Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ

О ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ
ИЗ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

В соответствии с законодательством Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Жалоба - это письменное обращение налогоплательщика в налоговый орган, выражающее несогласие с актом ненормативного характера либо с действиями или бездействием должностных лиц налогового органа.
Под актом ненормативного характера, который может быть обжалован путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
К обязательному урегулированию споров в досудебном порядке относятся жалобы на решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Во всех остальных случаях подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в соответствующий суд. Апелляционная жалоба подается на не вступившее в силу решение налогового органа. Решение считается вступившим в силу по истечении 10 рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем его получения налогоплательщиком.
Подача апелляционной жалобы приостанавливает вступление решения в силу. Решение вступит в силу только со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Такая жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган. Жалоба на иные акты, действия или бездействие налогового органа подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Такая жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.
Если налогоплательщик по уважительной причине пропустил срок подачи жалобы, то этот срок по заявлению налогоплательщика, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом или вышестоящим налоговым органом.
При этом налогоплательщик должен представить доказательства того, что он пропустил срок подачи жалобы по уважительной причине.
Жалоба может быть подана как самим налогоплательщиком, так и его представителем. Если жалоба подается представителем налогоплательщика, то его полномочия должны быть документально подтверждены.
Уполномоченным представителем налогоплательщика может быть физическое или юридическое лицо, уполномоченное самим налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.
Если уполномоченный представитель является представителем юридического лица, то его полномочия должны быть подтверждены письменной доверенностью, совершенной в простой письменной форме или заверенной нотариально.
Если же уполномоченный представитель является представителем физического лица, то его полномочия должны быть в обязательном порядке подтверждены только нотариально удостоверенной доверенностью.
В случае если жалоба подается неуполномоченным представителем, то такую жалобу налоговый орган не рассматривает, о чем налогоплательщику сообщается в установленные сроки. Если органом, вынесшим оспариваемый акт ненормативного характера, являются инспекции ФНС России по Пермскому краю, то жалоба подается в Управление ФНС России по Пермскому краю. Если органом, вынесшим оспариваемый акт ненормативного характера, является Управление ФНС России по Пермскому краю, то жалоба (апелляционная жалоба) подается в ФНС России. Право на обжалование актов налоговых органов закреплено пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ, в соответствии с которыми каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.
Общий порядок обжалования регламентирован статьями 137-142 НК РФ. В целях применения статей 137 и 138 НК РФ следует учитывать, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
При этом необходимо учитывать, что акт, составленный по результатам камеральной (выездной) налоговой проверки (ст. 100 НК РФ), не может быть обжалован в административном порядке в соответствии со статьей 138 НК РФ в вышестоящем налоговом органе, так как он не является тем актом государственного органа, который порождает гражданские права и обязанности для сторон, он не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Письменные возражения на акт налоговой проверки могут быть поданы налогоплательщиком в налоговый орган, проводивший проверку, в порядке, установленном пунктом 6 статьи 100 НК РФ, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.
Итоговым документом является решение, принятое налоговым органом по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ), на которое, в случае несогласия и в порядке, установленном ст. 101.2, 137-139 НК РФ, налогоплательщик вправе подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).
Под действиями должностных лиц налоговых органов понимается любая их деятельность при осуществлении ими своих полномочий, касающаяся прав и обязанностей налогоплательщика (налогового агента).
Бездействие выражается в случаях, когда должностные лица налоговых органов не исполняют либо ненадлежаще осуществляют предписания НК РФ или уклоняются от их исполнения, а также злоупотребляют правом.
Деятельность налоговых органов регламентирована как по порядку, так и по срокам. В НК РФ перечислены основные права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц (ст. 31-33 НК РФ) и налогоплательщиков (ст. 21 и 23 НК РФ). Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган определены ст. 138 и 139 НК РФ.
По общему правилу жалоба на акт (кроме постановлений по делам об административных правонарушениях) налогового органа, действия или бездействие его должностного лица может быть подана в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Трехмесячный срок для обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) распространяется также на решение налогового органа по итогам проведенной камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 176 НК РФ. Подача жалобы на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ). Отдельный порядок и срок для обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), установленный ст. 101.2, абз. 3, 4 п. 2 ст. 139 НК РФ, распространяется на решения налогового органа, принятые в рамках ст. 101, 101.4 НК РФ по результатам проведенного налогового контроля.
В ст. 100.1 НК РФ выделено два производства:
- дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ;
- дела о налоговых правонарушениях (за исключением предусмотренных ст. 120, 122 и 123 НК РФ), выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.
Таким образом, налоговые органы принимают два вида решения:
1. Решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки (ст. 101 НК РФ) - решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. При этом соответствующее решение вручается налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения либо направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 9 ст. 101 НК).
2. Решение по результатам иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ) - решение о привлечении (об отказе в привлечении) лица к ответственности за налоговое правонарушение. При производстве по делу о налоговых правонарушениях по правилам, установленным ст. 101.4 НК РФ, решения вступают в силу сразу после их вынесения.
Срок для обращения с жалобой на вступившее в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения ограничен одним годом со дня вынесения обжалуемого решения (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы на акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа этот срок по заявлению (ходатайству) лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом (п. 2 ст. 139 НК РФ). Обращаясь вместе с заявлением (ходатайством) о восстановлении срока, необходимо приложить заверенные копии документов, подтверждающих доводы.
Необходимо учитывать, что для решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения пунктом 5 ст. 101.2 НК РФ установлен обязательный досудебный порядок урегулирования. Указанные решения налогового органа могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе, т.к. обращение налогоплательщика в суд с требованием, минуя вышестоящий налоговый орган, в соответствии со ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ будет являться основанием для оставления такого заявления арбитражным судом без рассмотрения. Кроме этого, на не вступившие в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения распространяется апелляционный порядок обжалования. Особенностью апелляционного порядка обжалования решений нижестоящего налогового органа является момент вступления в силу решения - с даты утверждения (изменения) вышестоящим налоговым органом (п. 2 ст. 101.2, ст. 101.3 НК РФ). В период рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом обжалуемое решение не имеет силы, а значит, по нему не производится взыскание. В остальных случаях подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнение обжалуемого акта или действия (п. 1 ст. 141 НК РФ).
В том числе специальный (апелляционный) порядок обжалования не распространяется на решения о привлечении (об отказе в привлечении) лица к ответственности за налоговое правонарушение, вынесенное в порядке статьи 101.4 НК РФ.
Для исчисления сроков при административном порядке обжалования необходимо обращать внимание и руководствоваться п. 6 ст. 6.1 НК РФ, согласно которому срок, не установленный в календарных днях, исчисляется в рабочих днях.
До принятия решения по поданной жалобе лицо, ее подавшее, может отозвать жалобу на основании письменного заявления. В этом случае обратившееся с жалобой лицо лишается права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (п. 4 ст. 139 НК РФ).
По результатам рассмотрения жалобы, поданной на действия или бездействие должностных лиц налогового органа, а также жалобы на вступившее в законную силу решение вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить акт налогового органа;
- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
- изменить решение или вынести новое решение.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе:
- оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
- отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
- отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ).
Обращая внимание на первые два варианта итогов рассмотрения апелляционной жалобы, решение нижестоящего налогового органа вступит в силу полностью или в части со дня утверждения его вышестоящим налоговым органом (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Для принятия решения вышестоящим налоговым органом по жалобе устанавливаются общие сроки. Они не зависят от вида жалобы.
Вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе в течение одного месяца со дня ее получения.
При необходимости получить у нижестоящих налоговых органов документы или информацию, необходимые для рассмотрения жалобы, срок продлевается на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Таким образом, предусмотренный НК РФ административный порядок для обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган направлен на защиту прав и законных интересов налогоплательщиков как субъектов налоговых правоотношений, призван сбалансировать отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, а также обладает рядом преимуществ, таких как простота и доступность, возможность оперативного предотвращения негативных последствий от исполнения актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, возможность определить позицию налогового органа.

О порядке оформления жалобы (апелляционной жалобы)

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме. Она должна быть подписана заявителем или его представителем (законным или уполномоченным). В жалобе (апелляционной жалобе) необходимо указать:
1) наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба), или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;
2) персональные данные заявителя: фамилия, имя и отчество (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства и номер телефона (при наличии);
3) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса РФ:
- фамилию, имя и отчество,
- дату и место рождения,
- пол,
- адрес места жительства,
- данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность,
- данные о гражданстве;
4) наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилия, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
5) требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
6) обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
7) суммы оспариваемых требований в разрезе (налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа);
8) расчет оспариваемой денежной суммы;
9) перечень прилагаемых документов.
В жалобе (апелляционной жалобе) должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность.

О перечне документов, которые рекомендуется приложить к жалобе (апелляционной жалобе), подаваемой в налоговый орган

К жалобе рекомендуется приложить:
1) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
2) расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета;
3) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае, если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).
Подписать жалобу может, помимо самого налогоплательщика, его законный или уполномоченный представитель.
Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.
Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При несоблюдении требований на подтверждение полномочий представителя в рассмотрении жалобы может быть отказано.

Об основаниях для оставления жалобы налогоплательщика без рассмотрения

1. Пропущен срок для обжалования.
Жалоба должна быть подана в пределах срока, установленного законодательством для ее подачи, а именно: жалоба на вступившее в законную силу решение подается в течение одного года с момента его вынесения, апелляционная жалоба - в течение 10 дней с момента его получения. Если 10-дневный срок пропущен, мы жалоба рассматривается не в апелляционном порядке, а как на вступившее в силу решение.
Жалоба на иные акты, действия или бездействие налогового органа подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
2. Жалоба подписана неустановленным лицом либо не содержит подписи налогоплательщика.
Подписать жалобу может, помимо самого налогоплательщика, его законный или уполномоченный представитель.
Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
Пунктом 3 указанной статьи НК РФ предусмотрено, что полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Пунктом 2 статьи 27 НК РФ предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях, в частности, с налоговыми органами. Пунктом 3 статьи 29 Кодекса установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при урегулировании налогового спора в досудебном порядке представитель налогоплательщика-гражданина может осуществлять свои полномочия на основании нотариально заверенной доверенности.
Жалоба должна содержать подпись лица, ее подавшего.
3. Наличие вступившего в силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.
4. Жалоба подана в неуполномоченный налоговый орган.
Жалобу необходимо подавать именно в тот налоговый орган, который уполномочен ее рассматривать, а апелляционную жалобу подавать через налоговый орган, вынесший решение. Несоблюдение указанного условия может выступать основанием для оставления жалобы без рассмотрения.
В практической деятельности управление не оставляет жалобы без рассмотрения по данному основанию, поскольку налоговые органы составляют единую систему: нижестоящие налоговые органы направляют в управление на рассмотрение жалобы на вступившие в силу решения, которые поступили в инспекцию.
Управление переправляет полученные им неапелляционные жалобы на свои решения в ФНС России.

Пресс-служба Управления




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


"О досудебном порядке урегулирования споров, вытекающих из налоговых правоотношений"
(подготовлено Управлением ФНС РФ по Пермскому краю)

О порядке оформления жалобы (апелляционной жалобы)
О перечне документов, которые рекомендуется приложить к жалобе (апелляционной жалобе), подаваемой в налоговый орган
Об основаниях для оставления жалобы налогоплательщика без рассмотрения

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru