Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ
от 21 октября 2010 г. № 3-91/2010

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре Х.С.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании пункта 10 Положения о Правительственной комиссии Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2003 № 99 "О совершенствовании управления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности" несоответствующим закону и недействующим,

установил:

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2003 № 99 "О совершенствовании управления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности утверждено Положение о Правительственной комиссии Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее Положение). Данное постановление опубликовано в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 2003, № 10 (166), ст. 620.
Пунктом 10 Положения предусмотрено, что решения Правительственной комиссии Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее комиссия), принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными к исполнению для всех республиканских органов исполнительной власти, местных исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан.
Прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в котором просит признать пункт 10 Положения не соответствующим закону и недействующим по тем основаниям, что в соответствии со ст.11 Закона РБ от 14.03.2003 № 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" постоянные и временные комиссии и другие рабочие органы Правительства РБ могут создаваться для подготовки предложений по отдельным вопросам разработки проектов решений Правительства РБ и рассмотрения разногласий по таким проектам, а также для выполнения отдельных поручений Правительства РБ. Частью 4 статьи 17 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Указом Президента Республики Башкортостан от 14.11.2006 № УП-507 "О структуре исполнительных органов государственной власти" утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан. Согласно статьям 1,12 вышеназванного Закона РБ от 14.03.2003 № 474-з Правительство Республики Башкортостан возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан; формирует и осуществляет руководство иными органами исполнительной власти Республики Башкортостан. В силу требований указанных нормативных правовых актов комиссия не является органом исполнительной власти, а потому, наделив комиссию полномочиями по принятию решений обязательного характера, Правительство РБ превысило свои полномочия.
В судебном заседании представители заявителя В.Г.А., Х.Р.Р. поддержали заявленное требование и просили удовлетворить.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Х.А.М., представитель Управления по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан Т.И.Я., представитель Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Ш.Л.Ф. требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что пункт 10 постановления Правительства Республики Башкортостан соответствует п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2003 № 11 "О правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности", которым определено, что решения Правительственной комиссии Российской Федерации являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 ст.17 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Республики Башкортостан от 4.08.2010 № УП-449 "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан" утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан.
Высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан.
В силу ст.ст. 1, 12 вышеназванного Закона Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан; формирует и осуществляет руководство иными органами исполнительной власти Республики Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан вправе передавать осуществление части своих полномочий республиканским органам исполнительной власти, если это не противоречит федеральным законам, Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан (статья 12 вышеуказанного закона РБ).
Таким образом, полномочия по принятию решений, являющихся обязательными для республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления отнесены к компетенции Правительства и иных органов исполнительной власти Республики Башкортостан.
В соответствии со ст.11 Закона Республики Башкортостан от 14.03.2003 г. № 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" постоянные и временные комиссии и другие рабочие органы Правительства Республики Башкортостан могут создаваться для подготовки предложений по отдельным вопросам разработки проектов решений Правительства Республики Башкортостан и рассмотрения разногласий по таким проектам, а также для выполнения отдельных поручений Правительства Республики Башкортостан.
Как следует из содержания указанных нормативных правовых актов Правительственная комиссия Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности не является органом исполнительной власти Республики Башкортостан и не включена в структуру органов исполнительной власти республики. К иным органам исполнительной власти республики, образуемым в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О Правительстве Республики Башкортостан", Указом Президента Республики Башкортостан "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан", комиссия также не относится.
Состав Правительственной комиссии Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности утверждается распоряжением Правительства Республики Башкортостан (пункт 2 Положения).
Между тем в пункте 10 Положения определено, что решения комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для исполнения всеми республиканскими органами исполнительной власти, местными исполнительными органами государственной власти Республики Башкортостан.
Следовательно, предоставление комиссии прав по принятию решений обязательного характера для исполнения всеми республиканскими органами исполнительной власти, местными исполнительными органами исполнительной власти Республики Башкортостан превышает полномочия Правительства Республики Башкортостан и противоречит федеральному и республиканскому законодательству.
Утверждение представителей Правительства РБ и Управления по чрезвычайным ситуациям при Правительстве РБ о том, что оспариваемый пункт 10 Положения соответствует законодательству, поскольку пункт 9 Положения о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности предусматривает обязательность принятых Правительственной комиссией решения для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не может быть принято во внимание по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с пунктом 9 Положения о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2003 № 11, решения комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Однако пункт 8 данного Положения предусматривает обязательный порядок внесения принимаемых решений комиссии в Правительство Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 22.07.2010) предусматривает, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Тогда как из постановления Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2003 № 99 следует, что решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Решения комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании (пункт 9 Положения).
Таким образом, вопреки действующему законодательству комиссия Республики Башкортостан наделена полномочиями по принятию решений, носящих обязательный характер для органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления республики, в том числе Правительства Республики Башкортостан, по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к компетенции Правительства и иных органов исполнительной власти Республики Башкортостан.
Кроме того, нормативное содержание пункта 10 Положения не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, не обеспечивает установленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и верховенства закона, поскольку оспариваемая норма, предоставляющая возможность комиссии принимать обязательные к исполнению решения для всех республиканских органов исполнительной власти, не конкретизирует круг этих органов.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Оспариваемый пункт 10 Положения, утвержденный постановлением Правительства РБ, противоречит действующему законодательству Российской Федерации и Республики Башкортостан, имеющему большую юридическую силу, поэтому положение пункта 10 Положения подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд РБ

решил:

заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать пункт 10 Положения о Правительственной комиссии Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2003 № 99 "О совершенствовании управления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
Верховного суда
Республики Башкортостан
Г.А.ТАЗЕТДИНОВА

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21.10.2010 года вступило в законную силу 02.11.2010 года.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 21.10.2010 № 3-91/2010
<О признании пункта 10 Положения о Правительственной комиссии Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2003 № 99 "О совершенствовании управления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности" несоответствующим закону и недействующим>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru