УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУКОТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
РЕШЕНИЕ
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2010
Полный текст решения изготовлен 28.05.2010
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 1/3-01/10, возбужденное в отношении ООО "Ч" (далее - Общество), генеральный директор <...>, находящегося по адресу: <...>, и Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Ч", директор <...>, в лице Анадырского филиала, находящегося по адресу: <...>, по признакам нарушения требований, установленных частью 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Чукотское УФАС России 26.02.2010 поступило два заявления от жителей п. Угольные Копи, с жалобой на действия ООО "Ч", которые, по мнению Заявителей, нарушают антимонопольное законодательство. Указанные действия выразились во взимании Обществом, являющимся Управляющей организацией по предоставлению населению коммунальных услуг, в декабре 2009 года платы за поставляемые коммунальные услуги в завышенном объеме.
В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Общества и ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" в лице Анадырского филиала нарушений части 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Закона о защите конкуренции в части ущемления интересов других лиц.
Данный вывод Комиссии основан на следующем.
При рассмотрении истребованных от Общества документов и сведений установлено, что указанные действия Общество было вынуждено совершить под влиянием действий ГП ЧАО "Ч" в лице его Анадырского филиала, являющегося энергоснабжающей организацией, у которой Общество приобретает реализуемые населению коммунальные услуги.
Предприятие включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей 100% на рынках по предоставлению следующих услуг: "производство и передача теплоэнергии"; "производство и передача электроэнергии по распределительным сетям"; "услуги по сбору, очистке и распределению воды" в географических границах Анадырского района, и, следовательно, занимает на указанных рынках доминирующее положение.
В ходе подготовки к рассмотрению данного дела Чукотским УФАС России проведен анализ рынка по предоставлению коммунальных услуг в границах локального рынка поселка Угольные Копи. По результатам проведенного анализа, приказом Чукотского УФАС России от 01.04.2010 № 33, ООО "Ч" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, на рынке п. Угольные Копи по предоставлению коммунальных услуг, с долей 100%.
ГП ЧАО "Ч" также включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей 100% на рынках по предоставлению следующих услуг: "производство и передача теплоэнергии"; "производство и передача электроэнергии по распределительным сетям"; "услуги по сбору, очистке и распределению воды", в том числе в географических границах Анадырского.
В конце 2009 года Общество произвело корректировку оплаты коммунальных услуг населению на основании Постановления Правительства от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в связи выставленными Обществу объемами Предприятием как энергоснабжающей организацией. Ежемесячно техниками по учету Общества и энергоснабжающей организации снимались показания общедомовых приборов учета, при этом указанные Акты находились в Предприятии, на неоднократные запросы Общества представить копии Актов ГП ЧАО "Ч" отвечало отказом, вследствие чего Общество не имело возможности вести точный учет объемов полученных услуг. Согласно обращению <...>, в доме <...> общедомовые приборы учета установлены при производстве ремонта инженерных сетей в октябре 2009 года и приняты актом в ноябре 2009 года, при этом в декабре этого же года ему выставлен счет к оплате в размере 4867,85 руб. и перерасчет в сумме 3802,93 руб., итоговая сумма к оплате составила 8670,78 руб. Указанные в счетах на оплату суммы перерасчета показывают полное отсутствие учета предоставленных Обществом услуг населению, а также отсутствие учета предоставляемых услуг между Обществом и Предприятием.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Пунктом 16 Правил определено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. В п. Угольные Копи на конец 2009 года в старом жилом фонде отсутствовали общедомовые приборы учета потребления коммунальных услуг, это порядка 10% от всего жилого фонда. В нарушение 16 пункта Правил Общество распределило на население и сторонние организации спорные с Предприятием объемы коммунальных услуг, произведя корректировку их оплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующие положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Действия Предприятия являются злоупотреблением доминирующим положением, результатом которых нарушены интересы Общества, в свою очередь, действия Общества также являются злоупотреблением доминирующим положением, результатом которых нарушены интересы граждан.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях хозяйствующего субъекта - ГП ЧАО "Ч" в лице Анадырского филиала, занимающего доминирующее положение на рынке услуг тепловой энергии в границах Анадырского района с долей 100%, а также ООО "Ч", занимающего доминирующее положение на рынке услуг тепловой энергии в границах Анадырского района с долей 100%, нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" - ущемление других лиц, что выразилось в предъявлении жителям и организациям п. Угольные Копи к оплате счетов за потребленные коммунальные услуги в завышенном размере.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49,
решила:
1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.
2. Признать действия ГП ЧАО "Ч" в лице Анадырского филиала нарушающими антимонопольное законодательство в части соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающих действия, ущемляющие интересы других лиц, что выразились в непредставлении Управляющей организации Актов, содержащих информацию о показаниях общедомовых приборов учета, что привело к предъявлению к оплате счетов за потребленные коммунальные услуги в завышенном размере жителям и организациям п. Угольные Копи.
3. Признать действия ООО "Ч" нарушающими антимонопольное законодательство в части соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающих действия, ущемляющие интересы других лиц, что выразились в предъявлении к оплате счетов за потребленные коммунальные услуги в завышенном размере жителям и организациям п. Угольные Копи.
4. Признать наличие оснований для выдачи ООО "Ч" предписания на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства, включающего в себя следующий перечень действий, подлежащих выполнению:
4.1. Прекратить действия, нарушающие часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ущемляющие интересы других лиц.
4.2. Провести анализ действий работников ООО "Ч" на предмет соответствия требованиям Постановления Правительства от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
4.3. Ежемесячно, в течение последней недели месяца снимать показания общедомовых приборов учета коммунальных услуг совместно с представителями энергоснабжающей организации и заносить в журнал учета показаний.
5. Признать наличие оснований для выдачи ГП ЧАО "Ч" предписания на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства, включающего в себя следующий перечень действий, подлежащих выполнению:
5.1. Прекратить действия, нарушающие часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ущемляющие интересы других лиц.
5.2. Своевременно производить снятие показаний общедомовых приборов учета совместно с представителями Управляющей организации с обязательным составлением надлежащих актов для каждой стороны.
6. Поскольку ГП ЧАО "Ч" и ООО "Ч" были устранены допущенные нарушения антимонопольного законодательства, произведено снятие корректировки объемов коммунальных услуг для населения и сторонних организаций за 2009 год, дело об административном правонарушении в отношении ООО "Ч" и ГП ЧАО "Ч" не возбуждать.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУКОТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
ПРЕДПИСАНИЕ № 1/3-01Ж
(извлечение)
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 28 мая 2010 г. о признании действий ГП ЧАО "Ч", находящегося по адресу: <...>, нарушающими антимонопольное законодательство в части соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающих действия, ущемляющие интересы других лиц, что выразились в непредставлении Управляющей организации Актов, содержащих информацию о показаниях общедомовых приборов учета, что привело к предъявлению к оплате счетов за потребленные коммунальные услуги в завышенном размере жителям и организациям п. Угольные Копи,
предписывает:
Государственному предприятию Чукотского автономного округа "Ч":
1. В срок до 1 июня 2010 г. прекратить действия, нарушающие часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ущемляющие интересы других лиц.
2. Своевременно производить снятие показаний общедомовых приборов учета совместно с представителями Управляющей организации с обязательным составлением надлежащих актов для каждой стороны.
4. В срок до 10 июня 2010 г. письменно сообщить в Чукотское У ФАС России о выполнении настоящего Предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУКОТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
ПРЕДПИСАНИЕ № 3/3-01Ж
(извлечение)
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 28 мая 2010 г. о признании действий ООО "Ч", находящегося по адресу: <...>, нарушающими антимонопольное законодательство в части соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающих действия, ущемляющие интересы других лиц, что выразились в предъявлении к оплате счетов за потребленные коммунальные услуги в завышенном размере жителям и организациям п. Угольные Копи,
предписывает:
Обществу с ограниченной ответственностью "Ч":
1. В срок до 1 июня 2010 г. прекратить действия, нарушающие часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ущемляющие интересы других лиц.
2. В срок до 7 июня 2010 г. провести анализ действий работников ООО "Ч" на предмет соответствия требованиям Постановления Правительства от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
3. Ежемесячно, в течение последней недели месяца снимать показания общедомовых приборов учета коммунальных услуг совместно с представителями энергоснабжающей организации и заносить в журнал учета показаний.
4. В срок до 10 июня 2010 г. письменно сообщить в Чукотское УФАС России о выполнении настоящего Предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.