АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРДОБСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. № 1205
О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
СЕРДОБСКОГО РАЙОНА - СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ "01"
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", № 68-ФЗ от 21.12.1994 (с последующими изменениями и дополнениями), постановления Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" № 794 от 30.12.2003 (с последующими изменениями и дополнениями), постановления Правительства Российской Федерации "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 334 от 24.03.1997, постановления
Правительства Пензенской области № 170-пП от 22.04.2003 "О создании единой дежурно-диспетчерской службы Пензенской области - службы спасения 01", в соответствии с концепцией развития единых дежурно-диспетчерских служб, утвержденной приказом МЧС РФ № 428 от 10.09.2002, Администрация Сердобского района постановляет:
1. Создать единую дежурно-диспетчерскую службу - службу спасения "01" (далее - ЕДДС) Сердобского района на базе диспетчерской службы пожарной части № 10 (по согласованию) с единым телефонным номером "01" с возложением на радиотелефониста (по согласованию) обязанностей старшего смены дежурных и диспетчеров организаций в г. Сердобске и Сердобском районе.
2. Утвердить Положение
о системе оперативно-диспетчерского управления при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций на территории Сердобского района (приложение № 1).
3. Утвердить Положение
об ЕДДС - службе спасения "01" Сердобского района (приложение № 2).
4. Рекомендовать начальнику Государственного учреждения "1-й отряд Федеральной противопожарной службы по Пензенской области" (Г.В. Бирюков):
- работу ЕДДС Сердобского района организовать в соответствии с Положением
об ЕДДС Сердобского района и рекомендациями ГУ МЧС России по Пензенской области.
- согласовать Инструкции по взаимодействию дежурных (диспетчеров) организаций, расположенных в Сердобском районе и в г. Сердобске, с ЕДДС Сердобского района.
5. Опубликовать настоящее постановление в информационном бюллетене "Вестник Сердобского района".
6. Признать утратившим силу Постановление администрации Сердобского района Пензенской области от 09.10.2009 № 722 "О создании единой дежурно-диспетчерской службы Сердобского района - службы спасения "01".
7. Контроль исполнения Постановления возложить на I-го заместителя Главы администрации Сердобского района Серова А.В.
Глава администрации
Сердобского района
К.Н.МАКАРОВ
Приложение 1
Утверждено
постановлением
администрации Сердобского района
от 8 декабря 2010 г. № 1205
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИЙНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ СЕРДОБСКОГО РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет состав, основные задачи и условия функционирования системы оперативно-диспетчерского управления при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций на территории Сердобского района (далее - СОДУ).
1.2. СОДУ Сердобского района объединяет в своей деятельности органы повседневного управления городского (по согласованию) и районного звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТП РСЧС) Пензенской области и входит в состав СОДУ Пензенской области.
Органы повседневного управления включают в себя:
- единую дежурно-диспетчерскую службу (далее ЕДДС) - службу спасения "01" в составе: радиотелефониста ПЧ-10 - старшего смены ЕДДС и оперативного дежурного ЕДДС МБУ "Управление по защите населения от ЧС и ПБ" г. Сердобска - диспетчера ЕДДС (по согласованию);
- дежурно-диспетчерские службы организаций города Сердобска (по согласованию) и Сердобского района.
1.3. Центральным звеном СОДУ является ЕДДС - служба спасения "01". Радиотелефонист ЕДДС Сердобского района является старшим в смене дежурных и диспетчеров организаций Сердобского района. Указания радиотелефониста ЕДДС Сердобского района являются обязательными для исполнения всем дежурно-диспетчерским службам города (по согласованию) и района, привлекаемых в этих целях.
В ЕДДС от ДДС, входящих в СОДУ, в обязательном порядке и незамедлительно на безвозмездной основе передаются сведения об аварийных и чрезвычайных ситуациях, происшествиях, ДТП, пожарах и возгораниях на территории города и района, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах.
1.4. В своей деятельности дежурно-диспетчерские службы, входящие в СОДУ, руководствуются нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пензенской области, органов местного самоуправления, нормативными документами соответствующих министерств и ведомств, решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям города Сердобска и Сердобского района, а также настоящим Положением.
- поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации, средств связи и оповещения;
- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС.
В режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ проводятся также учебные и тренировочные занятия с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕДДС в режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, а также выполнения обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.
Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности ЕДДС, диспетчером ЕДДС регистрируются и незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые диспетчер идентифицирует как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются начальнику гарнизона пожарной охраны, начальнику Управления по ЗНЧС и ПБ и председателям КЧС и ОПБ района и города.
3.3. В режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ЕДДС переводится по решению председателя районной комиссии по ЧС и ОПБ, или начальника гарнизона пожарной охраны, при угрозе возникновения ЧС, в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС, входящих в СОДУ. В этом режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:
- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
- по дополнительному распоряжению оповещение и персональный вызов должностных лиц районной КЧС и ОПБ, личного состава ПЧ-10, необходимых сил постоянной готовности;
- усиление наблюдения и контроля за обстановкой в Сердобском районе, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
- оценку и прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
- корректировку планов реагирования ЕДДС на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС района;
- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
3.4. В режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ЕДДС переводится по решению председателя районной комиссии по ЧС и ОПБ при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС осуществляет решение задач в полном объеме.
3.5. В режимах ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ информационное взаимодействие между ДДС, входящими в СОДУ, осуществляется через ЕДДС Сердобского района.
Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в обязательном и первоочередном порядке на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.
3.6. Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается диспетчером ЕДДС. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб), поступивших от населения и организаций, по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС.
3.7. При локальных и более масштабных ЧС немедленно оповещаются и приводятся в готовность районная КЧС и ОПБ, председатель КЧС и ОПБ и начальник гарнизона пожарной охраны берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких случаях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС и ОПБ района собранной информации, подготовку донесений вышестоящим органам управления, а также оперативное управление силами и средствами районного звена территориальной подсистемы РСЧС.
3.8. Все сообщения передаются в ЕДДС по установленным формам.
Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных сообщений должны использоваться средства связи, оповещения и автоматизации.
При крайней необходимости допускается передача (прием) неформализованных сообщений с использованием имеющихся средств связи.
В случае поступления сообщений от населения и организаций об угрозе или факте возникновения ЧС подготовка формализованных сообщений осуществляется дежурной сменой ДДС, принявшей неформализованные сообщения.
4. Организация несения дежурства
4.1. На повседневном пункте управления пожарной части № 10 (по согласованию) организуется круглосуточное дежурство силами дежурных смен.
4.2. Дежурная смена ЕДДС (по согласованию) работает по утвержденной инструкции.
4.3. Дежурная смена обязана знать:
- оперативную обстановку на территории Сердобского района и города;
- данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова;
- дислокацию и районы выезда пожарных частей и аварийно-спасательных отрядов, опорных пунктов тушения крупных пожаров;
- безводные районы, техническое вооружение и тактические возможности караулов и аварийно-спасательных формирований;
- местонахождение основных запасов огнетушащих средств, оснащенность и места расположения опорных пунктов тушения крупных пожаров;
- правила эксплуатации и пользования средствами связи и оповещения, оргтехникой и организационно-техническими средствами на рабочем месте.
4.4. Порядок несения дежурства определяется "Инструкцией диспетчера (радиотелефониста) ПЧ-10", разрабатываемой руководством ПЧ-10 и "Инструкцией оперативного дежурного ЕДДС МБУ Управление по ЗНЧС и ПБ", разрабатываемой руководством Управления.
5. Порядок комплектования и подготовки кадров
5.1. Комплектование личным составом ЕДДС осуществляется под руководством начальника гарнизона пожарной охраны, начальника Управления по ЗНЧС и ПБ (по согласованию) и должно производиться из специалистов, способных грамотно и оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.
5.2. Должностные лица дежурных смен ЕДДС обязаны твердо знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уметь применять их в практической работе, знать инфраструктуру Сердобского района и города, особенности несения службы на подведомственных им участках.
5.3. Основными формами обучения должностных лиц ЕДДС являются: тренировки дежурных смен и участие дежурно-диспетчерских служб в учебных мероприятиях (учениях, тренировках), проводимых по планам вышестоящих органов управления.
5.4. Совместные учебные мероприятия (занятия по программе специальной подготовки, тренировки и учения), проводимые с личным составом ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом, утвержденным начальником гарнизона пожарной охраны и начальником Управления по ЗНЧС и ПБ.
5.5. Профессиональная подготовка должностных лиц ЕДДС должна проводиться непосредственно под руководством начальника гарнизона пожарной охраны и начальника Управления по ЗНЧС и ПБ.
6. Нормативно-правовое и техническое обеспечение ЕДДС
6.1. Создание и функционирование ЕДДС Сердобского района обеспечивается данным Положением, решением коллегии МЧС России от 10.06.2002 г. № 15/П "О повышении эффективности управления кризисными ситуациями в мирное и военное время", приказом МЧС РФ от 10.09.2002 г. № 428 "Об утверждении концепции развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации", постановлением
Правительства Пензенской области от 22 апреля 2003 года № 170-пП "О создании единой дежурно-диспетчерской службы Пензенской области - службы спасения 01", Положением
о СОДУ, а также другими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления Сердобского района (города).
6.2. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями об обмене информацией между ЕДДС и взаимодействующей ДДС, согласованным с начальником гарнизона пожарной охраны и начальником (руководителем) вышестоящего для ДДС органа управления.
6.3. Для обеспечения методической, информационной, лингвистической и программно-технической совместимости КСА и связи ЕДДС с АС взаимодействующих ДДС, а также с вышестоящим объектом автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС должно быть предусмотрено единое алгоритмическое (математическое) обеспечение проводимых расчетов, общие классификаторы и словари информации, однотипные программные средства обработки и передачи данных, принятые в АИУС РСЧС.