ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПЯТЫЙ СОЗЫВ
Четвертое заседание
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2009 г. № 14
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
"О ПРОВЕДЕНИИ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЕ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ"
(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы
от 22.09.2009 № 26
, от 13.04.2010 № 17
, от 26.04.2011 № 49
)
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Законом
Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области", руководствуясь статьей 26
Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума решила:
(в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1. Утвердить Положение
"О проведении в Екатеринбургской городской Думе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов" (Приложение 1).
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его принятия.
3. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы".
4. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на Председателя Екатеринбургской городской Думы (Порунов Е.Н.).
Председатель городской Думы
Е.Н.ПОРУНОВ
Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 28 апреля 2009 г. № 14
ПОЛОЖЕНИЕ
"О ПРОВЕДЕНИИ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЕ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ"
(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы
от 22.09.2009 № 26
, от 13.04.2010 № 17
, от 26.04.2011 № 49
)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Законом
Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области" определяет:
(в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1) понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения;
2) коррупциогенные факторы;
(подп. 2 в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3) порядок проведения антикоррупционной экспертизы;
4) правила проведения антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения.
2. В порядке, предусмотренном в настоящем Положении, осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, принятых Екатеринбургской городской Думой, а также проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Екатеринбургской городской Думы.
Глава 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ,
ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
3. Антикоррупционная экспертиза - это выявление в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.
(в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26)
(см. текст в предыдущей редакции
)
4. В Екатеринбургской городской Думе осуществляются внутренняя, независимая (научная) и общественная антикоррупционные экспертизы.
5. Внутренняя антикоррупционная экспертиза осуществляется управлением по юридической работе Екатеринбургской городской Думы.
(в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 26.04.2011 № 49)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Абзацы второй - девятый утратили силу с 22 сентября 2009 года. - Решение
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26.
(см. текст в предыдущей редакции
)
6. Независимая (научная) антикоррупционная экспертиза осуществляется научными учреждениями, высшими учебными заведениями, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов соответствующего профиля, а также иными компетентными организациями и лицами по запросу Екатеринбургской городской Думы, постоянных комиссий Екатеринбургской городской Думы, депутатов Екатеринбургской городской Думы.
В качестве независимых экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке муниципального нормативного правового акта или проекта муниципального нормативного правового акта, направляемого для проведения антикоррупционной экспертизы.
В качестве независимых экспертов не могут привлекаться депутаты Екатеринбургской городской Думы, лица, замещающие муниципальные должности, а также муниципальные служащие.
7. Общественная антикоррупционная экспертиза осуществляется Общественной палатой муниципального образования "город Екатеринбург", иными институтами гражданского общества и гражданами по их собственной инициативе.
8. По результатам независимой (научной) и общественной антикоррупционных экспертиз составляются письменные заключения, которые подлежат обязательному рассмотрению Екатеринбургской городской Думой и носят рекомендательный характер.
Глава 3. КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ПОРЯДОК ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ
(ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы
от 22.09.2009 № 26)
(см. текст в предыдущей редакции
)
9. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы выявляются следующие коррупциогенные факторы:
1) коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
2) коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
(п. 9 в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 13.04.2010 № 17)
(см. текст в предыдущей редакции
)
10. Выявление указанных в пункте 9
настоящего Положения коррупциогенных факторов в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов осуществляется согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
(п. 10 в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26)
(см. текст в предыдущей редакции
)
11. Утратил силу. - Решение
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Глава 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
12. После внесения проекта муниципального нормативного правового акта в Екатеринбургскую городскую Думу проводится внутренняя антикоррупционная экспертиза проекта муниципального нормативного правового акта.
13. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупциогенные факторы или вывод об их отсутствии.
(в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Результаты проведенной внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта оформляются в виде отдельного заключения с соблюдением правил, предусмотренных в главе 5
настоящего Положения.
14. В случае, если проект муниципального нормативного правового акта направлялся для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционной экспертиз, к проекту наряду с заключением внутренней антикоррупционной экспертизы прилагаются соответствующие экспертные заключения. В случае, если в сроки, установленные для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, не поступило экспертных заключений, считается, что в результате проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз не выявлено коррупциогенных факторов.
(в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Глава 5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
15. При проведении внутренней антикоррупционной экспертизы осуществляется направленный на выявление коррупциогенных факторов анализ норм права, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта, включающий оценку предмета правового регулирования анализируемого акта, его целей и задач.
(в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26)
(см. текст в предыдущей редакции
)
16. В ходе проведения внутренней антикоррупционной экспертизы анализу подвергается каждая правовая норма, которая исследуется для выявления каждого из коррупциогенных факторов, указанных в пункте 9
настоящего Положения.
(в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26)
(см. текст в предыдущей редакции
)
17. В случае выявления коррупциогенных факторов в заключении указывается структурный элемент правового акта и коррупциогенные факторы, которые в нем содержатся. При этом приводится обоснование выявления каждого из коррупциогенных факторов и рекомендации по его устранению.
(в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26)
(см. текст в предыдущей редакции
)
18. В случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта положений, не относящихся к числу коррупциогенных факторов, указанных в пункте 9
настоящего Положения, но которые могут способствовать проявлениям коррупции, в заключении также предусматриваются рекомендации по их устранению.
(в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26)
(см. текст в предыдущей редакции
)
19. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется разработчикам данного проекта для устранения выявленных коррупциогенных факторов.
(в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26)
(см. текст в предыдущей редакции
)
20. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы действующего муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется Главе Екатеринбурга - Председателю Екатеринбургской городской Думы для решения вопроса о внесении изменений в действующий муниципальный нормативный правовой акт.
(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 № 26
, от 26.04.2011 № 49
)
(см. текст в предыдущей редакции
)