились. Доказательства обратного отсутствуют.
Кроме того, Инспекции ФНС России по Дзержинскому и по Ленинскому районам г. Ярославля расположены внутри одного муниципального образования - город Ярославль с единым бюджетом, и фактическое местонахождения Общества и его структурного подразделения определяется как город Ярославль.
В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса РФ и с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, действия по возврату излишне уплаченной суммы налога должен произвести налоговый орган, в который налогоплательщик обратился с заявлением о возврате водного налога. В связи с этим требования ОАО "Ярославльводоканал" о признании недействительным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля в возврате спорной суммы налога, выраженного в письме 21.04.2010 № 06-08/008020, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ понесенные заявителем судебные расходы подлежат взысканию с ответчика.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействительными решение Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля от 21.04.2010 № 06-08/008020 в части отказа ОАО "Ярославльводоканал" в осуществлении возврата излишне уплаченного водного налога за 1 квартал 2007 года в размере 851225 руб.
Обязать Инспекцию ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата ОАО "Ярославльводоканал" излишне уплаченного водного налога за 1 квартал 2007 года в размере 851225 руб.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля в пользу открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" 2000 руб. в возмещение расходов по госпошлине. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров), в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья
Н.А.РОЗОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Решение Арбитражного суда ЯО от 23.09.2010 по делу № А82-8132/2010-27
Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 17.03.2011 по делу № А82-8132/2010-27 данное решение и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 по данному делу оставлены без изменения.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 по делу № А82-8132/2010-27 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда ЯО от 23.09.2010 по делу № А82-8132/2010-27
<В соответствии с положениями НК РФ действия по возврату излишне уплаченной суммы водного налога должен произвести налоговый орган, в который налогоплательщик обратился с заявлением о возврате такого налога, а при наличии нескольких инспекций, в которых налогоплательщик состоит на учете, он имеет право самостоятельно определить налоговый орган, ответственный за такой возврат>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru