Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


ДОКЛАД
О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
НА ТЕРРИТОРИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ

I. Введение

Настоящий доклад подготовлен в соответствии со ст. 22 Закона Амурской области от 28 апреля 2008 г. № 27-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Амурской области", согласно которой уполномоченный по правам человека в Амурской области (далее - уполномоченный) представляет в Законодательное Собрание Амурской области и губернатору области ежегодный доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории области.
Доклад составлен на основе обращений граждан, поступивших к уполномоченному по правам человека в Амурской области в 2010 году. Кроме того, это аналитический документ, в основу которого положены сведения, полученные уполномоченным и сотрудниками аппарата уполномоченного в ходе личных и выездных приемов, а также при посещении предприятий, организаций и учреждений области; мониторинга официальных данных государственных органов, правозащитных организаций, общественных представителей уполномоченного, сообщений средств массовой информации и других источников, материалов конференций, семинаров, "круглых столов", проведенных уполномоченным или при его участии. При подготовке доклада также были использованы данные, полученные уполномоченным и сотрудниками аппарата уполномоченного из мест лишения свободы.
Выражаю искреннюю признательность всем гражданам и организациям, оказавшим содействие уполномоченному в деле восстановления нарушенных конституционных прав граждан, а также в подготовке настоящего доклада.
Доклад направляется Законодательному Собранию Амурской области, губернатору области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, главному федеральному инспектору по Амурской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, в правоприменительные и правоохранительные органы области, органы местного самоуправления, Общественную палату области, правозащитные организации, другие организации, работающие в сфере защиты прав человека, а также в порядке информационного обмена уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Надеюсь, что приведенные в докладе факты нарушений прав граждан и рекомендации по их устранению будут максимально приняты во внимание органами федеральной и региональной власти, правоохранительными и судебными органами, правозащитными организациями и средствами массовой информации.

II. Статистика и социология обращений

В 2010 году к уполномоченному по правам человека в Амурской области поступило 2228 обращений (приложение № 1, рис. 1 - 3), в том числе 773 письменных обращения. На устном приеме у уполномоченного и сотрудников аппарата уполномоченного побывали 1455 человек. Общее количество обратившихся осталось примерно на уровне прошлого года (2009 год - 2185 обращений).
Стабильной остается гендерная характеристика заявителей: доля мужчин составляет 60% от общего количества письменных обращений и 46% - от всех устных обращений (приложение № 1, рис. 4 - не приводится).
Чаще всего к уполномоченному обращаются лица так называемой слабозащищенной категории: пенсионеры, ветераны, инвалиды, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подследственных и осужденных (Приложение № 1, рис. 5). Вместе с тем в трудной жизненной ситуации может оказаться каждый, поэтому нередки обращения и от лиц из числа государственных и муниципальных служащих, а также граждан, имеющих высшее юридическое образование.
По общему количеству письменных обращений по-прежнему более активны жители г. Благовещенска (462 обращения, что соответствует уровню прошлого года; 2009 год - 457). Прежде всего, это объясняется плотностью населения областного центра и более широкой возможностью его жителей на непосредственное обращение к уполномоченному. На втором месте по числу обращений находятся жители городов Свободный, Зея, Белогорск, Ивановского, Белогорского и Благовещенского районов (приложение № 1, рис. 7 - 8 - не приводится). Несколько увеличилось количество обращений из Михайловского района (2010 год - 19, 2009 год - 5), городов Райчихинска (2010 год - 17, 2009 год - 9), Шимановска (2010 год - 11, 2009 год - 6), уменьшилось количество письменных обращений из Октябрьского, Серышевского и Сковородинского районов, поселка Прогресс.
Увеличилось число обращений, поступающих в адрес уполномоченного из других регионов России (2010 год - 21, 2009 год - 14), расширилась и география субъектов, из которых они поступают (приложение № 1, рис. 9 - не приводится).
Проблемы, поднимаемые заявителями из других регионов, по-прежнему в основном касались вопросов прохождения срочной службы их родственников либо соблюдения прав таковых в местах лишения свободы.
Стабильно высоким остается количество обращений, поступающих от подозреваемых и обвиняемых лиц, в отношении которых осуществляются следственные действия, а также от их родственников (приложение № 1, рис. 10 - 11 - не приводится). В 2010 году поступило 514 (2009 год - 582) таких обращений, или 23% общего количества обращений к уполномоченному, что несколько меньше уровня прошлого года (2009 год - 26,8%).
При оценке количества жалоб из мест принудительного содержания видно, что значительная их часть приходится на несогласие с судебными решениями, обжалование процессуальных нарушений в ходе досудебного расследования, а также связана с сохранностью жилья, имеющегося до заключения под стражу, получением гражданства.
Мониторинг обращений в адрес уполномоченного показывает, что наибольшее их количество не является собственно жалобами о нарушении прав граждан, а содержит просьбы о даче пояснений по тем или иным жизненно важным для заявителей вопросам, представлении информации и оказании правовых консультаций (приложение № 1, рис. 12 - 14 - не приводятся). Вместе с тем данные примеры свидетельствуют и о том, что заявители были вынуждены обратиться к уполномоченному в связи с нереагированием или неразъяснением их прав соответствующими компетентными органами либо просто не знали, куда им обратиться в силу недостаточной правовой грамотности.
Наибольшее количество обращений, поступивших в адрес уполномоченного по правам человека, по-прежнему приходится на нарушения социальных прав граждан (около 40%), в том числе 281 (13%) - в сфере жилищного законодательства, 234 (11%) - трудовых прав граждан и 65 (3%) - пенсионного обеспечения. Несколько уменьшилось количество жалоб, связанных с применением норм гражданского, процессуального и исполнительного законодательства (334, в 2009 году - 426), а также жалоб, связанных с соблюдением прав подследственных и осужденных (514, в 2009 году - 582), хотя они по-прежнему занимают ведущее место в общем числе обращений: 15% и 23% соответственно.
Все поступившие в адрес уполномоченного обращения были рассмотрены (приложение № 1, рис. 15 - не приводится).

III. Деятельность общественных представителей уполномоченного

Рассмотрение обращений граждан является основным содержанием деятельности уполномоченного и сотрудников аппарата. Большую помощь в этой работе оказывают общественные представители уполномоченного.
В соответствии с Законом Амурской области от 28 апреля 2008 г. № 27-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Амурской области" общественные представители уполномоченного назначены в 27 муниципальных образованиях области, 25 - в образовательных учреждениях, 6 - в учреждениях уголовно-исполнительной системы России по Амурской области.
Согласно положению общественные представители осуществляют свои полномочия на общественных началах и назначены из числа граждан, отличающихся профессионализмом, жизненным опытом, имеющих желание помогать и пользующихся авторитетом, доверием и уважением населения.
Общественные представители оказывают содействие уполномоченному в восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, информируют уполномоченного о ситуации с соблюдением прав в муниципальных образованиях, исполняют аналитические и консультативные функции, проводят личный прием граждан, рассматривают устные и письменные обращения, проводят по ним проверки и разъясняют способы защиты прав и свобод, а также порядок подачи жалобы уполномоченному.
К общественным представителям обращаются граждане различных категорий, но чаще всего это пенсионеры, дети-сироты, ветераны Великой Отечественной войны и труда, не имеющие возможности защитить свои права самостоятельно.
Если в первые годы существования института общественных представителей уполномоченного граждане обращались к ним в основном за помощью в оформлении жалоб и обращений, то сегодня круг проблем, с которыми обращаются люди, очень широкий. Основную часть составляют обращения, касающиеся качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, нарушений в сфере трудовых и жилищных правоотношений, выплаты заработной платы, устройства на работу.
Кроме личного приема граждан, общественные представители принимают участие в информационных и рабочих встречах с населением, публичных слушаниях, проводят разъяснительную работу в средствах массовой информации, в образовательных учреждениях.
Так, общественным представителем уполномоченного в Ивановском районе Г.С.Усом в 2010 году рассмотрено около ста заявлений граждан. Только по поводу получения и ремонта жилья поступило 14 обращений от участников Великой Отечественной войны и вдов участников войны. Всем им даны разъяснения о том, куда обратиться и какие документы необходимо представить для решения их проблем.
Особо следует отметить работу Г.С.Уса по коллективным обращениям граждан. Одним из них было обращение жителей с. Семиозерка с просьбой помочь решить вопрос о земельных паях. Предприятие ОАО "Поляное" занимало земли, принадлежащие собственникам земельных долей, жителям с. Семиозерка, без соответствующего оформления. В результате вмешательства Г.С.Уса и проделанной им работы, неоднократных встреч жителей села с руководителями ОАО "Поляное" вопрос был решен в пользу собственников земельных долей: договоры были оформлены должным образом.
В г. Тынде к общественному представителю уполномоченного Т.Е.Орловой обратилась жительница-пенсионерка по поводу отказа в предоставлении жилья ее отцу, ветерану Великой Отечественной войны, проживающему в аварийном доме в сельской местности Ивановской области. Пенсионерке была оказана помощь в составлении обращения на имя прокурора Ивановской области. В конечном итоге право ветерана было реализовано.
Другая жительница г. Тынды, являющаяся опекуном малолетнего ребенка, обратилась за консультативной помощью для сбора документов на лишение родительских прав отца, уклоняющегося от воспитания малолетнего сына, и подготовки искового заявления о лишении родительских прав.
Поводом для еще одного вмешательства общественного представителя уполномоченного по г. Тынде стало письменное обращение пенсионера с жалобой на работу авиакассы ООО "Амурфинанс", где заявителю отказались вернуть денежные средства за возвращенный билет. После проведенной работы вопрос решился положительно, пенсионеру возвратили деньги за неиспользованный билет.
Устные обращения, поступившие в адрес Т.Е.Орловой в 2010 году, в основном касались вопросов правильности оказания медицинской помощи Тындинской ЦРБ, жилищных вопросов, рассмотрения дела в суде, исполнения закона об образовании.
Кроме этого, Т.Е.Орловой проводится большая информационная работа на страницах общественно-политического еженедельника "БАМ". Следует отметить статью правозащитного характера "Можно ли выиграть дело в суде против ГИБДД", подготовленную в связи с заявлением Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукина о необходимости разработки и принятия Административного процессуального кодекса Российской Федерации и носившую консультативный характер. Широкий отклик у читателей еженедельника нашла статья под заголовком "Не унижать человека", в которой говорится о нарушениях прав человека при доставлении и помещении в медицинские вытрезвители России.
Приведу и другие примеры деятельности представителей уполномоченного. Жительница с. Амуро-Балтийска, проживающая в муниципальном жилье, обратилась к общественному представителю уполномоченного в Зейском районе Л.А.Матвеевской с просьбой решить вопрос о ремонте крыши. В село был направлен специалист отдела архитектуры, строительства и ЖКХ администрации района, который составил смету на проведение ремонтных работ. Поскольку бюджет Амуро-Байкальского сельсовета не располагает всей суммой средств на ремонт кровли, районный Совет народных депутатов рекомендовал главе администрации района разработать и принять на 2011 год муниципальную целевую программу ремонта муниципального жилья в сельских поселениях района на условиях софинансирования из бюджетов района и сельских поселений. Заявительнице дан ответ, что вопрос включения ремонта кровли ее дома при разработке данной программы поставлен на контроль.
Гражданка Я. из с. Алгач просила оказать помощь в подготовке документов для признания за ней права собственности на бесхозяйное жилье либо решить вопрос о передаче его в муниципальную собственность. Данный вопрос решался совместно с главой Алгачинского сельсовета. Общественный представитель Л.А.Матвеевская помогла подготовить пакет документов для обращения в суд о признании права собственности на жилье.
Практикуется участие представителя уполномоченного Л.А.Матвеевской в информационных встречах с населением Зейского района, проводимых районной администрацией, а также в публичных слушаниях. В течение 2010 года состоялись информационные встречи с населением Амуро-Балтийского, Ивановского, Юбилейненского, Поляковского, Снежногорского сельсоветов. На публичных слушаниях в Алгаче, Чалбачах, Юбилейном, Поляковском с участием Л.А.Матвеевской состоялось обсуждение вопроса о целесообразности укрупнения сельских поселений.
К общественному представителю в Завитинском районе М.Ф.Годуну обратилась гражданка М. по поводу невыплаты ей как молодому специалисту пяти должностных окладов. После направления М.Ф.Годуном обращения в районный отдел образования и к работодателю денежные средства были выплачены.
Кроме рассмотрения письменных и устных обращений граждан, для общественного представителя М.Ф.Годуна стало традицией участие во встречах с ветеранами войны и труда, ветеранами правоохранительных органов района.


ПФР принимает активное участие в реализации социальных программ субъектов РФ в части оказания адресной социальной помощи и укрепления МТБ учреждений социального обслуживания населения. Общий объем выделенных на указанные цели средств из бюджета ПФР превысил 162,7 млн. рублей, адресную помощь получило более 60 тыс. пенсионеров области, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Пенсионное обеспечение - одна из важнейших социальных гарантий, действующих в цивилизованном обществе (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.), а основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсия.
Пенсионное обеспечение, исходя из имеющихся у государства материальных возможностей, должно гарантировать человеку достойное существование при наступлении такого этапа его жизненного пути, когда он физически будет не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд. Поэтому упомянутая Декларация (ст. 25) увязывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек способен трудиться, но и в период его временной или постоянной нетрудоспособности: в случаях наступления старости, болезни и иных случаях утраты средств существования по независящим от гражданина причинам.
Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин в докладе по итогам еще в 2005 году отмечал: "Особое беспокойство вызывает положение дел в социально-экономической сфере. К проблемам, которые существовали все прежние годы и были связаны с кризисным финансово-экономическим положением страны (низкий уровень заработной платы и пенсий, проживание значительной части населения "за чертой бедности"), добавились новые, связанные с непродуманным и поспешным введением пакета социальных реформ". И далее: "Еще одним источником беспокойства остаются перегибы и недочеты пенсионной реформы".
Несомненно, что в последующие годы на этом направлении было исправлено и сделано очень многое! Вместе с тем приоритетную направленность государственной политики в социальную сферу необходимо совершенствовать, обеспечивая достойную жизнь всем гражданам, включая, может быть, в первую очередь российских пенсионеров.

Выступления других участников конференции размещены в специальном выпуске сборника "Амурский правозащитник" ("Вестник уполномоченного по правам человека в Амурской области") № 2 (10), 2010.

Примерная форма письменной жалобы (обращения) к уполномоченному

                                         Уполномоченному по правам человека
                                         в Амурской области
                                         Хащевой Любови Сергеевне
                                       675000 г. Благовещенск,
                                       ул. Шевченко, 24, каб. 232
                                       от (Ф.И.О. полностью), проживающего
                                       по адресу: (полный адрес с индексом
                                       для переписки), контактные телефоны
                                       (в том числе сотовые)

Жалоба (обращение)

1. Какие именно Ваши права нарушены.
2. Какой орган власти (полное наименование) или должностное лицо (желательно Ф.И.О.) допустили нарушение Ваших прав.
3. Какие решения или действия (бездействие) властей привели к нарушению Ваших прав (указать: когда совершены действия и приняты данные решения).
5. Какие ответные действия последовали со стороны органов власти.
6. Четко сформулируйте, каких результатов (чего именно?) Вы хотите добиться для восстановления Ваших прав и какой конкретно помощи ждете от уполномоченного.
7. Укажите, согласны ли Вы с обнародованием сведений по Вашему делу.
Приложения: все необходимые документы по жалобе.
Дата, подпись заявителя

Компетенция уполномоченного по правам человека в Амурской
области и как к нему обратиться

Уполномоченный вправе оказывать помощь в следующих случаях:
1. Права обратившегося нарушены государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения федеральных государственных органов, а также на должностных лиц и государственных служащих, осуществляющих свою деятельность за пределами области. Уполномоченный оказывает содействие заявителям, чьи права нарушены за пределами области, путем обращения к компетентным государственным органам на соответствующей территории.
Жалоба подается в письменной форме лично, через представителя либо направляется по почте (в т.ч. по электронной: apparatupch@tsl.ru).
2. Действия (бездействие) или решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, по мнению заявителя, противоречат действующему законодательству.
3. С момента нарушения прав и свобод или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении, прошло не более 1 года.
4. Заявитель уже предварительно обжаловал решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Обратиться к уполномоченному можно:
- письменно;
- по электронной почте: apparatupch@tsl.ru;
- устно на личном приеме (еженедельно по понедельникам - с 14.00 - 16.00 часов, по предварительной записи по телефону: 22-39-80).
Прием ежедневно ведут консультанты уполномоченного с понедельника по пятницу - с 10.00 - 16.00.
На личный прием не забудьте взять с собой все (!) имеющиеся документы по Вашему делу.




Официальная публикация в СМИ:
Амурский правозащитник, № 1(11), апрель, 2011


Доклад Уполномоченного по правам человека в Амурской области от 01.04.2011
"О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Амурской области и деятельности уполномоченного по правам человека в Амурской области в 2010 году"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru