Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2011 г. по делу № А74-22/2011

Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2011.
Мотивированное решение изготовлено 05.05.2011.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Е.В. Каспирович, судей Т.Г. Коршуновой, И.В. Тутарковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.Б. Кольмиллер, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филиппова Алексея Михайловича (ОГРНИП 304190235500171, ИНН 190600029682), с. Сабинка Бейского района,
к Совету депутатов муниципального образования Бейский район, с. Бея Бейского района,
о признании недействующим решения от 26.02.2008 № 101 "Об утверждении коэффициентов для расчета размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков на территории муниципального образования Бейский район" в части,
при участии в деле прокурора Республики Хакасия, г. Абакан.
В судебном заседании принимали участие:
заявитель Филиппов А.М. (выписка из ЕГРИП);
от ответчика: Козин А.С. (доверенность от 03.02.2011);
от прокурора Республики Хакасия: Полежаева Н.С. (уведомление от 31.01.2011 № 8/3-8/1-2011, служебное удостоверение).

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Филиппов Алексей Михайлович обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Совету депутатов муниципального образования Бейский район (далее - Совет депутатов) о признании недействующим решения от 26.02.2008 № 101 "Об утверждении коэффициентов для расчета размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков на территории муниципального образования Бейский район" в части установления коэффициента 0,016 для земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями.
В предварительном судебном заседании 07.02.2011 в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Хакасия.
В судебном заседании Филиппов А.М. поддержал требование о признании решения Совет депутатов от 26.02.2008 № 101 недействующим. Считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". В обоснование требований заявитель указал следующее.
Коэффициент вида разрешенного использования на земельные участки, занятые сельскохозяйственными угодьями, в размере 0,016, утвержденный решением Совета депутатов 26.02.2008 № 101, является завышенным и не соответствует земельному законодательству.
Из положений статей 2, 8, 18, части 1 статьи 46, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2000 № 16-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О следует, что деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а также право частной собственности.
При установлении порядка определения размера арендной платы органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны руководствоваться Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, в том числе принципом экономической обоснованности.
В случае расчета арендной платы в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, (0,6% от кадастровой стоимости земельного участка) арендная плата бы составила 17.403 руб. 63 коп.
Таким образом, размер арендной платы, утвержденный оспариваемым решением, превышает в три раза размер арендной платы, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, имеющим большую юридическую силу. Тем самым оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель Совета депутатов возражал против заявленного требования, поддержал доводы, приведенные в отзыве на заявление, пояснил следующее.
Согласно пункту 2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05, при расчете арендной платы применяется коэффициент Кв, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка.
Во исполнение пункта 2.2 названного Положения Советом депутатов принято решение от 26.02.2008 № 101 "Об утверждении коэффициентов для расчета размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков на территории муниципального образования Бейский район". Пунктом 2.1.1 приложения к данному решению установлен коэффициент Кв для земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, в размере 0,016.
Согласно отчету закрытого акционерного общества "Инкам Консалтинг Групп" (далее - ЗАО "Инкам Консалтинг Групп") о результатах работ по проведению экономического обоснования для целей установления (дифференциации) ставок земельного налога и коэффициентов арендной платы по видам разрешенного использования на территории муниципального образования Бейский район на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков по объекту "Инвентаризации земель" от 01.12.2009 коэффициент Кв для земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, составил 0,016.
Следовательно, оспариваемый коэффициент Кв экономически обоснован, соответствует виду разрешенного использования, категории земельного участка и пункту 2.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05.
Правила определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, на которые ссылается заявитель, распространяются на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. Вместе с тем, арендуемые заявителем земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена. Размер арендной платы для таких земель утвержден Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05 в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации. Определение оспариваемого коэффициента Кв напрямую отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Представитель прокурора Республики Хакасия поддержал позицию заявителя, указал следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 установлены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления при установлении размера арендной платы. Такими принципами являются:
принцип экономической обоснованности;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки;
принцип поддержки социально значимых видов деятельности.
Пунктом 2.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05, определена формула расчета размера годовой арендной платы. При этом Кв - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка, является комплексным показателем, учитывающим как вид разрешенного использования земельного участка, так и категорию земельного участка.
Таким образом, Правительство Республики Хакасия установило, что органами местного самоуправления при установлении коэффициента Кв должны быть использованы только два параметра: вид разрешенного использования и категория земельного участка.
Советом депутатов, в нарушение установленного Правительством Республики Хакасия способа (методики) установления коэффициента Кв, использованы иные параметры при расчете данного коэффициента. Обоснование того, что при делении арендной платы за землю на удельный показатель кадастровой стоимости получается коэффициент Кв, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка, из представленной Советом депутатов формулы расчета коэффициента Кв не следует.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05 при расчете арендной платы за земельный участок учитывается такой показатель, как УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка. Советом депутатов при расчете коэффициента Кв также используется показатель УПКС. Таким образом, в расчет арендной платы на территории муниципального образования Бейский район УПКС вошел дважды, что свидетельствует о его повторном использовании при определении размера арендной платы. Это привело к незаконному увеличению размера арендной платы.
Доводы Совета депутатов о наличии экономического обоснования спорного коэффициента не могут свидетельствовать об обоснованности утвержденного решением Совета депутатов от 26.02.2008 № 101 коэффициента Кв, поскольку указанное экономическое обоснование подготовлено ЗАО "Инкам Консалтинг Групп" 01.12.2009, то есть через два года после принятия оспариваемого решения.
Прокурор Республики Хакасия полагает, что заявление Филиппова А.М. подлежит удовлетворению, так как оспариваемое решение не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, Постановлению Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05 и нарушает права Филиппова А.М. в сфере предпринимательской деятельности.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
26.02.2008 Совет депутатов муниципального образования Бейский район принял решение № 101 "Об утверждении коэффициентов для расчета размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков на территории муниципального образования Бейский район".
Пунктом 2.1.1 приложения к данному решению для земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, установлен коэффициент вида разрешенного использования и категории земельного участка Кв - 0,016.
Решение Совета депутатов от 26.02.2008 № 101 опубликовано в газете "Саянская заря" от 04.03.2008 № 17 (8799).
Полагая, что решение от 26.02.2008 № 101 в части установления коэффициента 0,016 для земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, противоречит Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Филиппов А.М. обратился с заявлением о признании его недействующим.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 27, 29, 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Соответствующие разъяснения даны в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" и в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации".
Оспариваемое решение Совета депутатов от 26.02.2008 № 101 является нормативным правовым актам, поскольку оно устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Оспариваемый нормативный правовой акт связан с предпринимательской деятельностью заявителя, так как согласно договору аренды от 10.11.2008 № 240 он арендует земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 19:06:040601:55, находящийся по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, урочище Черное озеро, площадью 4.085.360 кв. м для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Как следует из приложения № 2 к договору аренды от 10.11.2008 № 240, при расчете размера арендной платы использовался установленный оспариваемым решением коэффициент Кв - 0,016.
Учитывая изложенное, а также субъектный состав спорного правоотношения, арбитражный суд признал, что рассмотрение заявления о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта относится к компетенции арбитражного суда.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Из приведенных норм следует, что в предмет исследования по настоящему делу входят обстоятельства, свидетельствующие о наличии полномочий на вынесение оспариваемого нормативного акта, о соответствии (несоответствии) оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении оспариваемым нормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из преамбулы оспариваемого нормативного акта усматривается, что Совет депутатов в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия" в целях повышения эффективности управления и распоряжения расположенными на территории муниципального образования Бейский район земельными участками принял решение от 26.02.2008 № 101 "Об утверждении коэффициентов для расчета размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков на территории муниципального образования Бейский район".
Согласно пунктам 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии с абзацами 2, 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия.
Пунктом 2.2 названного Положения в первоначальной редакции определена формула расчета размера годовой арендной платы за земельный участок, в которой участвует Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами местного самоуправления в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд полагает, что оспариваемое решение принято Советом депутатов в пределах представленных ему полномочий.
Из статей 2, 8, 18, 46, 55 Конституции Российской Федерации, правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2000 № 16-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, следует, что деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, а также право частной собственности.
Указанные правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации, обязательны для судов и учитываются арбитражным судом при проверке соответствия оспоренного положения нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлены следующие Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.
При установлении порядка определения размера арендной платы органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны руководствоваться указанными Основными принципами.
Во исполнение абзаца 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия.
Согласно пункту 2.1 Положения арендная плата за использование земельных участков устанавливается от их кадастровой стоимости, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Хакасия и настоящим Положением.
Пунктом 2.2 названного Положения определено, что размер годовой арендной платы за земельный участок рассчитывается по формуле Ап = КС x Кв x Ки, где:
Аn - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.;


КС - кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с земельным законодательством, руб.,

КС = S x УПКС, где:

S - площадь земельного участка, кв. м,
УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м;
Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка;
Ки - коэффициент инфляции.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.09.2010 № 472 "О внесении изменения в Положение о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденное Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05" в абзаце 8 пункта 2.2 названного Положения определение коэффициента Кв дополнено словами "с учетом экономического обоснования".
Пунктами 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами.
Как следует из пояснений представителя Совета депутатов, нормативного правового акта, устанавливающего формулу расчета спорного коэффициента Кв, не имеется. Данный коэффициент установлен Советом депутатов с учетом вида разрешенного использования и категории земельного участка, что соответствует пункту 2.2 Постановления Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05, и экономически обоснован, что подтверждается отчетом ЗАО "Инкам Консалтинг Групп" от 01.12.2009.
В ответ на запрос прокурора Республики Хакасия от 05.03.2011 № 8/3-8/1-2011 Совет депутатов в письме без номера и без даты разъяснил, что для определения коэффициента Кв применена следующая формула:

Кв = Арендная плата за землю / УПКС, где:

РУД - рента на 1 кв. м,

РУД = (ПП x ДЛР / ЗМФ) x 1000,

ПП - прогноз прибыли с учетом диспаритета,

ПП = СРП x ИНД,

СРП - прибыль, среднее значение по сельскому хозяйству (определен на основании статистических данных),
ИНД - индекс диспаритета цен (определен на основании статистических данных индекса роста цен на сельскохозяйственную продукцию к индексу роста затрат),
ДЛР - доля ренты в прибыли (согласно С.И. Носову доля фактора земли в прибавочном продукте - до 35% для сельского хозяйства),
ЗМФ - всего фактически засеянных сельскохозяйственных земель (определен на основании статистических данных),
УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости (согласно Постановлению Правительства Республики Хакасия от 11.05.2007 № 150 "Об утверждении уточненных результатов государственной кадастровой оценки и удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Республики Хакасия" равен 0,35%).
Со ссылкой на справку общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза и оценка региональной собственности" от 17.03.2011 о порядке определения коэффициента вида разрешенного использования и категории земельного участка, для земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, представитель Совета депутатов пояснил, что для определения коэффициента Кв использована формула Кв = Арендная плата за землю/УПКС. Для земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями в основе определения рентной компоненты применяется оценка доли ренты в чистом доходе. Согласно коэффициентам, предложенным Носовым С.Н. для сельского хозяйства, доля фактора земли в прибавочном продукте составляет до 35%. При этом при проведении расчета данного коэффициента используются следующие параметры:
Для расчета размера арендной платы (числитель формулы):
- прибыль (среднее значение по сельскому хозяйству),
- доля ренты в прибыли,
- индекс диспаритета цен (индекс роста цен на сельскохозяйственную продукцию к индексу роста затрат),
- прогноз прибыли с учетом диспаритета,
- объем фактически засеянных сельскохозяйственных земель;
При расчете УПКС (знаменатель формулы):
- местоположение участка,
- рыночная стоимость земельного участка,
- этап освоения земельного участка,
- доходность земельного участка и прочее.
При исследовании представленной Советом депутатов формулы арбитражный суд пришел к выводу о том, что примененная в расчете формула не определена действующим законодательством. Расчет коэффициента Кв, который в соответствии с пунктом 2.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05, должен производиться в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка, произведен Советом депутатов произвольно путем простого подбора цифр.
Как следует из пункта 2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05, Кв - это коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования.
Таким образом, коэффициент Кв является комплексным показателем, учитывающим вид разрешенного использования земельного участка и категорию земельного участка. В силу требований названного нормативного правового акта органами местного самоуправления при установлении коэффициента Кв должны быть использованы два параметра: вид разрешенного использования и категория земельного участка.
Советом депутатов в нарушение установленного Правительством Республики Хакасия способа (методики) установления коэффициента Кв использованы иные параметры при расчете спорного коэффициента, а именно: прибыль, доля ренты в прибыли, индекс диспаритета цен, прогноз прибыли с учетом диспаритета, объем фактически засеянных сельскохозяйственных земель, УПКС (удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка), рассчитываемый с учетом местоположения участка, рыночной стоимости земельного участка, этапа освоения земельного участка и доходности земельного участка.
Советом депутатов расчет коэффициента Кв произведен арифметически путем деления размера арендной платы на УПКС (удельный показатель кадастровой стоимости). Вместе с тем, Совет депутатов не обосновал и не доказал того, что при делении размера арендной платы на УПКС получается коэффициент Кв, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка.
Согласно пункту 2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05, размер годовой арендной платы за земельный участок определяется по формуле Аn = КС x Кв x Ки, где:

КС = S x УПКС, где:

S - площадь земельного участка, кв. м;
УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м.
Таким образом, при расчете арендной платы за земельный участок учитывается такой показатель, как УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка. Советом депутатов при расчете коэффициента Кв также использован данный показатель УПКС.
Таким образом, в расчет арендной платы на территории муниципального образования Бейский район УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка вошел дважды. По мнению арбитражного суда, повторное использование при расчете арендной платы показателя УПКС привело к неверному определению размера арендной платы. Из анализа пунктов 2.1, 2.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05, не усматривается, что расчет годовой арендной платы должен производиться через двойное использование в формуле годовой арендной платы показателя УПКС.
Одним из утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 209-О, в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается. Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в связи с аналогичным порядком установления ставок как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, применяется арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела.
Совет депутатов в обоснование размера коэффициента Кв представил в материалы дела отчет о результатах работ по проведению экономического обоснования для целей установления (дифференциации) ставок земельного налога и коэффициентов арендной платы по видам разрешенного использования на территории муниципального образования Бейский район на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков по объекту "Инвентаризация земель" от 01.12.2009, составленный ЗАО "Инкам Консалтинг Групп".
Арбитражный суд не принимает указанный отчет в качестве доказательства экономической обоснованности коэффициента Кв в размере 0,016 для земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, поскольку коэффициент Кв в размере 0,016 был установлен Советом депутатов оспариваемым решением от 26.02.2008 № 101, тогда как отчет изготовлен 01.12.2009, то есть через два года после установления спорного коэффициента.
Данный отчет не является доказательством проведения экономического анализа для обоснования спорного коэффициента также и потому, что из его текста не усматривается проведение экономической оценки территории в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков. На странице 26 отчета имеются ссылки на статистические данные и экспертные заключения, тексты которых в материалы дела не представлены.
Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что при утверждении коэффициента Кв в размере 0,016 для земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, Совет депутатов руководствовался только бюджетным интересом, то есть необходимостью восполнения доходной части местного бюджета, но не экономическими расчетами оценочных характеристик земельных участков.
Вместе с тем, размеры дифференциации арендной платы не могут быть произвольными, нарушать права арендаторов и приводить к неравенству между лицами, арендующими земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и лицами, арендующими земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Так, на странице 4 заявления приведен расчет, согласно которому арендаторы земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, уплачивают в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, арендную плату в 3 раза меньше, чем заявитель.
Таким образом, Советом депутатов не доказаны: законность установления коэффициента Кв в размере 0,016 для земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, государственная собственность на которые не разграничена; установление коэффициента в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков; экономическая обоснованность установления конкретного размера спорного коэффициента; соответствие коэффициента Кв общим принципам определения арендной платы.
Учитывая совокупность приведенных обстоятельств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что решение Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 26.02.2008 № 101 "Об утверждении коэффициентов для расчета размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков на территории муниципального образования Бейский район" в части установления коэффициента вида разрешенного использования для земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, в размере 0,016 не соответствует пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", разделу 2 Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия", утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05, и нарушает права и законные интересы главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филиппова А.М.
В связи с установленными судом обстоятельствами в соответствии со статьями 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования следует удовлетворить.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 200 рублей, уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд по квитанции от 27.12.2010. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит судебные расходы по уплате государственной пошлины на Совет депутатов муниципального образования Бейский район.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филиппова Алексея Михайловича удовлетворить.
Признать недействующим решение Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 26.02.2008 № 101 "Об утверждении коэффициентов для расчета размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков на территории муниципального образования Бейский район" в части установления коэффициента вида разрешенного использования для земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, в размере 0,016, как противоречащее Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Постановлению Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия".
2. Взыскать с Совета депутатов муниципального образования Бейский район, расположенного по адресу: с. Бея, ул. Площадь Советов, д. 20, в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филиппова Алексея Михайловича расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
3. Выдать исполнительный лист.
Согласно части 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и в соответствии с частью 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Председательствующий судья
Е.В.КАСПИРОВИЧ

Судьи
Т.Г.КОРШУНОВА
И.В.ТУТАРКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 05.05.2011 по делу № А74-22/2011
<О признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 26.02.2008 № 101 "Об утверждении коэффициентов для расчета размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков на территории муниципального образования Бейский район" в части установления коэффициента 0,016 для земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru