Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 апреля 2011 г. по делу № 22-429/2011

Судья Грабовская С.И.
Докладчик Ненашева И.В.
Судебная коллегия по уголовным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Мартынова И.И.
судей Ненашевой И.В., Фролова Ю.И.
с участием прокурора Казаченко Д.В.
адвоката Сухарева И.В.,
осужденного М.А.
потерпевшей П.Л.
при секретаре И.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Сухарева И.В. в защиту интересов осужденного М.А. на приговор Советского районного суда г. Липецка от 21 февраля 2011 года, которым:
М.А., <...>, русский, гражданин РФ, женатый, имеющий на иждивении несовершеннолетнего ребенка, имеющий среднее образование, работающий оператором в ООО "Л", зарегистрированный и проживающий <...>, ранее не судим,
осужден по ч. 1 ст. 264 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права управлять транспортным средством сроком на 2 года.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в силу М.А. оставлена прежней, затем отменена.
Срок отбывания наказания М.А. исчислен со дня прибытия осужденного в колонию-поселение.
Время следования осужденного М.А. к месту отбывания наказания зачтено в срок лишения свободы из расчета один день пути за один день лишения свободы.
Постановлено М.А. в соответствии со ст. 75.1 УИК РФ, после вступления приговора в законную силу следовать в колонию-поселение за счет средств государства самостоятельно.
С М.А. постановлено взыскать в пользу П.Л. в счет компенсации морального вреда 100 000 (сто тысяч) рублей.
Вопрос о возмещении требований П.Л. о взыскании с М.А. материального ущерба в сумме 9 215 рублей 03 копейки передан для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Заслушав доклад судьи Ненашевой И.В., осужденного М.А., защитника Сухарева И.В., просивших снизить назначенное ему наказание до не связанного с лишением свободы, мнение прокурора Казаченко Д.В., потерпевшей П.Л., полагавших кассационную жалобу оставить без удовлетворения, а приговор суда - без изменения, судебная коллегия

установила:

Приговором суда М.А. признан виновным в том, что управляя автомобилем, допустил нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Преступление совершено в г. Липецке при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе защитник осужденного М.А. - адвокат Сухарев И.В. просит изменить приговор суда как несправедливый ввиду чрезмерной суровости назначенного осужденному наказания. Просит назначить более мягкое наказание не связанное с реальным лишением свободы. Считает неустановленным факт совершения преступления именно М.А., так как, по его мнению, никто из свидетелей не видел, кто именно управлял автомобилем. Показания свидетелей К.А. и Т.С., по его мнению, должны вызывать сомнения, так как Т.С. находился в состоянии алкогольного опьянения, видимость была ограничена. Судом не была установлена скорость автомобиля, не учтено обстоятельство, имелась ли у водителя автомобиля "Ниссан-Цефиро" техническая возможность предотвратить наезд путем торможения, поскольку потерпевшая П.Л. находилась на проезжей части дороги в темное время суток в алкогольном опьянении, а значит в действиях потерпевшей имеются нарушения Правил дорожного движения.
Кроме этого, указывает, что судом не учтены пункты 6 и 10 постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 года "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения", а также без учета данных смягчающих обстоятельств и без установления причинно-следственной связи между действиями подсудимого и наступившими последствиями.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы коллегия приходит к следующему.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Правилах дорожного движения РФ пункт 2.2.1 отсутствует, имеется в виду пункт 2.1.1.

Судом установлено, что 4 апреля 2010 года около 22 часов 40 минут М.А., управляя автомобилем марки Ниссан-Цефиро, с государственным регистрационным знаком <...>, принадлежащим Т.А., в нарушение п. 2.2.1 Правил дорожного движения РФ не имея при себе регистрационных документов, а также документов подтверждающих право владения, пользования или распоряжения данным автомобилем, двигаясь по проезжей части переулка Клеверный, со стороны улицы Ангарской в направлении завода "Прогресс", в нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения РФ со скоростью, не обеспечивающей ему возможности постоянного контроля над движением транспортного средства, во время движения проявил невнимательность и непредусмотрительность, не дал должной оценки дорожной обстановке, проезжая напротив дома 2 по переулку Клеверный, в нарушение п. 1.4. Правил дорожного движения РФ, выехал на полосу встречного движения, где при возникновении опасности для движения, которую он был в состоянии обнаружить, не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, в нарушение п. 9.10 Правил дорожного движения РФ, не выдержал безопасный боковой интервал до стоявшего на полосе встречного движения автомобиля марки ВАЗ-21093 с государственным регистрационным знаком <...>, в результате чего по неосторожности допустил наезд на автомобиль ВАЗ-21093, госномер <...>, который в результате столкновения допустил наезд на пешеходов, находившихся в районе автомобиля ВАЗ-21093 с государственным регистрационным знаком <...> - П.Л., Р.Н., Р.А., Е.А., Б.Д., К.Е.
В результате ДТП потерпевшей П.Л. были причинены телесные повреждения, расценивающие как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть.
М.А. в судебном заседании в совершении данного преступления виновным себя не признал и показал, 4.04.2010 года он с друзьями в районе завода "Прогресс" отмечал праздник Пасхи, при этом он спиртного не употреблял. Примерно в 22.00 часа за руль автомобиля "Ниссан-Цефиро", с государственным регистрационным знаком <...>, имея доверенность от имени хозяина автомобиля Т.А., села его супруга М.Н., он находился на переднем пассажирском сидении, на заднем сиденье были Л.Д. и еще один парень. Отъехав от завода "Прогресс", из телефонного разговора они узнали, что их друзья прокололи колесо, развернувшись, они поехали в обратном направлении со скоростью примерно 50 - 55 км/ч., и в районе переулка Клеверный допустили столкновение с автомобилем "ВАЗ", в момент ДТП автомобилем "Ниссан-Цефиро" управляла его супруга. Он видел, что на проезжей части справа по ходу их движения находился автомобиль "КамАЗ", слева автомобиль "ВАЗ", оба автомобиля были без огней. После ДТП он, его супруга и Л.Д. вышли из автомобиля, он пошел домой, сказав супруге разобраться в случившемся самостоятельно.
Доводы кассационной жалобы защитника о том, что судом так и не был установлен факт совершения преступления именно М.А., так как, по его мнению, никто из свидетелей не видел, кто именно управлял автомобилем, были тщательным образом проверены в судебном заседании и обоснованно отвергнуты в приведением убедительных мотивов в приговоре.
Так, будучи допрошенным в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 166 УК РФ, М.А. показал, что 4 апреля 2010 года после празднования Пасхи в компании своих друзей в около 22-00 часов Р.Н. предложил ему отвезти часть присутствующих по домам на автомобиле "Ниссан-Цефиро", он согласился, поскольку был трезв, при нем было водительское удостоверение. Р.Н. написал ему доверенность на право управления автомобилем, после чего он со своей супругой М.Н., Л.Д., Т.С., а также с незнакомым ему парнем на автомобиле "Ниссан-Цефиро" поехали домой, автомобилем управлял он. Через некоторое время Р.Н., позвонил Л.Д., попросил помочь им, поскольку на автомобиле ВАЗ-2109 спустило колесо. Он развернулся и поехал обратно. Подъезжая к автомобилю ВАЗ-2109, он не справился с управлением автомобиля "Ниссан-Цефиро", так как данный автомобиль имеет руль с правой стороны, не рассчитал боковой интервал и допустил столкновение с передней левой частью стоящего автомобиля ВАЗ-2109.
Из показаний свидетеля К.Е. следует, что в момент замены колеса она находилась сзади автомобиля ВАЗ-21093 и видела что со стороны проезжей части в их направлении на большой скорости двигался автомобиль с включенными фарами, который допустил столкновение с передней частью автомобиля ВАЗ-21093. От удара она упала на проезжую часть дороги. Со слов Т.С. ей известно, что автомобилем "Нисан-Цефиро" управлял М.А.
Свидетель Т.С. в суде показал, что 4 апреля 2010 года примерно в 22-00 часа уезжал с места празднования Пасхи на автомобиле Ниссан-Цефиро, сидя в нем на заднем сиденье вместе с М.Н., за рулем автомобиля был М.А., на переднем пассажирском сиденье Л.Д. Проехав какое-то расстояние, автомобиль остановился. После остановки он вышел из автомобиля и увидел, что на проезжей части находится поврежденный легковой автомобиль ВАЗ-21093, около которого лежали П.Л., супруги Р-вы, Б.Д. и К.Е., Е.А. сидел возле П.Л.
Свидетель Р.М. указал, что он увидел, что со стороны улицы Ангарская, на большой скорости движется легковой автомобиль, свет его фар, автомобиль, не снижая скорости, продолжил движение в их сторону, после чего произошел сильнейший удар передней части движущегося автомобиля в переднюю часть автомобиля ВАЗ-21093. После ДТП он с Е.А. побежали в сторону автомобиля, допустившего столкновение, которым оказался "Ниссан-Цефиро" первым из него с левой двери с переднего пассажирского сиденья вышел Л.Д., с правой двери, с места водителя вышел М.А., находившийся в состоянии алкогольного опьянения.
Свидетель Л.Д. показал, что уснул на пассажирском сидении автомобиля "Нисан-Цефиро", очнулся от сильного удара головой, увидел, что за рулем автомобиля находился М.А., а на заднем сидении были М.Н. и Т.С.
Вопреки доводам защиты, судебная коллегия находит выводы суда о том, что за рулем автомобиля "Нисан-Цефиро" находился именно М.А., законными и обоснованными. Данный вывод суда подтверждается показаниями свидетелей, которые явились очевидцами и участниками ДТП, чьи показания на протяжении всего предварительного и судебного следствия последовательны, согласованными между собой, а также с другими исследованными в суде доказательствами.
Довод кассационной жалобы о том, что показания свидетелей К.А. и Т.С., по его мнению, должны вызывать сомнения, так как Т.С. находился в состоянии алкогольного опьянения, да и видимость была ограничена, судебная коллегия считает надуманным и не основанными на материалах дела.
Совокупность вышеперечисленных и иных изложенных в приговоре доказательств подтверждает выводы суда о том, что М.А., управляя автомобилем, нарушил Правила дорожного движения, и данное нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Вопреки доводам кассационной жалобы, управлявший автомобилем "Нисан-Цефиро" М.А. имел реальную возможность принять меры к предотвращению возникновения опасной ситуации. При этом следует отметить, что при возникновении опасности для движения М.А. фактически не предпринял надлежащих мер к снижению скорости и остановке своего автомобиля.
Суд первой инстанции обоснованно отверг показания допрошенных в судебном заседании свидетелей В.С., П.А., Ж.А., которые очевидцами ДТП не являлись, сделали вывод о виновном в совершении ДТП лице, исходя из показаний М.Н., (супруги М.А.).
При этом доводы жалобы о том, что имеется вступившее в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности за управлением автомобилем М.Н. в то же время при тех же обстоятельствах не основано на материалах дела, поскольку административное производство по данному факту прекращено по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (т 1 л.д. 87)
Довод кассационной жалобы защитника о том, что судом не учтены пункты 6 и 10 постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 года "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения", а также без учета данных смягчающих обстоятельств и без установления причинно-следственной связи между действиями подсудимого и наступившими последствиями, противоречит материалам уголовного дела.
В соответствии с п. 10.1 ПДД РФ водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом сложившейся дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию, М.А. проявил преступную небрежность и самонадеянность, не обеспечил возможности постоянного контроля над движением автомобиля, не дал должной оценки дорожной обстановке, выехал на полосу встречного движения, где при возникновении опасности для движения не принял возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, не выдержал безопасный боковой интервал до стоявшего на полосе встречного движения автомобиля, допустил наезд на автомобиль ВАЗ-21093, а также на потерпевшую П.Л., находившуюся около машины.
Таким образом, М.А. допустил нарушение требований Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей П.Л., в связи с чем суд правильно квалифицировал его действия по ч. 1 ст. 264 УК РФ.
Вопреки доводам жалобы обстоятельств, свидетельствующих о том, что прямой причинной связью ДТП явились неправомерные действия П.Л., не установлено. По тем же основаниям судебная коллегия не согласна с доводом жалобы защитника о необходимости учесть в качестве обстоятельства, смягчающего наказания неправомерные действия потерпевшей.
Фактические обстоятельства установлены судом правильно, действия осужденного квалифицированы верно.
В судебную коллегию защитником осужденного представлены квитанции об уплате осужденным в пользу потерпевшей 30 000 рублей, в связи с чем судебная коллегия принимает в качестве смягчающего наказания обстоятельства частичное погашение причиненного ущерба.
Вместе с тем судебная коллегия считает назначенное наказание в виде одного года шести месяцев лишения свободы чрезмерно суровым и считает необходимым снизить назначенное судом наказание.
В соответствии с требованиями ст. 6 УК РФ наказание, назначенное лицу, совершившему преступление, должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также способности достижению целей наказания, установленных ч. 2 ст. 43 УК РФ. Исходя из положения ч. 2 ст. 43 УК РФ - наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Согласно ч. 3 ст. 60 УК РФ при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает необходимым внести изменения в описательно-мотивировочную часть приговора в части мотивировки назначения наказания, исключив слова: "а также другие обстоятельства, влияющие на исправление виновного, в частности его поведение после совершения ДТП, не оказание им помощи потерпевшей, не принесение им впоследствии даже извинений, не возмещение причиненного ущерба и морального вреда в результате преступления, отсутствие иных действий, направленных на заглаживание вреда потерпевшей", как излишне указанные, поскольку судом в этом же абзаце приговора изложено, что при назначении наказания принимает во внимание конкретные обстоятельства по делу, данные о личности, обстоятельства совершения дорожно-транспортного происшествия.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие смягчающего обстоятельства в виде погашения частично причиненного вреда в сумме 30 000 рублей, а также указанные выше исключения из мотивировочной части приговора, судебная коллегия считает, что осужденному назначено чрезмерно строгое наказание и считает необходимым назначить более мягкое наказание, чем назначил суд первой инстанции, снизив ему наказание до 1 (одного) года лишения свободы.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что М.А. находился под стражей в период с 19.04.2010 года по 20.04.2010 года (л.д. 161 - 162 т. 2), в связи с чем суд считает необходимым засчитать в срок отбытия наказания время нахождения М.А. под стражей в указанный период.
Также судебная коллегия считает необходимым уточнить редакцию ч. 1 ст. 264 УК РФ, по которой осужден М.А., указав, что М.А. следует признать виновным по ч. 1 ст. 264 УК РФ (в редакции ФЗ № 26 от 07.03.2011 года, поскольку санкция ч. 1 ст. 264 УК РФ в этой редакции является более мягкой.
Иных нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену либо иное изменение приговора, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Приговор Советского районного суда г. Липецка от 21 февраля 2011 года в отношении М.А. изменить.
Из описательно-мотивировочной части приговора исключить слова: "а также другие обстоятельства, влияющие на исправление виновного, в частности его поведение после совершения ДТП, не оказание им помощи потерпевшей, не принесение им впоследствии даже извинений, не возмещение причиненного ущерба и морального вреда в результате преступления, отсутствие иных действий, направленных на заглаживание вреда потерпевшей".
М.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ в редакции Федерального закона № 26 ФЗ от 07.03.2011 года и назначить наказание в виде 1 (одного) года лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством сроком на 2 (два) года, чем частично удовлетворить кассационную жалобу адвоката Сухарева И.В.
В срок отбывания наказания засчитать время содержания М.А. под стражей в период с 19.04.2010 года по 20.04.2010 года.
В остальной части указанный приговор оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката Сухарева И.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Липецкого областного суда от 05.04.2011 по делу № 22-429/2011
<Приговор по делу о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, изменен: обвиняемый признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ (в редакции ФЗ от 07.03.2011), поскольку санкция статьи в данной редакции является более мягкой, размер наказания снижен с 1,6 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении до 1 года, учитывая наличие смягчающего обстоятельства в виде частичного погашения причиненного вреда>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru